Опубликовано 25.03.2013 в рубрике  Новости Митрополии, Материалы НЕВ
 

Суицид — это отсутствие любви и веры


Нередко на телефон доверия Епархиальной телефонной службы социальной помощи "Содействие" поступают вопросы о смысле жизни человека, о причинах страданий и самоубийстве как способе прекращения своего бытия. К сожалению, к такому способу ухода из жизни все чаще прибегают дети и подростки. О причинах распространения детского суицида мы беседуем с виктимологом факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета Николаем Соколовым.
 

- Николай Николаевич, почему происходят случаи детского и подросткового суицида?

- Помните у Достоевского в "Братьях Карамазовых" в рассуждениях об аде говорится, что ад можно выразить двумя словами: "Слишком поздно!".

Великий писатель и психолог говорил здесь о неминуемой страшной участи грешника и невозможности изменить ее человеку, уже находящемуся в аду. Мне же эти слова вспомнились в связи с чередой страшных детских самоубийств, прокатившихся по нашей стране и в нашем городе. Слишком поздно! Слишком поздно нам, родителям, учителям, священникам что-то сделать, чтобы вернуть этих детей. Слишком поздно мы забили тревогу, когда уже тысячи детей и подростков давно находятся в состоянии "пассивного" суицида под воздействием алкоголя и наркомании. И самое страшное, что современное общество начинает привыкать к таким событиям.

Чтобы понять, почему сегодня происходят такие страшные вещи, давайте на время попытаемся представить, что чувствует ребенок у последней черты, и что предшествует совершению этого безумного шага.

Любое самоубийство связано с потерей смысла жизни, обрушением своих личных надежд, ожиданий. Происходит так называемая экзистенциальная фрустрация личности. Причинами этого состояния могут стать как внешние, так и внутренние факторы, которые практически всегда взаимосвязаны.

- Какие же это причины?

- Социальные психологи и социологи связывают частоту самоубийств с неблагоприятными социальными условиями и особенностями окружения, в котором существует человек. Во-первых, это, конечно же, семья. К большому огорчению, в современных семьях стал преобладать не традиционный христианский уклад домостроительства, а модерновый западный стиль, который в нашей русской среде принимает уродливые формы. Ребенок, особенно, в городской квартире, воспитывается не как полноправный член семьи со своими правами, обязанностями, ответственностью, а как некий одушевленный предмет, помещенный в комфортные, тепличные условия. А привычная комфортная жизнь имеет свойство эмоционально отуплять, не позволяет почувствовать элементарную радость от того, что ты жив и проснулся.

Многие родители не выполняют Богом данную им обязанность воспитывать своих чад в благочестии и страхе Божием. Сегодня мы разучились заниматься процессом воспитания своего ребенка, родители только финансируют его. Посмотрите, ведь сейчас в семьях преобладают три совершенно чуждые православной традиции формы отношения родитель-ребенок: это "жестокая" форма, "безразличная" или отношение "ребенок-кумир".

Кроме этого усугубляет ситуацию полная бездуховность и отсутствие нравственных ценностей, которые не прививаются ни в семье, ни в школе. Сегодня дети не знают, слово "грех". Им не открыли глаза на то, что жизнь - это бесценный дар. У таких детей и подростков отсутствуют духовные ориентиры и нравственные границы, нет того внутреннего духовного стержня, способного помочь противостоять искушениям и соблазнам мира. "А зачем"? - задают они вопрос. "Все можно! Нет никаких границ"! Еще В.А. Сухомлинский говорил, что многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям "можно", "надо", "нельзя". Это сегодня серьезнейшая проблема воспитания в современной семье и школе.

- Что можно сказать тем родителям, которые считают систему воспитания с ограничениями пережитком прошлого?

- Вообще, тема жизненных ограничений - очень важная в формировании гармоничного ребенка и становлении взрослого человека. У Афонского старца Паисия Святогорца есть очень хороший пример, показывающий необходимость воспитательных ограничений. Ребеночек девять месяцев заключен в материнской утробе, которая ограничивает его в движениях, перемещениях. Он толкает ножками, локотками и привыкает к своему пространству и первому в жизни ограничению. Далее, новорожденный лежит закутанный в пеленку в маленькой колыбельке, которая тоже ограничивает его движения. Проходит пять-шесть месяцев, его помещают в закрытый манеж, где он также учится вести себя в этом мире. Потом подросшему ребенку не разрешают выходить из дома одному, чтобы он не ударился или не упал с лестницы. Так и приучают его до совершеннолетия чувствовать границы в своей жизни. Отсутствие таких барьеров и ограничений в детстве привело бы к его падению и гибели. Так и в воспитании, отсутствие нравственных границ, полная вседозволенность и псевдо-свобода приводит к неумению управлять своей жизнью, своими эмоциями, чувствами, желаниями. Подросток просто захлебывается от такой свободы и тонет в пучине "житейского моря". Его не научили противостоять трудностям, принимать критику, наказание, не привили нравственный иммунитет. На самом деле, подросток переживает и глубоко внутри себя мучается от такого положения. Эта мнимая свобода давит его, хотя он и не понимает в чем здесь дело. И обратиться к родителям за советом он тоже уже не может, так как потерял их доверие и авторитет.

Один известный человек сказал, что самый верный способ сделать ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа.

- Какое влияние оказывает современное общество на проблему суицидов?

- К сожалению, наше общество нередко способствует распространению суицидов. Особенно отрицательное воздействие мы получаем от средств массовой информации. Это отдельная тема, но то, что сегодня пропагандируется в СМИ: сцены насилия, жестокости, цинизма и другие человеческие пороки - все это приводит к необратимым последствиям в неокрепшей психике ребенка. Бесконтрольный доступ в интернет, смакование темы суицидов, наличие деструктивных сайтов, возможность вступить в различные группы в социальных сетях, в том числе и в виртуальные клубы самоубийц, - все эти и другие факторы губительно влияют на моральное состояние не только детей, но и взрослых. Благодаря СМИ появился даже новый термин "скопированное" самоубийство, когда подростки буквально инфицируются этой заразой и повторяют за своими сверстниками "разрекламированное" падение с крыши дома. Также среди участников социальных групп и тоталитарных сект бытует альтруистическое самоубийство, при котором авторитет группы над человеком является столь большим, что тот теряет свою идентичность и в силу этого жертвует собой ради каких- то мнимых "благих" целей или в доказательство своей преданности группе или лидеру. Здесь ярким примером может быть последнее самоубийство в Новосибирске двух девочек-готов.

- По каким признакам можно сделать вывод о приближающемся несчастье?

- До принятия решения об уходе из жизни подросток обычно подает людям какие-то сигналы. Ни один человек не решит уйти из жизни и воплотить свое решение в жизнь за считанные минуты или часы. Как правило, подобное решение зреет у него в голове не один день и даже не неделю. Изменения в структуре сознания идут методом медленного накопления. Вообще любое отклонение в поведении детей должно служить сигналом о неблагополучии в жизни. Это могут быть и невербальные знаки: появление в доме необычных книг и литературы о суицидах, фотографий, странной музыки. Может измениться стиль одежды подростка, его равнодушное отношение к некоторым ранее интересовавшим его предметам. Он может раздаривать свои ценные и дорогие вещи. Нужно суметь заметить эти знаки и найти ключ к сердцу ребенка пока еще не поздно. Но если ситуация сильного психического напряжения достигает апогея и проблемы остаются нерешенными, то ребенок, не совладевая со своим состоянием беспомощности и безнадежности, ищет любой выход своему душевному нарыву.

- Почему же подросток не боится прервать свою жизнь?

- Если подросток не в состоянии найти выход из создавшейся ситуации, иногда даже на взгляд взрослых пустяковой, то этот внутренний невроз, порой невыносимая психическая боль, заставляет его задуматься о методах блокировки или прекращения сознания. В этой стадии подросток или садится на наркотики, чтобы отключиться от проблем, или принимает решение покончить с жизнью. Большинство самоубийц верит в то, что их сознание после смерти прекратит свое существование, что это будет покой, отдых от жизни. Происходит сужение когнитивной сферы, то есть подросток находится в измененном сознании и полностью не осознает последствия своего решения. Психическая боль оказывается намного сильней страха сделать шаг с крыши высотного дома.

- Вероятно, во всех этих случаях речь идет о психических заболеваниях?

- Совсем не обязательно, что ребенок-самоубийца психически болен. Кроме проблем с психикой могут быть и духовные наваждения, при которых подросток становится исполнителем не своих навязчивых мыслей и желаний. При всем этом, здесь опять же срабатывает недостаток внимания со стороны общества. Каким бы не казался подросток самодостаточным, независимым, бравым или грубым, что является формой психологической защиты, он очень нуждается в родительской любви, внимании к нему окружающих. Это естественная потребность любого ребенка. Дефицит этой любви, отсутствие ощущения безопасности, защиты в семье, безразличное отношение школы, социума, оставляют ребенка один на один со своими далеко не детскими проблемами и делают его социальной жертвой. И если родители узнали о намерении ребенка покончить жизнь самоубийством или произошел незавершенный суицид, то в этом случае уже конечно нужна безотлагательная помощь психиатра или врача- психотерапевта.

- Возникает вопрос, а почему же во внешне благополучных семьях также происходят суициды?

- Мне кажется, что "благополучие" таких семей именно внешнее. А причина суицида в них - это, по большому счету, отсутствие любви. Сейчас во многих семьях есть и машины, и одеваются люди хорошо, но это не говорит о духовном и нравственном благополучии семьи. Как говорит Апостол, если я имею все, "а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий" (1 Кор. 13, 1). Только совершенная родительская любовь и самопожертвование могут стать основой в профилактике и предупреждении детского и подросткового суицида. Если будет в семье бескорыстное служение друг другу и родители перестанут искать сокровища земные, а обратят внимание на драгоценные сокровища - своих родных детей, тогда, с Божией помощью, будет мир и в семьях, и в душах детей. Лучшее, что мы можем дать нашим детям, - это научить их искренней вере, любить Бога, любить близких и себя. Тогда появится смысл, ради чего ты живешь и ради чего ты готов умереть.

Беседовала Наталья ПЕНДЮРИНА

"Вестник Новосибирской Митрополии" № 2 (108), февраль 2013 г.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 4    
  Версия для печати        Просмотров: 3897


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (48)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930