Опубликовано 03.11.2016 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Беседа с автором и режиссером спектакля «Звонари» Ольгой Сиваченко


С Ольгой Сиваченко беседовала Жанна Бобкова.


 
Воскреси хорошее, погаси плохое,
Друг мой, медный колокол,
В сердце у меня! 
 
От неожиданной искренность девочки, произносящей со сцены эти слова, чувствуешь неловкость и невольно поднимаешь глаза. На написание этой пьесы автора вдохновил проект, о котором уже писал портал Православие.RU. Это история молодой женщины, которая однажды проезжала мимо разрушенного и затопленного при строительстве Волго-Балта храма на острове, вернулась домой в Москву, но уже не могла забыть увиденной церкви и стала по буквально кирпичику сама ее восстанавливать.

Спектакль «Звонари» повествует о том, как просыпается память и совесть в мире, где человек не знает своей истории, но внутренне очень связан с церковью прадедов. Действие спектакля происходит в наши дни, но прошлое постоянно вплетается в повествование. В деревне Романовка от церкви остались одни развалины. Герои пьесы, оказавшись там, постепенно узнают, что все они не чужие деревенскому храму: чей-то предок его строил, чей-то был здесь звонарём, кто-то был жертвователем, а кто-то – разрушителем…

Ваш актер – кто он? А кто точно не Ваш актер?

– Мои актёры – это самые обычные дети. С окраины города. У них разные семьи, школы, достаток, воспитание, ценности, возраст.

Нет детей, про которых можно сказать – «это точно не мой актёр». Все, кто пришёл в театр работать, – все мои. Кто пришёл полюбопытствовать просто – те быстро уходят, до спектаклей они просто не доходят. И это не плохо и не хорошо. Дети ищут себя: попробовал театр, потом в спорт пошёл, потом в рукоделие. Это нормально.

Я не могу сказать, что дети, увешанные гаджетами, не вылезающие из компьютерных игр, «пустые» дети – не мои актёры. Они не пустые. Они как-то всё успевают… На репетициях и спектаклях у нас есть правило – отключать и убирать телефоны, планшеты.

В театр, как под трамвай, попал – и всё. И любые компьютерные игры бессильны.

Близка ли детям тема поиска корней или это уже вымылось из их сознания безвременьем современности? Если да, как Вы это почувствовали?

– Они интересуются, конечно. Но за этим должен стоять взрослый. В спектакле героиня Даша говорит: «А мой папа уже пытался узнавать свою родословную. В архив поеду с папой». Вот если есть такой папа или мама, дед, тётя, то могут начать искать.

Когда я начала готовить декорации, я скачала из Интернета старинных фотографий. Вдруг моя коллега сказала: «А у меня тоже есть старинные фото: там моя бабушка, ещё младенец. Хочешь, принесу?» Я подумала: «Почему бы и нет? Кстати, и у меня есть старые фото…» Спросила у детей: оказалось, и у них есть. Вот так появились в нашем спектакле не «посторонние» фото предков из Интернета, а свои родные. Там есть фото и моего прадеда с товарищами: товарищи все из немцев Поволжья, и видно – крепкие добрые мужики….   

Одно фото было крошечное и очень бледное, повреждённое. Я даже сомневалась, брать ли? Все-таки реквизит: будет ли это смотреться со сцены или будет просто как мутная серая картонка?

Девочка, его принёсшая, даже не знала, кто из трёх солдат её родственник, с какой стороны родня: с маминой? с папиной? Потом выяснила, что крайний слева – это прапрадедушка со стороны отца. С войны он вернулся, слава Богу. А это – единственная карточка с фронта. Детям, делающим по сотне селфи в день, сложно понять, что такое «единственная карточка». Да ещё и с фронта.

Вот ради этого это бледное фото я взяла. Не реквизит это. Это память. И смотрит этот прапрадедушка на нас с небес и радуется – его помнят!

Расскажите о самом счастливом моменте, самой сильной злости, самой большой радости на репетициях спектакля?

- Репетиция – это сложный, непредсказуемый творческий процесс. Дети приходят, а некоторые и приезжают, после школ, усталые и голодные, а им надо войти в рабочее состояние. Чаю попьют – и на сцену. А там уж всё: и злость, и счастье, «и смех, и радость, и любовь».

Иногда приходилось что-то им объяснять. Они не понимали, почему, например, в школьном альбоме Боевой Славы есть портрет героя, а в его собственной семье – у внуков, правнуков – нет? Зачем тверской купец подарил колокол церкви не в своей деревне, а совсем в другом регионе? Мы просто обсуждали: могло ли такое быть? почему так было? Старались вместе разобраться. Я рассказывала им истории, которые легли в основу той или иной реплики или сцены.

Когда я закончила «Звонарей», то, как Пушкин, кричала: «Ай да, Ольга! Ай да….!» Сама восхищалась, как я всё ловко соединила. «В путь героев снаряжал, наводил о прошлом справки, и поручиком в отставке сам себя воображал…» А когда начала ставить как режиссёр, я кричала: «Кто это написал?! Как это можно поставить, все эти смены времени и места действия, в условиях бедного бюджетного театра?! Это сценарий для кино!»

Но как-то всё-таки поставили... Придумалось. Родилось.

Расскажите случай, когда театр изменил что-то в вашем актёре/актёрах. Как это случилось?

– На премьеры мы обычно собираем родителей и друзей. На премьере «Звонарей» во время сцены, где ребята держат в руках портреты своих предков, прабабушка девочки-актрисы Розы Фроловой громко сказала на весь зал: «Это мой родной отец!»

И я спиной почувствовала: зал качнулся к сцене, беззвучное «ах…» – и волна энергии… Памяти?

Сейчас Роза играет другую роль в спектакле, портрет её прапрадеда Василия Токарева проносит другой актёр, но мы, все актёры и руководители театра, теперь знаем, что этот мужчина в военной форме – её дедушка, погибший в боях под Смоленском, места захоронения которого семья не знает.

Почему-то эта история для нас мощнее всяких патриотических мероприятий ко дню Победы. Мы хотим, чтобы Роза Фролова нашла могилу прапрадедушки и могла положить туда цветы. А Василий с небес улыбнулся бы и подумал: «Ну, значит, не зря я голову сложил… Живи, Розка, расти большой!»

Должен ли театр менять зрителя? Зритель – театр? Кто кого меняет и меняет ли вообще?

– Наверное, меняет. Надеемся, что в лучшую сторону.

Когда к нам приводят орущую массу детей на спектакль (орут они от полноты жизни, от предвкушения развлечения, от необычности ситуации – в театр их привели!), мои актёры уверены, что их «усадят». Есть у нас такое понятие «усадить публику», и мы знаем, на каком спектакле, на каком моменте они усядутся, то есть начнут слушать.

И хотя сейчас дети привыкли смотреть телевизор, где можно громко комментировать (телевизору же это не мешает!), они «усаживаются». Спектакль «Звонари» как раз такой. Его смотрят всегда. В финале, когда зажигаются огни в бумажном макете церкви, неизменно ахают и потом бегут к сцене – заглянуть в окошечки... Понимают же, что не свечи там зажглись и нет там никого, что это бумажная модель, а всё равно бегут и заглядывают. И взрослые, кстати, тоже. Значит, «усадили». Вовлекли в историю. Зацепили.

Спектакль с актерами-детьми – сложный жанр. Надо найти некий момент совпадения между детским переживанием на сцене и взрослым переживанием в зрительном зале. Где для Вас эта точка встречи?

– Спектакль – это всегда сложно, с детьми он или со взрослыми. «Звонари» – спектакль для семейного просмотра: дети видят свое, взрослые – свое. Самое главное для меня – не соврать. Поэтому, когда я писала диалоги, старалась передать именно манеру говорить нынешних детей. Не сленг, а манеру. Чтобы это было правдиво и узнаваемо. Тут важно не впасть в крайность: чтобы условно-отрицательный герой не говорил нагло, вульгарно, а положительный – гладенько и сладенько. Иначе – фальшь, и это сразу почувствует и зал, и зрители.

И нельзя надумывать то, что хотелось бы видеть взрослым или начальству, а в жизни такого нет. Фальшива была бы ситуация, если бы подросток вышел во двор и воскликнул: «Ребята! Давайте составлять родословные!» Не делают они сейчас так. Монахиня вряд ли с порога сказала бы: «Ах, какие молодцы, нашли церковь разрушенную, а мы и не знали! Сейчас я пойду и починю!».

Все они – служители церквей, монастырей – знают о проблемах разрушенных или разрушающихся церквей, и душа у них болит за эти святые намоленные места, да не всё им под силу так сходу поправить, как юридически, так и финансово.

Тема памяти – магистральная в спектакле «Звонари». Какие картины встают в Вашей личной памяти, когда Вы видите разрушенные храмы?

– В детстве я каждое лето проводила у бабушки с дедушкой в селе Н. Матвеевка. Когда я научилась подписывать конверты, то спросила: «что это за Н.»? Мне ответили: «Новая». Новая Матвеевка. А была и Старая – село на берегу Волги, и дед с бабушкой там раньше жили. Село выселили в 1961 году перед затоплением, но этого я не помню, а вот 67-ой я уже помню хорошо: той осенью запустили ГЭС. Мы приезжали на место старой Матвеевки на велосипедах и видели, как она уходила под воду. Волга жрала берег с каждым годом. Там в одном дворе груша росла. Сначала на берегу. Следующим летом висела уже на обрыве, половиною корней. А летом 69-ого груши уже не было. Также обрушивалось и сельское кладбище постепенно, и дома. Деревня постепенно ушла под воду. Сейчас уже водная гладь.

Была там и церковь, построенная тщанием прихожан. Подо что переделали храм в годы советской власти, неизвестно, да и неважно теперь: всё обвалилось, всё в Волге – ни развалин не осталось, ничего.

Может быть и вот эта невозвратность тоже сыграла свою роль в создании спектакля. Я хотела бы увидеть этот храм, храм моих предков, но не могу увидеть даже развалины.

На создание спектакля «Звонари» Вас вдохновил затопленный храм в Крохино и волонтеры, которые его восстанавливают. Вы даже ездили туда со спектаклем. Ездите вы с театром и в другие места, где стоят разрушенные церкви, позабытые местными жителями. Расскажите, каково это – играть детский спектакль об исторической памяти в таких местах?

– Да, ездим. Играем в местах, где храмы разрушены, напоминаем местным жителям о произошедшем. Например, в одном селе, где уже и не живёт никто, на развалинах храма мы просто проговорили сцену из спектакля. Для себя. Кто из исполнителей был, сказал своё, а я – реплики тех, кого не было в поездке. Вот там возникло такое чувство… Не описать.

Другой случай: мы играли спектакль в селе, где стоит разрушенный храм, и посмотреть его приехал энтузиаст из соседнего села, где своя церковь тоже ждёт реставрации. Восстановление там уже двигается, есть община, благословение, словом, дело идёт. Этот дядюшка привёз фото своего храма – показать. Он был так впечатлён спектаклем, что раздарил детям весь свой запас фотографий, и говорил: «Это надо у нас, нашим в селе, показать! Вот это всё сдвинет!» Значит, надо двигать не только кирпичи и балки, но и сознание. Мы стараемся это делать.

Когда мы были в затопленном Христорождественском храме в Крохино, мне запомнилось, как наша актриса Алина Ерантаева прочитала молитвы Николаю Чудотворцу и святым Петру и Павлу, и мы оставили в одной из храмовых ниш иконы этих святых. Тогда же обсуждали с детьми, уместны ли иконы в разрушенном храме? Расхождений во мнении не было: «Ну, это ж всё равно храм. Только разрушенный».

В одном из интервью Вы рассказали, как играли для сельских зрителей спектакль о проблеме малых рек, и сразу после представления весь зрительный зал вышел чистить берег своей речки… Расскажите, как это было?

– Ох, это было так давно, еще в 90-е... После поклона актёров я вышла на сцену попрощаться, пожелать беречь природу. Сказала, что ширится и множится движение «Поможем реке», люди ходят, чистят берега…

С задних рядов сельская молодёжь крикнула: «И мы можем!» «А не слабо? Давайте сейчас?», – не сдалась я. «Пойдём!», – откликнулся партер, и все, действительно, пошли. И мы, артисты, прямо в гриме.

Не было никаких граблей и мётел: не побежали же они по домам. Да и мусора такого, как сейчас, не было: пластиковые бутылки тогда никто не выбрасывал, их мыли и использовали в хозяйстве. Но мы собрали много сухостоя, каких-то железок. В понимании селян, это загрязняло берега их речки. У них возникло желание встать и сделать.

Но это не мы. Это – волшебная сила искусства.
Колокол!
Вот бы нам до неба дозвониться,
Вот бы всю вселенную
звоном обогреть,
Может быть за это
что-нибудь простится,
Может, сами ангелы
захотят подпеть.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Беседа с автором и режиссером спектакля «Звонари» Ольгой Сиваченко Беседа с автором и режиссером спектакля «Звонари» Ольгой Сиваченко Беседа с автором и режиссером спектакля «Звонари» Ольгой Сиваченко Беседа с автором и режиссером спектакля «Звонари» Ольгой Сиваченко Беседа с автором и режиссером спектакля «Звонари» Ольгой Сиваченко Беседа с автором и режиссером спектакля «Звонари» Ольгой Сиваченко Беседа с автором и режиссером спектакля «Звонари» Ольгой Сиваченко Беседа с автором и режиссером спектакля «Звонари» Ольгой Сиваченко Беседа с автором и режиссером спектакля «Звонари» Ольгой Сиваченко Беседа с автором и режиссером спектакля «Звонари» Ольгой Сиваченко Беседа с автором и режиссером спектакля «Звонари» Ольгой Сиваченко Беседа с автором и режиссером спектакля «Звонари» Ольгой Сиваченко
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1151


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (42)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930