Опубликовано 17.10.2015 в рубрике  Новости Митрополии, Материалы НЕВ
 

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Троице-Сергиева Лавра

Когда мы говорим о таких понятиях, как «Третий Рим», «Московская Русь», «Северная Фиваида», то за этим всегда стоят не только какие-то политические события, но и конкретные люди, которые преодолели княжескую междоусобицу и смогли создать великое государство. Сегодня мы обращаемся к личности Преподобного Сергия Радонежского. А это имя в свою очередь неразрывно связано с Троице-Сергиевой Лаврой.
 
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Троице-Сергиева ЛавраОбитель Преподобного Сергия очень близка мне лично, поскольку я 12 лет жил в этом монастыре: сначала учился в Московских Духовных школах, а затем был в числе братии монастыря.

Мое первое знакомство с Лаврой состоялось еще в ранней юности. Наша бабушка любила паломничать. Она часто ездила в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Почаевскую Лавру, до революции была в Марфо-Мариинской обители на прославлении святителя Ермогена. А ее муж, мой дедушка, ездил в Саров на прославление Преподобного Серафима Саровского. Бабушка всегда брала с собой в паломничество мою старшую сестру, а летом 1964 года она впервые взяла и меня. Мы поехали в Лавру на празднование памяти Преподобного Сергия в июле месяце.

В Воронеже, где мы жили, в атеистическое лихолетье все храмы и монастыри были разорены. Сам город во время войны на девяносто процентов был разбит немецкой авиацией. Церковные книги были дореволюционные, иконки примитивные. Здесь же, в Лавре, я соприкоснулся с великой русской духовной культурой. Я увидел величественные богослужения, на которых молилось множество людей, множество архиереев и сам Патриарх. Но истинное понимание этого места пришло позже, когда я прочитал работу отца Павла Флоренского о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Он писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудного старца», святого Сергия».

Тогда у меня, шестнадцатилетнего молодого человека, не появилось желания поступить в число братии Лавры. Но жизнь моя после этой поездки изменилась: я не стал продолжать учиться в средней школе, а пошел работать на завод и обучался в школе рабочей молодежи.

Конечно, мы продолжали ездить в Лавру. Моя сестра знала многих лаврских старцев, однажды она подвела меня к своему духовнику — архимандриту Тихону (Агрикову), доценту Московской академии. Он жил в изгнании с 1968 года на Украине как схиархимандрит Пантелеимон и похоронен в Подмосковье на ст. Тайнинская. После него остались труды, в частности, серия книг «У Троицы окрыленные» о жизни монахов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры после ее открытия в 1946 году.

После службы в армии, в 1974 году, я поступил в Московскую Духовную семинарию, которая располагалась на территории обители Преподобного Сергия, а затем в академию.

Перед окончанием духовной школы учащиеся старались определиться: жениться, чтобы принять священнический сан, или стать монахом. Мы с мамой поехали посоветоваться к одному старцу, и он порекомендовал мне монашеский путь. Тогда я подал документы на постриг, но из Патриархии пришел ответ, что для этого нужно жить в монастыре. А поскольку я учился в духовной академии в Лавре, то я и пошел к наместнику архимандриту Иерониму (Зиновьеву). Но отец Иероним не взял меня.

Ректор духовной академии митрополит Владимир (Сабодан), до недавнего времени Блаженнейший митрополит Киевский, рукоположил меня в диаконы. Я служил на приходах Московской области вместе с митрополитом Питиримом — председателем Издательского отдела и главным редактором Журнала Московской Патриархии, у которого я был сотрудником с 1976 года.

В 1980 году мы с митрополитом Питиримом были в паломничестве в Италии. В делегацию включили и наместника Свято-Троицкой Сергиевой обители архимандрита Иеронима. Мы подружились. Он спросил меня о монашестве и предложил после поездки прийти к нему на прием. Я шел, а по дороге все думал: возьмут меня или не возьмут. В этот момент мимо проходил знаменитый регент архимандрит Матфей (Мормыль) и, увидев меня, сказал: «Возьмут, возьмут!», — хотя он не знал, зачем я пришел.

Действительно, меня приняли в братию Лавры. В 1981 году Великим постом на празднование иконы Божией Матери «Споручница грешных» был мой постриг в монашество. Восприемником был архимандрит Кирилл Павлов. Отец Иероним болел, сначала даже хотел отказаться, но потом набрался сил и постриг нас. Нас постригали с внуком отца Павла Флоренского Сашей Трубачевым, нас потом и рукополагали вместе, только меня уже в священники, а его в диаконы.

После пострига духовник сказал, чтобы мы не спали трое суток и молились, находясь в полном монашеском облачении. В армии я хорошо переносил ночные дежурства, привык. Но здесь так хотелось спать! В шесть часов утра нас вели к раке Преподобного Сергия, где совершалась полунощница и молебен. Затем шли на постовую службу, где в течение пяти часов молились на солее, затем вечерняя служба, ночью тоже читали молитвы. На третий день после молитвы на снятие клобука, по лаврскому обычаю, мы отправились благодарить отца наместника.

Я был связан работой в издательстве, поэтому в Лавру приезжал на субботу и воскресенье, и то не каждый раз, а только когда появлялась возможность. В том же году отец Иероним подал прошение Святейшему Патриарху, и на Светлой Седмице, на праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», меня рукоположили в иеромонаха.

* * *

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. Троице-Сергиева ЛавраИстория Лавры в XX веке, как и в предшествующие века, была непростой, но обитель выстояла во всех испытаниях. После Великой Отечественной войны Сталин вызвал членов Синода РПЦ и сказал, что отношение к Церкви меняется, что Церковь провела большую патриотическую работу, собирала средства для фронта, и в связи с этим верующим возвращается Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Она была закрыта 25 лет и обращена в музей. Но благодаря описи, составленной отцом Павлом Флоренским и русским искусствоведом и реставратором Юрием Александровичем Олсуфьевым, удалось опознать и вернуть разграбленные святыни. После войны в Лавру была возвращена и глава Преподобного Сергия. От осквернения в 1919 году ее спас художник Петр Голубцов, который закончил свою жизнь в Свято-Троицкой обители в 1982 году, будучи уже Высокопреосвященнейшим Владыкой Сергием.

Первыми духовниками Лавры были отец Петр и отец Феодорит. У отца Феодорита была отрезана часть языка — уже не помню, произошло ли это в результате болезни, или же он пострадал во времена гонений. Моя сестра хорошо их знала. От них старчество восприняли другие духовники Лавры. Отец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), духовник Псково-Печерского монастыря, рассказывал мне, что он тоже жил в Лавре сразу после ее открытия, был здесь одним из первых монахов. Тогда власти отдали только Успенский собор и келию, в которой поселились четыре иеромонаха. А наместнику архимандриту Иоанну (Разумову) жить было негде, и он вечером уезжал в Москву, а приезжал на следующий день рано утром, к полунощнице. И каждый день они совершали две Божественные литургии, меняясь: сначала двое на клиросе, а двое в алтаре, потом наоборот. «Такая была радость! Такой духовный подъем!», — вспоминал отец Иоанн (Крестьянкин).

Затем в Лавру собрались монахи, вернувшиеся с фронта, из ссылок, из тюрем. Они, конечно, очень высоко подняли духовную жизнь в Лавре. С некоторыми из них мне посчастливилось быть знакомым. Можно назвать имена некоторых из них — наших великих современников.

Схиархимандрит Серафим, которого называли Одуванчиком из-за седых пушистых волос, на все послушания приходил на час раньше братии. Приходишь, а он уже сидит, ждет, когда все соберутся на молитву. Когда он исповедовал, то говорил очень кратко. Он был глуховат, и чтобы исповедаться, нужно было кричать ему на ухо в присутствии всех остальных исповедников. Помню, как я к нему подходил, волновался, а он даже не стал меня слушать, говорит: «Ты посмотри, что перед тобой лежит. Вот лежит Крест, и на нем изображен Господь, Который за нас распялся. А это Евангелие, и только в этой Книге написана правда». И ничего больше не стал мне говорить. Я спросил у него, как мне себя вести, как молиться, поститься. А он ответил: «Для молодого человека это не главное. Главное — не ходи в гости». 

Еще один подвижник Лавры — отец Филадельф (Боголюбов), его называли Братолюбцем (так с греческого переводится его имя), в миру Валентин Евгеньевич, доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретических основ электротехники Московского энергетического института. Когда он вышел на пенсию и похоронил маму, то пришел в Лавру. Он никогда не был женат, семьи не имел, но был настоящим молитвенником, подвижником, интересным человеком. Братия его очень любили, уважали. Он написал несколько книг о духовной жизни.

Все мы знаем отца архимандрита Кирилла Павлова, героя Сталинградской битвы Ивана (Павлова). Он жив и сейчас, уже слепой и глухой, живет на патриаршей даче в Переделкино. Это великий человек святой жизни, прозорливый, духовный человек. Много лет он был духовником Троице-Сергиевой Лавры. Отец Кирилл исповедовал каждый вечер, и ревностные монахи старались регулярно исповедоваться у него. А по субботам во время всенощной в Серафимовском пределе трапезного храма он исповедовал всю братию. Отец Кирилл с большой любовью относился ко всем, старался не обходить никого вниманием, часто делал подарки: ладан, привезенный со Святых мест, освященное маслице, иконки, подсвечники.
Все лаврские старцы: отец Феодорит, отец Кирилл, отец Наум, отец Лаврентий, отец Анастасий, отец Феодор и другие — были хорошими проповедниками. У отца Феодорита была собственная картотека с выписками из творений святых отцов, которую он всегда использовал, готовясь к проповеди.

Сегодняшняя Лавра поражает новичков не только хорошо налаженной духовной жизнью, но и, конечно, уникальными постройками. Все они принадлежат разным векам и эпохам, спроектированы разными архитекторами, построены разными строителями. Поскольку мне пришлось жить в Лавре, я облазил там все чердаки, изучил надписи, много раз был в музее. Мне было интересно всё, что связано с Преподобным Сергием, его деятельностью и учениками.

Самый древний собор Лавры — Троицкий — был построен сразу после кончины Преподобного Сергия. Это белокаменный храм с золотой крышей, здесь находится рака со святыми мощами Преподобного Сергия, здесь стоит иконостас, который написали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный.

Каждая башня монастыря имеет свое название: Водяная, которая близко к реке Кончуре, Пятницкая башня, Утичья башня…

Трапезный храм освящен во имя Преподобного Сергия, наверху башенка — там находилась библиотека. А сама крыша сделана так, что нет ни одной стропилины — только небольшие металлические кованые коленца примерно по 60 сантиметров в длину. Современные московские архитекторы посмотрели и сказали, что спроектировать такую крышу невозможно, только мастер мог из своего ума диктовать, что делать рабочим, а они выполняли. Особенно красивая конструкция там, где состыкуются три стороны крыши, — как будто паук паутину сплел. Эта крыша самодвижущаяся: если на одну сторону попадает снег, то она продвигается и сбрасывает его сама, потому что лазить туда и чистить ее, конечно, невозможно. И пожара практически не может быть, потому что там ничего нет, кроме кирпича и металла.

Написаны целые путеводители, книги о Лавре, в которых можно найти много интересного. При Преподобном Сергии обитель имела большие связи с Константинополем, с Византией, Преподобный Сергий посылал туда учеников, и они переписывали книги, иконы, и все это присылали в Московскую Русь. Но самое главное, что, по словам отца Павла Флоренского, воспринял Преподобный Сергий: он прикоснулся к огненной вершине византийского православия — исихазму.

Лаврская библиотека чрезвычайно богата. В государственных музеях сохранились рукописи времен Преподобного Сергия: каждому молодому иноку, послушнику, давали переписывать творения святых отцов, Аввы Дорофея и Иоанна Лествичника. Это было начало духовной жизни. Эти рукописи хранятся до сих пор, некоторые переплетены в одну книгу.

Обитель была разорена татарами, пережила осаду польско-литовских войск. Существует памятная доска в честь 300-летия защиты обители от польсколитовских интервентов. В одной из металлических дверей сохранилась дыра от пушечного ядра.

Юный император Петр I во время первого стрелецкого бунта 1682 года скрывался под престолом Успенского собора Троице-Сергиевой обители.
В Лавре хранится много мощей различных святых — они собирались веками. Немало известных деятелей русской истории и Церкви похоронено здесь. Например, в Духовском храме покоятся мощи святителя Иннокентия (Вениаминова), просветителя Дальнего Востока и Аляски. Недавно, во время реставрационных работ, в которых принимали участие новосибирцы, была обнаружена потайная комната с мощами святых. Частицы этих мощей были переданы нам в дар за помощь в реставрации, и находятся в ковчеге в Вознесенском соборе.

* * *

Нынешний год — год 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия. Заслуга его перед Россией огромна. В XIV веке Преподобный смог один духовно, политически и экономически возродить Русь.

Одно из дивных видений Преподобного Сергия — множество птиц, слетевшихся к нему в монастырь. Голос сказал ему, что это иноки, за которых он молится, и количество их не оскудеет, если только они захотят идти по стопам святого. Так всё и происходит: выходили, выходят и будут выходить из Лавры церковные деятели, архиереи, «ученики Преподобного», для трудов на ниве Божией в Великой России.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 12    
  Версия для печати        Просмотров: 3268

Ключевые слова: Троице-Сергиева Лавра, Митрополит Тихон

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


21– 23 ноября
21– 23 ноября 2019 г. состоится XVIII Уральская родоведческая научно-практическая...
31 июля
31 июля 2019 года состоится традиционный Серафимо-Турнаевский крестный ход...
2019
В 2019 году в г. Новосибирске пройдет II этап конкурса «За нравственный подвиг учителя»...
октябрь 2019
В октябре 2019 г. состоится конференция, посвященная 300-летию искитимских поселений...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Июль 2019 (46)
Июнь 2019 (51)
Май 2019 (77)
Апрель 2019 (67)
Март 2019 (71)
Февраль 2019 (103)

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии