По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 26.02.2016 в рубрике  Образование
 

Варвара Васильевна Архангельская: от сельской учительницы до местночтимой святой

Быть сельской учительницей – высокое, но трудное призвание, говорить ученикам о Боге в самый разгар гонений – выбор, требующий немалого мужества, пребывать в затворе и отвергнуть радости этого мира, приняв на себя подвиг юродства, – великий и тяжелый путь. Все это соединилось в жизни одной женщины, 50 лет со времени завершения земного пути которой исполнится на днях.

 
Варвара Васильевна Архангельская:  от сельской учительницы до местночтимой святойВарвара Васильевна Архангельская родилась 20 ноября 1890 году в семье священника села Карауловки Уфимской губернии. В раннем детстве она потеряла родителей, воспитывалась бабушкой, которая служила при храме просвирницей. В августе 1902-го поступила в Уфимское епархиальное женское училище, которое окончила через семь лет со званием домашней учительницы.

Отказавшись от замужества, она работала учительницей начальных классов в сельских школах, в 1910-х годах окончила Учительский институт в Уфе, позже учительствовала в различных селах Башкирии. В середине 20-х годов была направлена в село Скворчиха (и одновременно в село Буденя) Стерлитамакского кантона. Отныне с этим местом будет связана вся ее дальнейшая жизнь.

Несмотря на декрет советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и запрещение преподавать в школах православное вероучение, блаженная Варвара на всех местах своего служения обучала детей Закону Божию. Однако около 1928-1929 гг. ей пришлось прекратить столь любимое дело учительства. Когда директор школы окончательно запретил говорить ученикам о Боге, Варвара Васильевна сказала: «А куда же Он делся? Вчера был, сегодня есть, а завтра не будет?! Ну ладно, до свиданья», – так неожиданно попрощалась она и больше в школу не пришла.

Примерно через год-полтора Господь открыл блаженной путь к утверждению ее в подвиге затворничества. Блаженная Варвара занавесила окна своего дома, на улицу выходила редко, только в сумерках или ночью, старалась не показываться на люди. Поддерживала общение с несколькими благочестивыми семьями, давала им книги духовного содержания, беседовала о вере.

Варвара Васильевна Архангельская:  от сельской учительницы до местночтимой святойОколо 1930 г. Варвара Скворчихинская поселилась в заброшенной овчарне, раздала свои вещи, оставила все житейские попечения, живя только тем, что ей приносили. К ней за духовными наставлениями приходили сотни людей. Блаженная к посетителям не выходила, а разговаривала через дверь, часто она говорила притчами, иногда давала прямые советы.

Почти все, что ей приносили, раздавала: так, например, она помогала детям, поддерживала семьи, чьи кормильцы воевали на фронте во время Великой Отечественной войны. В 1920-30-х гг. несколько раз подвергалась кратковременным арестам.

В период «холодной войны» блаженную обвинили в шпионаже в пользу США, поскольку она «живет закрыто, а все знает». Получается, так властями было дано официальное свидетельство прозорливости Варвары Скворчихинской.

Зимой 1952-1953 г. старицу насильственно поселили с людьми и запретили жить в затворе, однако через короткое время все-таки дали разрешение жить отдельно. Попущенное Богом испытание послужило поводом к усугублению подвига – блаженная перестала топить печь, претерпевая в темноте и холоде суровые уральские зимы. О ней знали не только в Уфимской области, но и в соседних регионах.

Власти пытались противодействовать духовному влиянию подвижницы, за посещавшими ее людьми наблюдали, сообщали на работу «для принятия мер». Около 1957-1958 годах власти собирались поместить Варвару в дом престарелых, однако решение так и не было выполнено.

Осенью 1962-го сгорел дом блаженной. Несмотря на попытки почитателей блаженной Варвары и даже местных властей обеспечить старицу нормальным жильем, подвижница поселилась в полуразвалившемся сарае, где раньше держали скотину, прожила там три года без тепла и света, спала летом на земле, зимой – в снегу на соломе или же сидя на сундуке, прислонившись спиной к стенке сарая

Одежду ее составляла старенькая фуфайка, хлопчатобумажное платье и чулки. Одежда была простая, чёрная, на ногах – резиновые калоши, иногда летом в жару блаженная Варвара надевала валенки. Одежду она носила всегда одну и ту же, на голове – косыночка или тряпица. Подвижница годами носила на теле подобие власяницы – рубашку, в которую вставляла булавки остриями к телу, мяса не ела никогда.

Современники рассказывали, что голос у Варвары был «чистый, ясный, как ангельский, приятный, звонкий, громкий, молодой; говор очень ясный, дикция четкая, как и должно быть у учительницы».

Много лет подвижница жила в полной темноте, почти не выходя на свет: днем молилась в сарае, ночами несла подвиг молитвенных бдений. На ночную молитву выходила к своему родничку.

Варвара Васильевна Архангельская:  от сельской учительницы до местночтимой святойВерующие привозили блаженной Варваре просфоры, она просила привозить ей свечи, лампадное масло, церковные книги с крупным шрифтом. Любила церковное пение, иногда просила приходивших девушек петь молитвы, духовные песни. Говорила многим, что очень любит службу, особенно вечерню.

Основное содержание ее духовной жизни составляла внутренняя молитва. За все годы затвора блаженная Варвара ни разу не была в храме (в Скворчихе его закрыли в конце 1920-х – начале 1930-х гг.), однако от Церкви никогда не отходила, ее причащали священники, посещавшие затворницу. Приходившим к ней людям Варвара наказывала чаще ходить в храм, особо почитать день памяти своего небесного покровителя (говорила: «Чти свой день Ангела, как Пасху»). Варвара Скворчихинская прославилась даром прозорливости, ей в равной мере были открыты события и человеческие мысли; блаженная обладала также даром исцеления, молитвенной помощи.


Варвара Васильевна Архангельская:  от сельской учительницы до местночтимой святойО времени и обстоятельствах своей кончины блаженная Варвара знала заранее, о чем прикровенно сообщила верующим. В феврале 1966 года в сарае, где она жила, случился пожар, старицу вытащили из огня. Несмотря на то, что ожоги были несильными, на следующий день блаженная Варвара умерла, была похоронена на кладбище в Скворчихе.

27 февраля исполняется 50 лет во времени преставления блаженной старицы. Народное почитание ее с годами не ослабевало. В декабре 2000 года по благословению приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось обретение мощей Варвары Скворчихинской. В 2001-с Предстоятель Русской Православной Церкви благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии.

Ныне на месте подвигов  подвижницы в селе Скворчиха устроена женская монашеская обитель. В храме скита блаженной Варвары, затворницы Скворчихинской, и пребывают ныне ее мощи.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 891


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 

Самое новое:     все >>>


Объявления:   все >>>

26 ноября
Открытый университет Православной культуры России приглашает на очередное занятие...
12 декабря
12 декабря – открытие VII Тихомировских Чтений...
8 декабря
8 декабря 2017 года состоится пленарное заседание VII Искитимских Рождественских...
7 декабря
В Новосибирске на Рождественских Чтениях обсудят вопросы служения глухим людям...
22 октября
Возобновляет свою работу проект "Школа духовной безопасности"...

Нравится Друзья


Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2017 (165)
Октябрь 2017 (173)
Сентябрь 2017 (182)
Август 2017 (151)
Июль 2017 (139)
Июнь 2017 (113)

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

Яндекс.Метрика