Опубликовано 02.02.2017 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Почему не стоит сомневаться в Церкви?



 
Почему не стоит сомневаться в Церкви?Жизнь святителя Афанасия Великого была нелегкой. Однако ее значение для Вселенского Православия не ограничивается лишь исповедническим подвигом Александрийского Патриарха. В житии именно этого святого на примере конкретных исторических обстоятельств слова Христа о непоколебимости Церкви даже перед вратами ада (см.: Мф. 16: 18) приобретают ясные очертания беспрекословной истины. И это очень важно. Ведь не секрет, что в определенные моменты истории сторонний наблюдатель может найти слишком много аргументов для критики как церковного устройства, так и ее способности оставаться «столпом и утверждением Истины» вопреки действиям конкретных личностей. Вопрос актуален всегда: где доказательства того, что Церковь действительно управляется Духом Святым?

Обратимся к фактам из жизни святителя Афанасия Великого. 9 июня 328 года в возрасте 28 лет святой был единодушно избран на Александрийскую кафедру. Однако его бескомпромиссная позиция в борьбе с арианской ересью сильно раздражала приверженцев этого учения, которые после поражения на І Вселенском Соборе все же сумели со временем приобрести значительное влияние в Римской империи. Они начали целую кампанию против святителя Афанасия. В 334 году был созван Кесарийский собор, на котором святителя осудили. Но вскоре ложь ариан стала явной, и святой был оправдан. Однако уже в следующем году Тирский собор по наветам противников низложил святого, а в 336 году он был осужден императором на изгнание в Трир. Через два года ему удалось все-таки вернуться из ссылки, но весной 340 года императорский наместник с помощью вооруженной силы поставил архиепископом Александрийским арианина Григория. Преследования и изгнания святителя продолжались практически всю его жизнь. В целом из 45 лет своего епископства в изгнании он провел около 20 лет. Как видим, с этим святым отцом боролись и с помощью силы, и с помощью чисто церковных инструментов – созывали против него соборы, низлагая «законным» путем. И все же не это было самым страшным для подвижника и для Церкви.

Трудно себе представить, но было время, когда один только святитель Афанасий Великий, скрываясь от преследований в египетской пустыни у преподобного Антония, поддерживал истину о «единосущии» Святой Троицы. Даже святитель Василий Великий не был тогда еще сторонником понятия «единосущный» (по-гречески «омоусиос»). И в конце концов понадобился долгий 50-летний путь борьбы, чтобы вся Церковь во главе со святыми братьями Василием Великим и Григорием Нисским вернулась к истинам, которые отстаивал святитель Афанасий и которые одни могли сохранить учение Христово в неповрежденном виде.

Здесь мы сталкиваемся с поразительным фактом. Оказывается, что принцип «соборности» в Церкви Христовой действует совсем не так, как это происходит в обществе. В Церкви правильный путь – это не тот путь, который избрало большинство. Здесь верная позиция может быть даже непопулярной среди абсолютного большинства иерархов. Однако Церковь не следует голосу большинства, ею руководит нечто иное – дыхание Святого Духа, Который действует в ней. В истории Церкви мы видим много примеров того, как рационализм уступал место мистическому вдохновению и даже самая непопулярная, но верная позиция непостижимым образом становилась общецерковной. Этот факт трудно объяснить. Ошибаться могут священники, иерархи, даже соборы, но Церковь всегда удивительным образом не сходит с истинного пути – и мы не имеем права сомневаться в ней! А причина в том, что ее истина – не в мертвой букве указов и постановлений, а в реальной жизни Святого Духа, неописуемой и невыразимой.

Святителя Афанасия не понимали его собратья-епископы, его преследовали противники, используя даже чисто церковные инструменты влияния. Однако истины, которые он в одиночку решительно отстаивал, не были отвергнуты исполняющим Церковь Духом, поэтому были непобедимы. Святитель Афанасий не был философом, он не имел блестящего образования и все же, несмотря на это, оставил удивительно точное и глубокое по своей сути выражение истины о единстве Пресвятой Троицы. И в этом ярко проявляется парадокс церковной жизни, который невозможно объяснить с точки зрения обычной человеческой логики. А значит, не стоит оценивать Церковь, ее жизнь в мире исходя пусть даже из самых очевидных фактов. Жив Господь и знает Он, как спасать любящих Его! Сила Церкви во всемогуществе Творца, а не в безукоризненности жизни или позиции тех, кто был призван пасти стадо Христово. И здесь никакие обстоятельства или факты не могут быть аргументами, потому что Господь сказал твердо и однозначно: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Священник Роман Савчук

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1160


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (38)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930