По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 04.10.2009 в рубрике  Новости Митрополии, Архипастырь
 

Выступление архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона на встрече с преподавателями Новосибирской медицинской академии

Любовь – это жертвенный подвиг ради другого.
 
Выступление архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона на встрече с преподавателями Новосибирской медицинской академииХотелось бы в сегодняшней беседе поговорить об образовательной деятельности, поскольку само слово «образование» - это церковный термин.
В древности образование можно было получить при храмах и монастырях. Собственно, сам термин обозначал, что человек должен быть образом Божиим. Сегодня, как и всегда, знания, которыми овладевает безнравственный человек, могут сделать его социально-опасным человеком. И мы видим, что безнравственные люди, которые достигают высоких постов в государстве, могут принести гораздо больший вред стране и своему народу, нежели какой-то дворник, который не имеет нравственности. В советское время один министр часто приезжал в Троице-Сергиеву Лавру, и, когда с ними беседовали насельники монастыря, жаловался, что на Политбюро его постоянно ругают за то, что растет преступность. А он отвечал так: «Давайте развивать институты, которые работают с человеческой совестью. Я не могу к каждому человеку приставить милиционера, а потом к этому милиционеру еще одного милиционера».

Мы видим, что во многом это положение вещей верно и сейчас. Отсутствие духовности и нравственности, потеря нравственных ориентиров, утеря духовной культуры пагубно сказываются на состоянии нашего народа. В первую очередь, эти негативные тенденции оказывают влияние на семью, на демографию, во вторую очередь сказываются на росте преступности и росте различных пороков: игромании, наркомании, алкоголизме и так далее, и так далее.

До революции нравственность была одна – церковная. Во всех школах изучали Закон Божий, поэтому люди усваивали духовную культуру с самого детства. Потом, когда пришла советская власть, был разработан «Моральный кодекс строителя коммунизма». Можно его критиковать, но все же это был ориентир для простого жителя страны. Сейчас продвигается в общество либеральная нравственность, которую усердно рекламируют наши СМИ.
Вы видите на примере Европы, насколько нравственные понятия искажены. На Западе говорят о том, что у них светское общество, что церковная мораль им не нужна. Они настолько свободны, что могут извратить свою физиологию. Но, прежде всего, такая расстановка приоритетов в обществе подрывает институт семьи. Рушатся семьи – страдает общество в целом.

Многие государственные организации, в том числе и руководство нашей страны, обращаются в последнее время к помощи Церкви. Потому что ныне многие понимают, что прививать духовную культуру необходимо, но мало кто знает, как это делать, не знают ее ориентиров. Без религиозной составляющей понятие духовной культуры – это пустой звук. Никогда человек не будет культурным, если у него нет понятия ответственности. А религиозная культура говорит об ответственности человека за свою жизнь, за свое духовное состояние, за права других людей. Везде, где мы общаемся с другими людьми, мы должны учитывать их права. В основе нравственности религиозной лежит божественный закон – не придуманный людьми, а данный Творцом. В понятие нравственного закона заложены 10 заповедей, которые человечество из глубины тысячелетий своего бытия принесло в век нынешний. Но, к сожалению, многие сейчас не знают, что же в этих 10 заповедях содержится.

На земле нет такого племени или народа, представители которого в большинстве своем были бы атеистами. Абсолютно у любого народа есть признаки религии. А в каждой религии самое важное – это нравственность. Потому что нравственный закон созвучен душе каждого человека. Он ощущает этот закон внутри себя как голос совести. Человек на протяжении всей жизни понимает, что совесть его судит. Если он идет против совести, она его обличает, когда же он делает по совести, она его поощряет. Как поступать – определено в 10 заповедях, которые необходимо знать. Если же этого не знать, то человек никогда не сможет быть «привитым» на древо духовной культуры, и не найдет, что говорить о духовности другим. Ведь сейчас большинство живет с мыслью о том, что духовная культура – это посещение театра, кино и выставок. Но надо помнить: все эти «культурные блага» имеют под собой коммерческую основу. Развлекать и одновременно воспитывать доброту очень трудно. Человек от развлечений деградирует. А нужно создать его духовный мир таким, чтобы было развито чувство долга, ответственности, взаимопонимание, вежливость, прощение, терпение и так далее.

Я часто встречаюсь с молодежью, и они чаще всего задают один и тот же вопрос: «Владыка, как создать хорошую семью?» Я отвечаю: «Это невозможно!» А все потому, что мы не подготовлены нравственно к созданию прочной семьи. У нас количество браков почти совпадает с количеством разводов. Да и просто потому, что мы не научены терпению. Мои родители живут вместе уже 65 лет. И во многом благодаря тому, что оба умеют терпеливо относиться друг к другу. Их любовь давно уже переросла в терпение, взаимопонимание, прощение. Если они в чем-то не находят общего языка, это не служит развалу семьи. Если человек не воспитан в терпеливости по отношению к другому, если он способен предать, то о какой крепкой семье можно говорить? Первая крупная ссора или недоразумение окажется камнем преткновения, о который и разобьется семейное счастье.
В погоне за материальными благами человек может преступить все границы. Например, сколько нужно украсть, чтобы почувствовать себя вором? Пять копеек или миллион? Ведь что такое 5 копеек? Никто за них не осудит. А нравственный закон говорит: если ты украл, то, независимо от суммы, к твоему определению «человек» уже добавляется определение «вор». При этом меняется сама человеческая сущность, искажается духовный образ. То же самое касается и супружеской измены. Если кто-то изменил в мыслях, следующим шагом будет измена в чувстве, а потом – измена физическая. К его имени добавится слово «блудник», «предатель». Такой человек не может быть полноценным членом общества.

Воспитание духовных ценностей возможно только тогда, когда воспитатель сам разобрался в своей душе. Заглянул себе в душу и ответил на вопрос: что же у меня там? Какие ценности для меня самого главные? Помнится, в моей жизни был случай. Одна молодая девушка спросила: «Что для вас является целью в жизни?» Я ответил, что мне бы хотелось служить Церкви, прочитать литературу, которая рассказывает о душе человека. На что она ответила: «А я считаю, что жизнь надо потратить на получение удовольствий». Оказалось, что и друзья ее живут по такому же принципу – получить от жизни максимум. Я говорю ей: «Ну, вот представьте, вы сейчас молодая и здоровая, а завтра вас парализовало. Какое же удовольствие ухаживать за вами? Получается, что ваши друзья отвернуться от вас».
Любовь проявляется не только в том, чтобы обниматься друг с другом, а в том, чтобы горшки выносить. Если человек остается рядом до конца в любой жизненной ситуации, тогда это действительно любовь. В христианском понимании любовь – это жертвенный подвиг. Причем подвиг не ради себя, а ради другого. Потому очень важно, чтобы в каждом из нас было пламя этой жертвенной любви. Даже при атеистическом советском воспитании это поощрялось. К примеру, из чувства патриотизма человек мог отдать жизнь за Родину. Сегодня многое понимается иначе. Матери не хотят отдавать сыновей в армию защищать свою страну, свой народ. Значит, пусть защищают Родину ребята из детских домов, у которых нет родителей?..

Современная тенденция воспитания в семье такова, что сами родители прививают детям чувство эгоизма, чувство поиска наслаждений. Духовная жизнь – это антипод жизни материальной. Если человек усваивает только материальную культуру, он никогда не познает радости духовной жизни. А так как всем нам довелось вырасти в атеистическом обществе, то мы и имеем лишь материальную культуру. В советское время, указывая цель жизни, школьникам говорили о хорошей работе, о благополучной семье, достойной зарплате, а сейчас в школе вообще не говорят о цели и смысле жизни. Живи, и все! Получай удовольствие, ешь, пей, веселись…

Сегодня человека от служения другим людям отвлекает поиск личных удовольствий. Кроме развлечений его жизнь больше ничем не наполнена. Но такая позиция ведет в тупик. Когда человек занят только получением удовольствий, он вскоре замечает, что - вследствие ложности этого пути – его начинает охватывать тоска, он приходит в отчаяние и зачастую заканчивает свою жизнь суицидом. Например, в благополучной Швеции 5 процентов суицидов от общего количества смертей. И это считается национальной трагедией. В России такую причину смерти в свидетельстве о смерти уже не пишут, поскольку процент очень высок. Сейчас случаи самоубийств есть и среди подростков, и среди престарелых людей. От чувства брошенности и немощности они находят освобождение таким страшным способом. Все ищут удовольствия, а какой интерес ухаживать за своей престарелой матерью? Молодые люди, лишенные нравственного воспитания, снимают с себя этот груз ответственности. Такая черствость вырастает в бесчувственность и равнодушие к чужой боли. Любовь не может быть без самопожертвования. А семья – это жертвенность. Семья получается крепкой, когда люди жертвуют друг для друга своим временем, своим здоровьем, когда супруг чувствует в другом опору. А сегодня структура человеческого общества разваливается. Вот поэтому наша страна так нуждается в возрождении духовно-нравственных ценностей.

Образование и Православие / НЕВ №5 (85) 2009

Читайте также:

09.03.2016 - Слово Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона перед педагогической общественностью

15.02.2014 - О роли семьи в воспитании патриотизма

13.10.2012 - Слово Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона на собрании работников общеобразовательных учреждений культуры Новосибирской области 30 августа 2012 года

29.06.2011 - Слово Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона на престольном празднике в монастыре в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших г.Черепаново

27.06.2009 - Владыка Тихон встретился с преподавателями медицинской академии

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2705


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 

Самое новое:     все >>>


Объявления:   все >>>

24 сентября
24 сентября 2017 г. начинается учебный год в университете Православной культуры...
11-16 октября
С 11 по 16 октября 2017 г. пройдет выставка "Православная Осень"...
18.08 2017
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
07.08 2017
Семинария объявляет о втором этапе приема документов...
до 20 сентября
Конкурс детского творчества «100-летие Патриаршей интронизации святителя Московского...

Нравится Друзья


Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Сентябрь 2017 (127)
Август 2017 (151)
Июль 2017 (139)
Июнь 2017 (113)
Май 2017 (171)
Апрель 2017 (162)

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

Яндекс.Метрика