Опубликовано 15.09.2015 в рубрике  История ППЦ
 

Карпатская Русь и Пряшевская Русь


В истории мы встречаем наименования Закарпатская Русь, Пудкарпадская (на местном наречии) Русь, Карпатская Русь, Прикарпадская Русь, речь идет об одном и том же этнотериториальном объекте. В контексте темы Закарпатская Русь рассматривается и Прешевская (Пряшевская) Русь.
 
 Карпатская Русь и Пряшевская РусьИсторическая Карпатская Русь занимает территорию комитатов Шарош,Берег, Угоча, Унг, частности, включает Прешовскую Русь на территории нынешней Словакии, и область Марамуреш..
     

Итак, откуда произошла эта Русь?

     
В силу библейского повествования славяне происходят от колена Иафета сына Ноя спасшегося от всемирного потопа. Славянские разнородные племена размножились и заселили довольно широкое пространство Европейского континента от земель современной Германии до Уральских гор, от Северного моря и Прибалтики до Черного моря, от Балканского полуострова до устья реки Волги, конечно же не цельным монолитом, где-то локально небольшим поселением, а где и широким географическим этническим ареалом.
     
Как свидетельствует исследователь-ученый И.С. Орлай, наши давние предки Русы (русь, россы, руги, роги) были одним из самых известных племен Европы со времен античности.А в летописи Нестора о расселении народов после потопа, Русь стоит в одном ряду со Свевами, Готами, Англами, Галичанами, Венедами и другими яфетическим племенами. Cловене упоминаются в одном контексте с Иллюриком (иллирийцами) и Лухитией (ляхами). Римляне подчинили Иллирию и, включив в состав империи, разбили на отдельные области: Рецию, Норик, Мезию и Дакию.
     
Жителей Норика античные авторы связывали историю с восточными племенами тавров. Плиний Секунд (23-79 н.е.), например, утверждает, что «Норийцами прослыли те, которые прежде назывались таврийцими (taurici)».Летописец Нестор упоминает жителей Норика наряду с древними славянами. В самом начале «Повести временных лет», где речь идет о расселении «колена Иафетова», он пишет: «Нарци еже суть Словяне». Славяне пришли на Дунай до кельтов (волохов), болгар, угров, авар, тюрков и др. Именно здесь, в речных долинах Восточных Альп, была одна из прародин наших пращуров, которые прежде назывались другими именами. В этом контексте можно говорить о Праруси и о прарусских заселявшие эти территории.  В начале 1 тысячелетия от Р. Х. на территории южной Руси (современной Украины) расселились племена антов. Историк готского происхождения Иордан (VI в.) относил их к «многолюдному племени венетов».Мавро Орбини, автор знаменитого сочинения о происхождении славян (XVII в.), сам хорват из Далмации, считал, что "вандалы и славяне были одним народом”. Уже в 307г. н.э. племя Руги как славянское племя были юридически обозначены в составе Римской Империи.
     
Именно это пространство северной части древней Илларии заселяли первославянские племена, в состав которых и входили руги, русы. Говоря о руссах Закарпатья они как раз селились полосой в северной части этой области, что соответствует от Хорватии до Буковины (область Украины). В этом контексте можно говорить о первом заселении эти земель славянами-руссами и о появлении Закарпатской Руси и Дунайской Руси еще до появления Киевской Руси, куда эти земли природно вместе с славянско-русским населением впоследствии вошли в ее состав. Но это пространство Закарпатской Руси заселяли несколько раз не только славянско-русские племена, но и другие. Об этом поподробнее.
     
Карпатская Русь и Пряшевская РусьО втором переселении в закарпатскую Русь руссов связано с миграцией плени Угров (Венгров) IX «двинулись под предводительством Алма (Алмоша) в 884г. н.э. » об этом нам говорит Иван Орлай, которые пришли из Уральских гор. К ним по пути присоединились узомадьяры и хозары, там где р.Тобол впадает в р.Иртыш и перешли через речку Дон, дошли к речкам Днепр, Днестр, Прут, Буг. При этом пути они вели кровавые войны с кочевыми племенами. После Алма эти объединенные племена возглавил его сын Арпад, своим станом они остановились в г.Киев в 888г., на горе которая и по ныне называется Угорскою. Киевляне, видя безуспешность с ними войны, заключили с ними союз. К ним там присоединились племя Куманы (угорского происхождения) и Дулебы (русские славяне), а так же  россы – ряд воевод и местного населения округи Киева. Славяне предложили им заселится в лучших землях, в житницы Рима – Панонии. И вместе двинулись на Волынь, а потом вступили в пределы Галичи, а от туда вступили в горы Говош именуемые, т.е. Карпатские горы. Где и остановились. Арпад видя совместный успех из-за союза с русскими, взял в жены дочь знатного русского воеводы. Сын Арпада Золтан перевел все население русское жить в долине –  Мошонское поле, где был выстроен замок так и именуем – Оросс-вар т.е Русский Замок на языке угров.
     
Третье поселение русских в Закарпатскую Русь связано в XII. Около 1113г. в Венгрии правил Коломан и при нем началось переселяться множество россиян. Король построил для них город под названием Оросс-Фалвы (Русское село). Постановив закон: «все русские россияне пользуясь, всеми правами свободы, охраняли сами ворота оного и собственные свои жилища от всякого нападения».
     
Четвертое переселение русских было в царствовании короля Владислава. В 1285 г. он пошел войной против татаров и куманов, что бы отомстить за их набеги на угорскую землю. С успешного похода возвращался через Киев. И с согласия местного князя, что бы наполнить свои земли после опустошения взял множество люду с собой. Сего российского народа часть поселилась в Мармаруском, Бережском, Ужанском, Землинском, Абановогородском, Сарошском и Спешском графствах, что у подошвы Карпадских гор. Король Владислав пожаловал земли Сарошского графства магистру Фоме Толпошу в 1286г. в управлении которого входили как равноправные граждане русские. К этому времени относится начало Герцогства Русского Мукачевского. Владислав даже подарил замок Берегсаг русскому князю. К сожалению, имя этого князя не сохранилось в истории. Интересно, что во многих угорских летописях того времени Карпатские горы, так же называются – Русские горы.
     
Пятое заселение русскими Закарпатскую Русь произошло в XIV веке и связано с именем  князя Федором Кориятовичем до 1388 г. князь подольский из династии литовских князей Гедиминовичей. Он был наследником после короля Казимира (у него не было наследника мужского рода) и мог стать королем польским, но не хотел менять веру православную на католическую, а ведь это было одно из условий занять польский престол. Феодор имел вражду со своим дядей Литовским князем Ольгердом Гедеминовичем, видя неравенство, решил переселиться. В 1339г. собрав свои сокровища, имущество со множеством народа русского перешел через Карпатские горы в Венгрию. Где в Мукачево построил замок и окружил его рвом. Венгерский король Карл I приписал ему множество сел, известно, что к Мукачевскому замку было приписано уже 400 сел. Князь был весьма благочестивым и приверженцем веры греческой (православной) учреждал в округе храмы и монастыри для российских монахов. По смерти этого князя от венгров стали быть русские притесняемы. Так что даже отобрано было у них замки в казну, земли от монастырей отобраны как и сами монастыри, а вера русская в поношении была. Только после смерти вдовы Федора Кориатовича Ольги в 1418 годуЗакарпатье вновь вошло в состав Венгрии, которая, в свою очередь, позднее вошла в состав империи Габсбургов (с1867 года — Австро-Венгрии).После Первой мировой войны по Сен-Жерменскому(1919) и Трианонскому (1920) мирным договорам была включена в состав Чехословакии.
     
Условно можно говорить и о шестой миграции русских в Карпатскую Русь, это период послереволюционный  (1918г.) в России, когда некоторая часть русской интеллигенции и белогвардейцев переселились в Закарпатье. Говорить о современных исторических реалий Прикарпатской Руси это уже другая глобальная тема.
     
Часть русинов компактно проживает сейчас и в современной Словакии от них и происходит название Пряшевская Русь, (от названия гороа Прешов (Пряшев), который с начала XIXв. являлся центром греко-католической епархии и культурным центром русинов Лемковщины, но в настоящее время не является цельной частью русинской этнолингвистической территории. В настоящее время административно эта территория входит в Прешовский край Словакии. Хотя следует заметить, что там не как в Украине, права как отдельного этноса русинов соблюдены.
     
Пряшевская Русь в прошлом была в состве Подкарпадской Руси и простирается на запад до деревни Остурня у предгорья Татр на севере Словакии. К этому региону относится около трёхсот деревень. Он относится кПрешовской епархии Православной церкви Чешских земель и Словакии. Большинство пряшевских русинов - греко-католики, наибольшее число православных - 29 % населения, наблюдается в районе Медзилаборце.
     
Термин «Пряшевская Русь» начал использоваться русинскими активистами в начале 1920-х годов, когда русины, проживающие на юге Карпат, на территории новообразованного государства Чехословакия, оказались разделены административными границами. Он означал земли русинов, проживающих под административным управлением Словакии, в отличие от автономной Подкарпатской Руси. Словацкие же политические и культурные активисты возражали против использования этого термина.
     
Русины в Словакии не считали себя украинцами, и их дети частично обучались в школах на карпаторусском языке, начальных школ с "народным русинским языком" насчитывалось всего 95 в 1924 году и 111 в 1933 году, подавляющее большинство учеников училось в словацких школах. Но в 1950-е годы власти ЧССР провели украинизацию этих школ. В результате из 275 русских (карпаторусских) школ в 1948 г., к 1955 г. в Восточной Словакии осталось 245 украинских, а к 1966 только 68. Не считая себя украинцами, родители учеников, как правило, выступали за переход обучения на словацком языке. «Украинцев» Словакии объединял Культурный союз украинских трудящихся, в 1990-е годы эта организация, финансируемая Украиной, трансформировалась в Союз русинов-украинцев Словацкой Республики (СРУСР).
     
Начиная с 1997/1998 учебного года русинский язык стал изучаться в шести школах Пряшевщины, в апреле 1999 года при Институте национальных меньшинств Пряшевского Университета было открыто Отделение русинского языка и культуры. В Пряшеве на русинском языке издаётся еженедельная газета «Народны новинкы» и журнал «Русин».
     
Но не смотря того что Закарпатская Русь и Пряшевская Русь была как остров среди иноплеменников и стесняема на государственном уровне как в внутри так и от соседних государств по окатоличеванию или принятии унии, они сохранили  массово свои православные корни и русинскую как русскую самоидентификацию. Тесно связывают свое крещение с крещением Киевской Руси, хотя эти земли епархии входили в Сербский патриархат.  Вот как о них еще в 19 веке говорит Иван Семенович Орлай (1770-1829): «Сии карпаторусские жители, несмотря на древность своего переселения, удержали доселе имя русских, или русинов, древнейшее название русского народа, как сие явствует из летописи Нестора и из договора Олега с греками, равно как и из Русской Правды Ярослава, где вместо новомодного названия – россиян, употребляется имя – русин; а угры, как уже выше сказано, называют их – оросами, так как и всю Россию называют они и по днесь – Орос Биродалом, то есть Русская Держава. Сии карпаторусские жители находящиеся в продолжении многих веков под угорским правлением, сохранили и доныне приверженность к православной греко-кафолической вере и язык – русский; что весьма удивительно с таким наречием, которое гораздо чище нынешнего киевского».
     
Автор: доктор богословья, магистр религиоведения, протоиерей Олег Трофимов.
     
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Автор статьи протоиерей Олег Трофимов, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в нашей помощи, просим помочь. Карта Сбербанка России: 676196000086178580

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 4    
  Версия для печати        Просмотров: 3334


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (42)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930