Опубликовано 20.02.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Священник Сергий Круглов. Почему умирает молитва


Кто же все-таки в этой сложной системе отношений между нами, святыми и Богом — наш подлинный заступник от зла? «Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы», — говорим мы и Богу, и Пресвятой Богородице, и каждому из святых. Как это понимать? Размышляет священник Сергий Круглов.


 
На трагические события, происходящие в Киеве, обитатели Интернета реагируют всяк по-своему. Многие молятся о умирении во вражде сущих (не о «примирении» как политическом акте, а именно о «умирении» — о сошествии мирного духа в человеческие сердца, полные ненависти и боли, и прекращении взаимного братоубийства). И правильно делают. Молитва как никогда нужна сейчас всем нам…
Но я сейчас о другом. Нашедши три такие церковные молитвы в Интернете — ко Господу, Богородице и страстотерпцам князьям Борису и Глебу — я разместил их в посте своего ЖЖ с мыслью, вдруг кому пригодится. И среди комментариев был такой: «Я пытаюсь понять смысл молитв православной церкви. Как соотносятся слова первой молитвы «иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы» с тем, что сразу же следом идет молитва другим святым?».
И в самом деле… «Господи Сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы» — так мы обращаемся к Самому Богу. Но ведь и к Богородице, и ко святым, и к ангелам мы обращаемся в молитвах, акафистах, тропарях канонов со словами примерно того же содержания: не имеем иного защитника (иногда получается, что защита эта — от… Бога, Которого предстатель должен умолить простить наши грехи и остановить Свой гнев, «на ны движимый») — кроме тебя… Так кто же все-таки в этой сложной для постороннего взгляда системе отношений между нами, святыми и Богом — наш подлинный заступник от зла? В каком контексте мы все же вправе говорить Тому (тому), к кому обращаемся с молитвой, об исключительности его заступничества?
Мы часто говорим о том, что собрание молитв Православной Церкви, как богослужебных, так и частных, изложенных в многочисленных молитвословах — бесценное сокровище. И это, конечно, так. Однако мы с вами часто упускаем из виду простой факт: всё это — чьи-то слова, обращенные к Богу и святым, но не наши личные. Прекрасно, когда среди слов этих молитв мы находим созвучные нам. Но при этом обращать к Богу и свои собственные слова мы обязаны. Просто потому, что молитва — это разговор, общение ребенка со своим Отцом небесным, или со старшими товарищами во Христе — святыми.
И худо то, что живость писаных молитв для многих из нас стёрлась, формализовалась (так и подмывает сказать «за века употребления», но не скажу — тут не в веках дело…) , что к этим молитвам мы относимся как к священным формулам, в которых непреложна всякая запятая, относимся как к заклинаниям и убеждены, что Бог и святые откликаются только на эти формулы: измени букву в молитве — и не будешь услышан…
Увы, с молитвенными прошениями мы нередко обращаемся к святым, к которым у нас нет какого-то особого личного отношения, просто потому, что «так положено», ибо вторник посвящен Иоанну Предтече, а четверг — святителю Николаю Чудотворцу, а этому святому мы молимся потому, что сегодня в календаре — его память, и именно ему читается на службе канон. Или потому, что вопросы с жильем решает святитель Спиридон Тримифунтский, а от зубной боли помогает мученик Антипа, а от онкологии и мастита молятся Божией Матери, но важно не перепутать иконы — «Всецарицу» и «Млекопитательницу».
Вместо живого человека — святого, или живого Богочеловека-Христа, мы видим функцию, у которой чего-то просим, перед которой обязаны в чем-то каяться, у которой просим заступления, как, например, у сотрудника полиции — мы его совсем не знаем, у нас нет с ним отношений, нам не важно, какой он человек, нам важно, что он носит форму и находится «при исполнении»…
Не то бывает, когда мы любим того, к кому обращаемся с той же просьбой, покаянием, благодарностью, в радости или слезах, но при этом слова наши живы, интимны и идут из глубины нашего существа. Именно при таком неформальном искреннем обращении и могут быть уместны слова: «У меня больше никого нет, кроме тебя!» — они отражают живое чувство. И эти единственные слова нам не придет в голову говорить всем подряд, через запятую… Как и всякие слова любви и живой веры, они — единственны.
Так что же, скажет кто то, писаные молитвы не нужны? Нужны. Повторю, это настоящий кладезь Предания. Но нужны, не в последнюю очередь, для того, чтобы учиться на них — и стремиться обрести свой собственный молитвенный голос.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1830

Ключевые слова: проповедь, Украина

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (34)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930