Опубликовано 18.11.2013 в рубрике  Новости Митрополии, Материалы НЕВ
 

Духовные и нравственные основы образования и воспитания

Во все времена и у всех народов присутствовало понимание того, что духовно-нравственное воспитание лежит в основе процветания любого государства. «Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи» — утверждал Аристотель. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества», — предупреждал Теодор Рузвельт.

 

Духовные и нравственные основы образования и воспитания Если же мы постулируем первостепенную значимость воспитания, то важно четко определить его конечные цели; понять, каков должен быть успешный итог воспитательной деятельности, к чему она должна быть направлена. А для этого необходимо истинное знание об устроении человеческой природы. То есть все педагогические цели обусловлены антропологически, — учением о человеке.

Прежде всего, педагоги и родители «должны ясно представлять себе, с чем придется им иметь дело: какова природа человека сама по себе, вне всяких сторонних влияний на нее, в каком состоянии, с какими задатками является человек на свет?».

Существует ложная теория, которая предполагает, что «в сердце человеческом нет никакой изначальной порчи, нет ни одной природной порочной склонности: человек является на свет существом совершенным».

Истинный ответ на вопрос о сущности природы человека мы находим в учении святых отцов. «Святые отцы не теоретически, но практически, опытно познали человеческую природу с ее немощами и страстями, научились побеждать духов злобы, глубоко постигли путь благочестия и спасения и этот богатый духовный опыт зафиксировали в своих писаниях». По учению святых отцов воспитание необходимо, поскольку человек рождается на свет несовершенным. «Кто чист от греха пред Тобою (Господи)? Никто, хотя бы и один день жития его был на земле».

«Губительные следствия первородного греха распространились на весь род человеческий», в том числе и на младенцев. «Передача склонностей людей ко греху осуществляется путем естественного рождения».

«Уже в той жадности, с какою грудной младенец набрасывается на свою первую пищу, можно видеть некоторые признаки греховности природы человеческой». Но есть тому и более ясные и убедительные доказательства. Блаженный Августин пишет: «Нельзя упрекать и винить младенцев за слабость их членов; но их душевные свойства подлежат упрекам. Например: со слезами требовать чего-нибудь вредного, сердиться и досадовать на неподвластных себе, на старших себя, даже на родителей своих и других, имеющих уже смысл и разум, за то, что они не слушаются младенческих причуд; царапаясь и кусаясь, стараться по мере сил вредить за то, что не выполняют вредоносных требований? Я видел сам завистливого ребенка: он еще не говорил, а между тем бросал взгляды на своего молочного брата с какою-то злобною горечью и досадою».

Итак, сами свойства природы ребенка свидетельствуют о том, что он нуждается в исправлении и совершенствовании. Таким образом, воспитание — объективная необходимость. «Ясно, что при таком состоянии детской природы, воспитатель не имеет никакого права предоставить ребенка, даже на самых первых порах, самому себе». Он должен «сразу выдвинуть на первое место в душе ребенка силы и наклонности добрые, отодвигая, и, по возможности, подавляя начала злые».

«Первые впечатления особенно сильно врезываются в душу ребенка, еще ничем не занятую, чрезвычайно нежную и на все отзывчивую. Пусть же эти первые впечатления будут непременно добрые, пусть, благодаря старанию и умению родителей, этот первый слой их, — основной, самый крепкий, нередко в течение всей жизни человека стойко выдерживающий многочисленные влияния противного характера, — будет непременно здоровый, чистый, нравственный».

Самые яркие впечатления детства не стираются. «Греческая история рассказывает, что Александр Македонский, будучи могущественным царем, долго не в силах был освободиться от недостатков в характере и в походке учителя своего Леонида, которыми заразился еще в детстве».

Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, что «Возраст нежный скоро усваивает себе то, что ему говорят, и как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. <...> Если в самом начале отклонить их от порока и направить на лучший путь — то на будущее время это уже обратиться им в навык и как бы в природу и они уже не так удобно по своему произволу будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым».

Таким образом, детей необходимо воспитывать и приступать к этой цели весьма рано — уже в младенческом возрасте.

Все святые были выдающимися педагогами: достигнув определенного уровня совершенства собственной природы, они получали особую возможность помогать другим на пути совершенствования самих себя. Собранное воедино, систематизированное учение святых отцов о центре человека — душе, о законах и принципах ее развития, не обходимы для любой области знания. Они жизненно необходимы современной педагогике.

Таким образом, необходимо специализированное системное изложение педагогических аспектов святоотеческого учения о человеке.

В настоящее время готовится к изданию учебное пособие для педагогов д.п.н. Н.В. Маслова «Духовные и нравственные основы образования и воспитания». Пособие составлено на основе систематизации и обобщения педагогических аспектов учения святых отцов. В нем будут освящены основные понятия, цели, задачи, правила, логика, принципы и методы педагогики; системно изложено понимание объекта педагогики, подробно освящены все аспекты предмета педагогики: образование ума и всех его сил (рассудка, разума, памяти, внимания, воображения, слова и пр.), образование чувств, образование воли; раскрыты особенности патриотического, трудового, воинского, эстетического воспитания, особенности правильного подхода к талантливым детям; освящены вопросы воспитания добродетелей и искоренения пороков; подробно описаны особенности педагогической деятельности трех основных субъектов педагогической деятельности — семьи, Церкви и государства, а также условия успешности образовательного процесса.

Отдельно хотелось бы коснуться истинного смысла и взаимосвязи понятий образования и воспитания.

Итак, образование человека — это восстановление в нем искаженного после грехопадения образа Божия. Святитель Николай Сербский пишет: «Кто знает, кого скорее можно назвать образованным: какую-нибудь городскую даму или стыдливую деревенскую пастушку? Здесь трудно будет прийти к общему мнению, пока мы не определим понятие образованности и не скажем вместе с народом, что образован тот, кто несет образ. А иначе никто, образованным быть не может, где бы он ни жил, какое бы положение ни занимал, сколько бы знаний ни скопил».

В то время как воспитание — это питание души в процессе образования. Чтобы душа правильно образовывалась, ее нужно правильно питать. Если растущее, развивающееся тело не будет получать здорового и правильного питания, оно вырастет больным. Также и душа. Ей жизненно необходимо правильное питание духа в процессе ее роста, ее развития.

Какое же питание души является правильным? То, которое соответствует цели жизни человека, заключающейся в «нравственном совершенствовании и вечном спасении». Осознание человеком цели жизни очень важно. «Каждый, делающий что-нибудь, должен непременно иметь цель и знать, для чего он это делает», — пишет преподобный Авва Дорофей.

«Если главная цель действования — цель жизни - выпускается из виду, — пишет Иоанн Кронштадтский, — является множество частных целей, почти столько же, сколько есть у каждого человека страстей и прихотей. В душе происходит странная работа, следствием которой, концом всего выходит — ничто».

Необходимо понимать, что цель педагогики совпадает с целью жизни человека на земле, ведь задача педагога заключается в том, чтобы подготовить человека к достижению цели его жизни. В соответствии с этим положением, святитель Тихон Задонский оставил нам правило, которым должен руководствоваться каждый педагог; «Учитель так должен учить людей, чтобы себя и их спасти».

Формулируя задачи воспитания, также можно обратиться к словам глинского иеромонаха Порфирия (Левашова): «Богатые средства воспитания должны:

- противодействовать растлению человеческой природы,

- искоренять недостатки,

- облагораживать нравы и чувства,

- пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется для служения государству и обществу».

Правильно Сформулированная цель и соответствующие ей задачи педагогической деятельности определяют:

- сущность воспитания (правильного питания души), заключающегося в воспитании в Вере,

- главный принцип воспитания: «Прежде всего, научить вере, потом другим наукам».

Для повышения эффективности педагогической деятельности полезно обратиться к словам святителя Феофана Затворника: «Что значит просветить ум? Значит дать здравые понятия о всем сущем. Понятия о том, что есть Бог, какие Его свойства; что такое этот мир, откуда он, чем держится и куда ведется; что мы сами, зачем мы здесь, на этой земле, что значит это полусветлое и полумрачное наше состояние, что ожидает нас в будущем и прочее. Совокупность таких познаний и составляет мудрость, которой всегда так деятельно искал и ищет человек. И кто знает все это истинно, тот справедливо именуется просвещенным, как видящий все в ясном свете. Что значит образовать сердце? Значит — возбудить сокрытые в естестве нашем требования, преобразовать чувства и расположения, возвесть в начала и правила жизни, чтобы потом о всяком обладающем ими можно было сказать: «Вот совершенный человек!».

Вот и вся программа воспитания! Напечатлевать истины веры в уме, поставляя их распорядителями всех других познаний и понятий, и вести питомцев неуклонно по указанию Церкви, и выйдут дети, крепкие умом и добрые сердцем, добрые добротою прочною и непоколебимою. Где в какой-либо отрасли познания допускаются понятия, противные истинам веры, там омрачают ум воспитываемых и обессиливают его примесью лжи, а где сверх того каким-нибудь образом отчуждают от Церкви, там портят и сердце, дозволяя раскрываться в нем и крепнуть противоестественным страстным чувствам и расположениям». «Что ж остается просветителям ума? Не изобретать, а брать уже готовые Божественные истины и напечатлевать их в умах детей и потом на них, как на основаниях, строить всю совокупность наук. Какую твердость, какое мужество приобретает ум, просвещенный таким образом! Как прочна в нем вся сумма познаний, проникнутая единым духом и единым началом!».

Таким образом, правильно простроенная педагогическая деятельность, направленная к истинной цели, исходящая из истинных основании и стоящая на истинных принципах, позволяет достигнуть значительных результатов:

- Формирование правильного мировоззрения — системы представлений о Боге, о мире, о самом себе; Формирование умений принимать решения;

- Целенаправленность (умение подчинять жизнь ее главной цели, соотнесение с этой целью всех текущих задач);

- Совершенствование в добре и непрекращающаяся борьба со злом;

- Умение согласовывать все стремления и действия с нравственной нормой (интересно, что данный результат был отмечен как одна из целей воспитания еще в Манифесте 1874 г).

Социальные последствия правильной педагогической деятельности сформулированы святителем Иоанном Златоустом: «Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания». И, напротив, «отсутствие правильного воспитания — причина всех беспорядков, от которых стонет общество» (святитель Иоанн Златоуст).

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие /

Н.В. Маслов, президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,

магистр богословия, доктор педагогических наук

 

"Вестник Новосибирской митрополии" №8 (104) ноябрь 2012 г.

 

Читайте также:

21.11.2014 - Сибиряки имеют возможность получать православные издания из Украины

12.01.2011 - Вышел в свет шестой выпуск «Богословского сборника» Новосибирской епархии

23.12.2009 - В школах Новосибирской области появятся «паспорта здоровья»

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 3993

Ключевые слова: Воспитание, Церковь и общество

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


21– 23 ноября
21– 23 ноября 2019 г. состоится XVIII Уральская родоведческая научно-практическая...
2019
В 2019 году в г. Новосибирске пройдет II этап конкурса «За нравственный подвиг учителя»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...
Психолог
На приходе в честь Рождества Пресвятой Богородицы Академгородка ведет прием православный...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2019 (54)
Октябрь 2019 (70)
Сентябрь 2019 (75)
Август 2019 (47)
Июль 2019 (58)
Июнь 2019 (52)

«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии