Опубликовано 28.05.2021 в рубрике  Новости Митрополии
 

Бездуховность порождает монстров

Снова в школе погибли дети. Семь детей. На этот раз в Казани. Их расстрелял 19-летний житель города. Еще свыше двадцати он ранил. Педагоги пытались помешать ему, закрывали детей своими телами, и в них он стрелял тоже. Двоих убил. Трагедия. Беда. Горе. Да вот только все это уже было.
 

Наш разговор – с членом Общественного совета УТ МВД по СФО, членом межведомственной комиссии мэрии города Новосибирска по профилактике экстремизма, руководителем миссионерского отдела Новосибирской епархии, настоятелем Александро-Невского собора в Новосибирске протоиереем Александром Новопашиным.

- Да, такие трагедии в России происходят регулярно. Давайте вспомним: в 2014 году в Москве 15-летний подросток, застрелив учителя, взял в заложники целый класс, а когда его попытались обезвредить полицейские – одного правоохранителя убил, другого ранил. Его отправили на принудительное психиатрическое лечение.

В 2017 году в Московской области 15-летний школьник начал стрелять в классе из пневматического оружия, а затем ударил учительницу захваченным из дома кухонным топориком. Она выжила. Ещё пострадали трое школьников, которые испугавшись вооруженного одноклассника, выпрыгнули из окна и получили различные травмы. На этот раз эксперты признали несовершеннолетнего убийцу вменяемым.

Год спустя – Пермь. Двое подростков пришли в школу с ножами и зайдя в класс, где шел урок у четвероклассников, набросились на детей и учительницу. Пострадали 15 человек, но погибших, к счастью, не было. Затем подростки устроили поножовщину между собой, ранили друг друга. Насколько мне известно, одного из нападавших признали психически больным.

В том же году в Улан-Уде учащийся одной из школ напал на семиклассников и их учительницу, ворвавшись в класс с топором и «коктейлем Молотова», тяжело ранил шестерых детей и учительницу. Затем выпрыгнул из окна, но не разбился, остался жив.

Похожая ситуация произошла в Башкирии: 17-летний ученик школы напал на одноклассников с ножом и попытался поджечь класс горючим веществом. Ранил несколько детей и учителя. Одна девочка выпрыгнула из окна и травмировалась. Нападавший ударил и себя ножом, но ранение оказалось не смертельным.

В Курганской области девочка пришла в школу с пневматическим пистолетом и начала стрелять по одноклассникам. Ранила семерых, одного школьника пришлось госпитализировать.

В Барабинске студент колледжа вошел в класс с ружьем и застрелил однокурсника. Двое учащихся выпрыгнули из окна, получив травмы различной степени тяжести. Сам нападавший застрелился.

А сколько было подобных случаев, которые по разным причинам не получили широкой огласки? А сколько злоумышленников удалось задержать в период подготовки преступления? Только в прошлом 2020 году силовики предотвратили массовое убийство учащихся школ в Челябинске, Костроме, Керчи, Саратове, Красноярске, Тюмени, Твери, Волгограде… Список городов можно продолжить.

Кстати, не секрет, что многие школьники приносят в школы и ножи, и кастеты, и пневматические пистолеты – не для того, чтобы убить, ранить или травмировать, но для того, чтобы припугнуть, произвести эффект, показать себя – вот мол какой я крутой.

Я уж не говорю о том, что после каждого расстрела или резни, появляются подражатели-«шутники»; какие-то подростки обязательно проявят себя, а потом скажут: да мы пошутили! Понятно, что подобные «шуточки» можно списать на их недоразвитость, психическую нестабильность, неадекватное поведение в результате развившихся комплексов неполноценности, желания произвести эффект, выделиться. Хайпануть. Но количество «шутников» слишком большое, чтобы не обращать на это внимание.

- А откуда вообще взялось это – приходить в школу с огнестрельным оружием и убивать одноклассников. Фильмов насмотрелись? Хотя я что-то не припомню таких фильмов?

- Ты что-нибудь слышал о Колумбайн?

- Группировка какая-то?..

- Изначально Колумбайн – это школа в США. Но, именно, стрельба в Колумбайн оказала влияние на все последующие инциденты. Они стали фактически ритуальными. Двое ее учащихся в 1999 году с помощью стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств убили 12 учащихся и учителя, еще свыше двадцати человек ранили. Потом застрелились сами. Со временем появилась деструктивная молодежная субкультура Колумбайн, провоцирующая подростков на массовые убийства учителей и учеников. Многочисленные стрелки прямо ссылались на Колумбайн как на источник вдохновения, пытались превзойти колумбайнеров по количеству жертв. Если же совсем строго подходить к этому вопросу, то еще до основания субкультуры Колумбайн, существовало такое явление как скулшутинг, которое переводится как «стрельба в школе». А тех, кто убивал, называли скулшутерами. История массовых убийств в учебных заведениях США началась почти сто лет назад, в 1927 г. в начальной школе города Бат, штата Мичиган. Однако после трагедии в американской школе Колумбайн, скулшутинг стали называть Колумбайном, а сами убийцы-подражатели начали именовать себя колумбайнерами. Молодежное деструктивное течение под новым названием получило широкое распространение, в том числе в России. У нас это началось в 2014 году.

- То есть массовые убийства в школах связаны с Колумбайном?

- Можно совершенно определённо сказать, что большинство несовершеннолетних школьных убийц до совершения преступления интересовались этой субкультурой: читали о ней в интернете, открыто или косвенно поддерживали ее. Некоторые делали соответствующие записи на своих страничках в соцсетях. В России среди школьных убийц были, насколько мне известно, и активные последователи запрещенной у нас в стране деструктивного движения АУЕ (Арестантский Устав Един), романтизирующего уголовный мир. Пример - трагедия в школе Улан-Уде.

- Неужели эти идеи способны подвигнуть подростков на убийство?

- Этими подростками движет ненависть. Они и не скрывают этого. Из открытых источников известно, что несовершеннолетний башкирский убийца, писал: «Я уже подготовился. Я заберу с собой людей. Я хочу видеть крики, слезы, страх. Я хочу как [можно] больше убить. 18 хотя бы. Ненавижу общество. Они должны поплатиться за это. Можешь считать меня последователем Эрика и Дилана (Эрик Харрис и Дилан Клиболд имена убийц в школе Колумбайн – прим. авт.). Моя ненависть просто так не утихнет. А убийца в Казани перед расстрелом школьников сделал пост, в котором сообщил: «во мне начал пробуждаться монстр. Я начал всех ненавидеть. Я всегда всех ненавидел. Еще больше начал ненавидеть. Сегодня убью огромное количество биомусора и сам застрелюсь». А тот подросток из Улан-Уде, который поддерживал АУЕ, в соцсетях постоянно оскорблял правоохранителей. Ненависть. Она поглотила подростков, сделала их убийцами.

Убийство ради славы - еще один «эффект Колумбайн». Способ добиться известности посредством насилия не нова, вспомним историю Герострата, который сжег храм Артемиды в Эфесе, чтобы его запомнили потомки. Один из убийц Колумбайн писал: «Я хочу произвести на мир неизгладимое впечатление». Кроме того, Харрис и Клиболд из школы Колумбайн обсуждали, насколько знамениты они станут, и какой режиссер может снять о них фильм. Аналогичным образом, 24-летний Рэнди Лэйн, совершивший массовое убийство в июне 2017 г., писал в социальных сетях о своем поиске славы «Я сделаю заголовки новостей…Через 25 дней я войду в книги по истории…». Можно еще привести примеры.

- Знаете, что меня поразило? Когда казанский убийца объявил себя богом, я вспомнил ваш фильм «Рядом с нами», вернее отрывок из фильма, где одержимые духом ненависти сектанты, потрясая кулаками кричат: «Мы боги! Мы боги!» Жуткое зрелище. Но фильм-то вы сняли в 2016 году, получается, как в воду смотрели.

- Техники промывания мозгов позволяют внушить духовно расслабленному, лишенного критического мышления человеку, все что угодно. Поверить во что угодно. В том числе и в то, что он бог. Именно поэтому казанского убийцу сейчас проверяют – не завербован ли он.

- Но он утверждает, что никто его не направлял и действовал он исключительно в одиночку.

- Так ведь это тоже можно внушить. Он уверен в том, что свободен в своем выборе, в своих действиях, а на самом деле может является марионеткой в чьих-то руках.

- Вы сказали, что до совершения массового убийства все подростки так или иначе проявляли себя: где-то что-то кому-то сказали, где-то что-то написали, мол, всех поубиваю... То есть звоночек-то уже был и, возможно, не один. Значит, можно было бы предотвратить убийства.

- Совершенно верно. В медицине есть такой термин «онкологическая настороженность». То есть врач любой специальности, при первичном обследовании пациента должен всегда помнить о возможном злокачественном процессе. Онкологическая насторожённость позволяет своевременно выявить злокачественное онкологическое заболевание, лечить которое в этом случае будет намного легче. Многие виды рака на первой-второй стадия развития излечимы.

Насторожённость, наподобие онкологической, должна быть и среди педагогов. Есть такое хорошее слово «бдительность». Оно как нельзя лучше подходит в нынешней обстановке. Необязательно агрессивный, неуравновешенный, драчливый подросток станет убивать одноклассников – вовсе нет. Но он должен быть взят на особую заметку, особенно, если хотя бы раз он угрожал кому-то убийством, пусть это и были просто оброненные в гневе или из-за обиды слова. То же самое касается и подростков, которых унижают одноклассники. Некоторые из них стали убийцами именно по этой причине. Ими двигало чувство мести. Но при этом нередко мстят они вовсе не тем, кто их обидел, а другим непричастным к этому школьникам. К ним и их обидчикам также должно быть организовано самое пристальное внимание. Ну а уж если ребенок принес в школу нож или пневматический пистолет, пусть даже ради хайпа, необходимо срочно провести с ним, с его одноклассниками и с его родители самый серьезный разговор.

Недавно в интернете прочитал, как один мальчик в разговоре с девочкой сказал, что кого-то там убьёт. Девочка рассказала об этом родителям, а те немедленно сообщили об этом в школу. Была проведена серьезная профилактическая работа. Может, этот мальчик таким образом хотел поднять свой рейтинг в глазах у девочек, но времена стали другими. Сейчас так шутить нельзя. Детям нужно объяснить, что если они узнали, что какой-то их одноклассник говорит об АУЕ, Колумбайн, пишет посты с угрозами, и не рассказали взрослым, то они станут соучастниками, пособниками возможного преступления. Знал и не предупредил! Значит, на твоей совести смерть твоих товарищей. Те подростки, которые «безобидно» интересуются этой темой, должны четко понимать: они попадают в категорию особо опасных преступников, террористов и спрос с них будет соответствующий.

Удивительно, но дерзкие, крайне вызывающие, экстремистские по сути сообщения подростков собирают лайки! Значит, есть и такие, кто соглашается с подобного рода заявлениями, поддерживает этих людей. Поддерживает убийц. По сути, становится их единомышленником. И, как я уже говорил, их соучастником.

Что еще хочется отметить: нельзя при детях жестко высказываться об их учителях, одноклассниках. Взрослый в сердцах или ради красного словца может сказать – «убить его мало!», а ребенка, особенно если он в стрессе, эти слова могут побудить к действию.

Ну и конечно нужно больше интересоваться своими детьми. Не жить их жизнью, но быть в курсе основных событий. Любые изменения в поведении ребенка должны быть восприняты как сигнал к беседе по душам. На самом деле это очень тонкое искусство – создать доверительные отношения с подростком. Можно легко перегнуть палку. Но и ничего не делать нельзя.

Вот я спросил тебя, что ты знаешь о Колумбайн. Оказывается, почти ничего. А ведь у тебя растут внуки, они ходят в школу. И очень многие другие взрослые тоже мало чего знают об этой субкультуре. А если бы знали, то ужаснулись бы и начали бы проявлять бдительность, обязательно затронули бы эту тему в разговоре с ребенком, высказали бы свою точку зрения по этому поводу.

- Сейчас много говорят о том, что нужно максимально ужесточить правила выдачи лицензии на оружия, организовать при школах военизированную охрану, снабдить всех преподавателей тревожной кнопкой…

- Да хоть колючей проволокой обнеси школы – не поможет. Потому что проблема в другом. Проблема в головах детей. Экстремисты делают упор на подростков и молодых людей, через соцсети внимательно изучают их реакции на те или иные сообщения, собирают информацию, анализируют, а потом приступают к вербовке. Сейчас дети сидят в основном дома, уткнувшись в телефоны. Взрослые проявляют недовольство, ругаются, гонят их на улицу, но многие подсознательно довольны: ребенок все-таки на глазах, игрушки ведь тоже развивают какие-то навыки, пусть детка «просвещается». В конце концов он же не пьёт, не курит, не нюхает. А оказывается, что ребенок, лежа дома на диване, подвергается огромному риску!

Вице-президент Российской криминологической ассоциации, сотрудник Научно-исследовательского центра № 2 ВНИИ МВД России доктор философских наук, профессор Игорь Юрьевич Сундиев, сообщает – цитирую: «Как ни странно, на первом месте по количеству материалов, которые отзываются на хештеги, связанные с тематикой скулшутинга (от колумбайна до «биомусора»), стоит TikTok. Мы всегда относились к нему как к детской, то есть безобидной, сети. Но в последнее время там наблюдается резкий всплеск количества публикаций о скулшутинге — речь идет практически о пособиях. Размещают объявления о покупке униформы, всевозможные рассуждения о том, как можно убить максимальное число людей и тому подобные вещи. То есть огромное количество материалов направлено на деструкцию молодых людей».

А теперь давайте зададим себе вопрос: сколько подростков «сидят» в TikTok? Страшно представить, да? По некоторым данным в России у этого мессенджера 1,5 миллиона пользователей, 70 процентов из которых – это люди от 16 до 24 лет. А ведь есть еще и другие мессенджеры, в которых тоже немало экстремистских материалов, являющихся своеобразной наживкой для подростков.

- Но ведь далеко не все после просмотра экстремистских материалов в различных мессенджерах становятся школьными убийцами?

- Согласен, далеко не все. Но подростки представляют группу риска: в силу отсутствия у них жизненного опыта, размытости нравственных идеалов, их максимализма, склонности к радикализму, конфликтности, неумению и невозможности из-за возраста справляться с эмоциями… Но даже если из тысячи один начнет убивать, то сколько погибших детей окажется в стране? Какой урон будет нанесен вообще обществу? Люди начнут бояться отправлять своих детей в школы, у них появится глубокое недоверие ко всему, людей охватит психоэмоциональная напряженность, разовьется постоянный страх, увеличится число неврозов, которое у нас и без того значительное. Собственно, на всё это и делают ставку экстремисты – дезориентировать общество, вывести его из равновесия и на этой волне совершить выгодные им или их заказчикам глобальные преобразования.

- Недавно один человек обратился ко мне с упреком: почему молчит Церковь?

- Неправда. Церковь не молчит. Она во весь голос говорит об этом, просто слова священников, священноначалия у нас не особо тиражируются. О современных угрозах нами читаются лекции, организовываются круглые столы и целые съезды, я читаю на эту тему лекции, участвую в съездах и круглых столах, снимаю документальные и художественные фильмы, один из которых – «Рядом с нами», рассказывает об экстремистских проявлениях в молодежной среде. Мы информируем население. Но одних наших усилий недостаточно, чтобы исправить положение. Нам нужна всесторонняя поддержка государства.

- А государство не помогает?

- Не все и не везде шло гладко. До тех пор, пока в прошлом году не вышел Указ Президента РФ об утверждении новой редакции Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. В нем прямо предписывается работать с Русской Православной Церковью и другими традиционными для России религиями. Это уникальный в своем роде документ, который позволяет нам, представителям Русской Православной Церкви, в значительной степени усилить профилактику экстремизма, сделать ее намного эффективнее.

- Так сказать, усилить внешнюю миссию?..

- Все беды нашего народа – от бездуховности. Впрочем, само понятие «духовность» теперь интерпретируют по-разному. Поэтому уточню: я имею ввиду христианскую духовность. Иными словами, все наши беды из-за, что мы отступили от Бога. Осознанно человек делает этот шаг, или неосознанно, под давлением или нет, но он делает свой выбор. А результаты такого поступка ужасны, потому что смысл жизни человека – в жертвенном служении, и если он не служит Богу, то он служит бесам, которые и ведут его к погибели. Это касается как одного человека, так и целых групп людей, так и всего народа.

Святейший Патриарх Кирилл недавно сказал, что у нас недостаточно внимания уделяется нравственному климату и той системе ценностей, под влиянием которых воспитывается сегодня значительная часть детей и молодежи. Отсюда и все беды, в том числе школьные убийцы.

Бездуховность порождает монстров. Это нужно понимать. Поэтому необходимо образовывать народ, просвещать его светом Истины, воспитывать в духе высокой христианской нравственности, воспитывать в вере в Бога. Школа на религиозное воспитание не обращает внимание. Вузы тоже. Они прикрываются тем, что наше государство светское. В результате окончившие высшие учебные заведения молодые люди знают много чего, но почти ничего о своей православной культуре, православной вере. И об этом им никто кроме Церкви не расскажет.

- Но проблему надо решать!

- Надо. И мы ее будем решать. У нас просто нет другого выхода. Святейший Патриарх говорит: «если нет сдерживающих религиозных факторов, если молодой человек не получил религиозного воспитания, то, во-первых, необходимо, по крайней мере, хотя бы познакомить его с присутствием таковых факторов в истории и культуре своего народа и, во-вторых, — и это гораздо более сложная задача — ограничить влияние на детей и молодежь, не побоюсь этого слова, тлетворного воздействия извне. Кстати, это воздействие может быть не только секулярно-атеистическим, но и псевдорелигиозным, и мы знаем, в какие страшные путы попадают люди, связывающие себя с разного рода мистическими культами и сектами. Время от времени телевидение показывает нам зловещие кадры того, как псевдорелигиозное воздействие на человека приводит к умопомешательству, суициду, многим правонарушениям».

- «Если нет сдерживающих религиозных факторов», то…

- Если Бога нет, то всё позволено. Глубокая мысль. И очень правильная. 

Вопросы задавал Дмитрий Кокоулин

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 575


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


22 февраля
22 февраля состоится открытие выставки «История русской святости»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Февраль 2023 (13)
Январь 2023 (65)
Декабрь 2022 (83)
Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)

«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728