Опубликовано 22.12.2015 в рубрике  Интернет-журнал
 

Архимандрит Андрей (Конанос). Что не является Православием?

Часть первая  

 

 

Когда я что-нибудь потеряю, то читаю параклис (молебный канон) Св. Фанурию. Говоря другими словами, когда я хочу что-то найти, например, если я хочу найти место для парковки автомобиля, то тогда этот святой совершает чудеса. Кто-то может сказать, что находить вещи, таким образом, не очень практично, но если обратишь внимание на слова в параклисе, то увидишь, что там ничего не сказано на эту тему. В каноне не говорится о том,что святой найдет твои потерянные вещи, но там есть много духовных прошений к нему и это заставляет тебя молиться Богу, и ты словно забываешь о своей проблеме. В одном из тропарей говорится:«Святой Фанурий, помоги мне, который блуждаю в ереси всякого преступления». Песнописец согласен в том, что в конечном итоге, что ты можешь быть православным христианином.Но вопреки, этому ты блуждаешь в преступлении ересей, каждой ереси. Или точнее говоря, личный выбор каждого человека в Церкви, любое отклонения от духа Церкви,является маленькой ересью. Ты православный христианин, исповедуешь правильную веру, правильно понимаешь догматы, но твоя жизнь нев полном соответствии с духом Церкви и Духом Божьим, аты думаешь, что живешь по-православному. Меня сильно впечатлили слова, что любое преступление является ересью, независимо от того, что ты православный христианин.

Начнем с того, что когда мы говорим о Православии, мы не говорим о какой-нибудь религии. Православие – это не религия. Мы не придумали то, во что верим. Человек никогда не смог бы придумать и сказать себе:

- Возлюби врагов своих.

Об этом говорит старец Софроний из Эссекса:

- Только эта заповедь Христа показывает, что наша вера, наша Церковь и исключает то, что она имеет человеческое происхождение, потому что человек никогда не может сказать тебе: «Возлюби врага своего», если даже ты себя не можешь полюбить.И Христос не просто говорит об этом, но и дает тебе силу, чтобы ты это сделал.

Евангелие нам повествует об невероятных, умопомрачительных вещах. И всевеликие святые, и богословы считают, что даже в эпоху, в которой мы живем, она не может быть испытана в своей полноте, потому что Евангелие и в том числе Православие возвышает человека до высшей точки, где он может постичь нетварного состояния , прикоснуться и соединиться с ним. Испокон веков это событие нельзя воспринятьцеликом и полностью. Мы стремимся отсовершенства к совершенству, но Евангелие еще полностью не пережито, потому что измерения, которые открываются перед нами, необъятные как горизонты, Бог призывает нас постигнутьих. Мы православные христиане, но мы можем постичь все больших и больших высот. Как говорится – совершенство никогда не заканчивается. Это означает Православие. Во всяком случае, это не религия, которая является человеческим движением, в котором человек можетвзять и пофантазировать о Боге, вложить много фантазий, в религии фантазия работает очень активно. Об этом я думаю про себя,заставляю его реально существовать, в то время как оно может не существовать, и это, конечно же бред. В Церкви,Бог приходит, раскрывается и является. Он нашел нас. Мы не познали Бога.Он нашел нас. Мы не знаем, чему верить. Мы не верим в то, во что мы верим, потому что нам так нравится или так хотим. И если мы те, кто это преподает, но не применяем в жизни. Но мы говорим об этом, потому что это истина. Это показывает, что наша православная верапревыше наших сил, потому что это истина, данная Господом.

Меня впечатлило то, о чем писал Бердяев в одной из своих книг, я не помню подробностей – какой-то человек хотел стать православным и спросил у другого православного христианина:

- Я хочу стать православным, но прежде чем я это сделаю, хочу посетить все части мира, чтобы увидеть, как там живут православные люди, и, чтобы увидеть другиецеркви, узнать другие догматы, другие религии и тогда я сделаю свой выбор!

Православный ответил ему:

- Ой, лучше не езжай! Стань православнымсейчас, пока у тебя есть желание! Потому что, если поедешь и увидишь, как живем мы, православные, если увидишь какой-нибудь непорядокили скандал, то будешьв шоке и не захочешь стать православным. Сделай это прямо сейчас, когда хочешь это сделать, сделай это сейчас!

- Нет, нет! Сначала, я поеду и посмотрю!

Православный сказал про себя: «Ох, если он сейчас поедет, и увидит вблизи Церковь, какие мы люди, то будет шокирован,и он не станет православным христианином».

Он побывал в разных местах, увидел Церковь,увидел проблемы. Он поехал в Ватикан. Там он увидел совершенную светскую систему, программу, организацию...У нас увидел неразбериху, ссоры, и другие подобные вещи. Прошло некоторое время. Православный снова встретил того человекаи спросил у него:

- Что случилось? Ну как, ты хорошо подумал, станешь ли ты православным?

- Да, стану православным!

- Осуществил ли ты ту поезду, о которой ты говорил?

- Да!

- Все ли ты увидел?

- Разумеется, увидел!

- Увидел ли ты что-то, что бы тебя обеспокоило?

- Я все увидел. Увидел скандалы и грехи, и неразбериху, и блуд в Церкви.

- И, в конце концов, кем ты станешь?

- Православным!

- Почему? Не был ли ты шокирован?

- Да, был шокирован, с человеческой точки зрения.

- Не был ли потрясен?

- Я был потрясен как человек, но я хочу стать православным. Потому что я понял, что после того как эта вера, после того как это учение устояло и продолжает существовать, несмотря на все скандалы, несмотря на все его человеческие падения, несмотря на те вещи, которые меня разочаровали, то эта система не человеческая! Я понял, что Православие имеет божественное происхождение, в противном случае мы бы его разрушили!

Какой-то великий человек сказал следующее:

- Не бойся. Православие не может быть разрушено. Знаешь ли, почему? Если его не разрушили те, которые являются православными, но непоследовательны в своей вере, то никто не может разрушить его!

Мы сами провоцируем людей так думать. После того, когда ты много раз ты смотришь на меня и говоришь:

- Этот батюшка, хороший? И что надо мне делать, чтобы стать как он?

- Сын мой, не надо делать то, что я делаю, а будешь слушать то, что я говорю. Не будешь смотреть на мои руки, а будешь смотреть, что я держу в руках – Христа.Мои руки грязные, но то, что вы держу – это Св. Чаша, Бог, Который воплощается, Св. Причастие,в котором Христос соединяется с тобой, и следуй за Ним. Поэтому, ты становишься православным, и это величие Православия!

Никто не может воеватьс Православием! А знаешь, почему?Потому что, чтобы опровергнуть его,необходимо узнать его. Сегодня мир думает, что воюет с Церковью. Но Церковь, Православие, наша вера – это Христос. Никто не может воевать с Ним, потому что, чтобы воевать с Ним, сначала необходимо узнатьЕго. И если узнаешь Его, то невозможно не застыть перед Ним, невозможно не упасть на колени, не поклонился и не сказать:

- Господи и Бог мой! - И воскликнуть. - С Тобой ли я воевал?! Это исключено!

Сегодня люди думают, что воюют против Православия,против Церкви, Христа. Знаешь ли, против чего они воюют? Против человеческой стороны вещей, то, что мы называем человеческой системой – организации, церковных финансов, людей, моих ошибок, но не против Христа. Христос является абсолютно святым, безгрешным. Он, Тот, кто спасает человека и без Него люди не могут стремиться к своему спасению.

Православие неозначает, чтобы делать что-то по принуждению. То, что я верю, что это нечто очень свободное.Нечто очень красивое, очень аскетическое, строгое, но в то же времяочень свободное. В Православии нет никакого давления. Каждыйчеловек совершает свой любочестивый подвиг, столько, сколько сможет сделать. Насильно, мы не можем одно и тоже делать. Верить в одного и того же Бога,в догматы Церкви. Сегодня я не говорю о, догматах, они неизменны, и не подлежат обсуждению. Догматы являются постулатами нашей верой, они говорят о том, как Бог явился в мир людей . Но как я исполняю их на деле –именно это мы обсуждаем и здесь часто мыошибаемся.

Однажды, какой-то человек пришел к Св. Антонию и сказал ему:

- Батюшка, я не имею ни малейшего желания к духовной жизни! Я православный, но не подвизаюсь.

Он ответил ему:

- Сделай нечто малое. Если хочешь, можешь немножко помолиться?

- Я устаю.

- Сделай несколько поклонов! Три поклона перед сном.

- Я не могу, батюшка, у меня болит поясница.

- Раздай, небольшую милостыню!

- Ну, я не могу, собираю деньги для своих детей.

Он говорил, разговаривал с ним, но этот человек нечего не хотел делать и, в конце, Св. Антоний сказал своему ученику:

- Свари ему немножко овсянки, он больной!

Ты не можешь сделать ни одно, ни другое, ты православный. Никто не требует от тебя делать то, что не можешь делать, но, безусловно, хотят, чтобы ты сделал то, что можешь сделать.Православие означает, что я предоставляю Богу свою искренность, веру и борьбу, но не силой.Православие не принуждает человека.Я очень беспокоюсь, когда вижу людей, которые приходят в Церковь и чувствуют, что они теперь должны начать делать вещи, и этим насилуя себя. НоЦерковь нечего не заставляет делатьсилой. И если ты это делаешь, то делаешь это добровольно,и это тебя не утомляет. Как мать, которая хлопочет по дому и устает, когда приготавливает еду, но если она любит гостей в доме, то сделает это с большой радостью, не чувствует принуждения. Если ты действительно полюбишь Православие – нечего, что ты молодой– даже, когда тебя рукоположат в священники, то ты счастлив!

Какой-то человек спросил меня:

- Но, как ты мог стать священником,и лишиться стольких вещей?

Я ему ответил:

- Сейчас я наслаждаюсь тем, о чем ты говоришь, тем, чего я лишился!

Потому что, если полюбишь Православие, то ты делаешь то, что другие называют жертвой, а ты видишь, что это нечто самое легкое, что это тебя не утомляет. Другие, как только себе это представляют, то у них начинает кружиться голова, потому что они не знакомы с Православием. Потому что, Православиене требует от человека того, что он не может сделать, а чтобы сделал нечто самое простое.

Поэтому мы, которые хотим почувствовать истинное Православие в своей душе, не давя на других людей и не заставляя их делать что-то, потому что не каждый может достичь того, чего ты достиг. Начнем с того, с чего может каждый начать.Церковь, Православие исоответственно Христос – видите, я использую эти три слова, потому что мы говорим о том же, Православие– это Церковь, Церковь – это Христос. Не существует унифицирования, примешь Православие и сохранишьсвой характер и самого себя. Не унифицируешь себя, не становишься похожим на других, неподражаешь другим, не имеешь никаких образцов, по которым слепо и рабски подражаешь, а сохраняешь свою идентичность, свои таланты, все это развиваешь, и твоя душа процветает. Будь самим собой. Это очень трогательно.

Давайте посмотрим на историю Церкви, например, на монахов-студитов и монахов-саваитов. Студиты из Студийского монастыря в Константинополе пели песнопения в храме, слушали поучения – умилительныеслова Св. Феодора Студита, атмосфера была как сказать теплее, легче, уютнее для подвижника. Саваиты из монастыря Святого Саввы в Иерусалиме имели другой, более строгий порядок. Они только читалив храме, чтобы не отвлекать слух мелодиями и песнопениями. И одни и другие были православными,и им не пришлось унифицировать и приравнивать себя.

В Православии существует разнообразие. Поэтому, если кто-топриедет на Св. Гору Афон, увидит 20 больших монастырей, то в них все любяти того же Бога, служат одному и тому жеХристу, верят в одни и те же догматы, но ты чувствуешь, что в этом монастыре есть одна определенная специфика, в другом монастыре – другая специфика, однако, это говорит оединстве в многообразии. Это является Православием. Там нет унифицировании, чтобы все должны быть одинаковыми, одинаково одеваться, одинаковоговорить, ходить одним и тем же образом, и говорить:

- Все они одинаковые!

Общим знаком должна быть нашалюбовь, единство наших сердец и наша вера, а во внешней стороне существует разнообразие, потому что каждый человек выбирает что-то, мы не выбираем одно и то же. Мы абсолютизируем не внешние формы, а истинного Абсолюта– Бога.

Православие не имеет никакой связи с виной.Св. Никодим Святогорец говорит, о чем-то страшном:

- Ты являешься православным, сильно беспокоишься об своих ошибках, которые ты совершаешь и слишком сильно скорбишьи унываешь о своих грехах и покаянии. И доходит допостоянного фиксирования того, что ты совершил и почему ты это сделал.А это означает, что ты не понял великую любовь и веру в Бога и скрываешь свой эгоизм.Этот дух не является православным духом . Тем не менее, если спросишь у людей, почему они не имеют никакой связи с Церковью? Знаете ли Вы,что отвечают большинство из них?

- В Православии, вЦеркви постоянно тебе говорят: «Нельзя! Все запрещено!» Когда ты приходишь в Церковь, тебе говорят, «Нельзя!» то делать, «Запрещается!» это сделать.Все называют грехом, говорят, чтоничего мне не позволено. Церковь непозволяют тебе нечего, чему бы ты мог порадоваться!

Так думает большинство людей, и на меня производит впечатление, что молодые люди, чьи критерии чаще всего ошибочные. Потому что они понимают и чувствуют, что, входя в Церковь, взрослые – родители или мы, священники или кто-то другой – встречаем замечаниями:

- Исправься, опомнись! Не делай то, не делай это!

И человек задыхается. В то время как Церковь не является удушьем.Православие – это дыхание нашей души. В Церкви ты не задыхаешься, а дышишь.

Я вспоминаю какую-то женщину, которая вышла замуж и исповедалась отцу Епифанию Теодоропулосу.Она говорит, что, прежде чем выйти замуж и иконаХриста находилась в ее комнате, а когда она вышла замуж, то убрала ее из своей спальни, потому что теперь она «замужняя» женщина. Она приехала котцу Епифанию, и сказала ему:

- Мы уже супружеская пара и я чувствую себя неловко, когда там находится икона Христа.

Он спросил у нее:

- Почему ты это сделала?

Впрочем, эта супружеская пара придерживались строгого поста,[1] ходили на бдения. Женщина почувствовала себя православной. Но с другой стороны,он жила с пониманием того, чтобы бытьправославным значит быть бесстрастным. И что в Православии каждая радость и наслаждение,даже и законные радости и наслаждения, которые Бог дает тебе, запрещены. Поэтому, после замужества она испытывала вину и угрызение, и не хотела, видеть Христа в своей комнате. Отец Епифаний, который был строг в вопросах веры,догм, канонического права, сказал ей:

- Это духовная прелесть! Твой ум обольстился тем, что ты сделала. Верни икону Христа на свое место, потому что, если то, что ты сделала, является грехом, то прекрати это делать!Если это благословение и Божий дар, то пойми, что Христос имеет свое место между вами, потому что Он благословляет вас, и то, что вы делаете, не является блудом, развратом или грехом. Ты находишься в законном браке со своим мужем.

Хотя мы считаем себя православными, за некоторые вещи испытываем огромную вину. Задыхаемся. Но Церковь говорит тебе:

- Приди, дитя мое, успокойся.Христос прощает тебя, Он любит тебя, дает тебе новые глаза, с которыми будешь смотреть на мир с благодарностью и признательностью к Богу.

Вместо того, чтобы чувствовать угрызения совести за то, что делаешь, ты должен прославлять Бога. Эта точка зрения, что некоторые вещи хорошие, а другие плохие, некоторые вещи материальные,а другие духовные, насколько духовно бы они не выглядели, прошу прощения, что тебе я это говорю, но это не православное учение!Православие – это значит усвоить ипринимать все проявления жизни, от физической жизни до духовной и во всем этом необходимо вкладывать Божью благодать. Нет ничего плохого в том, чтоБог дал тебе. Ничего из того, что подарено Богом в нашей природе, не является плохим. Даже любовь к страстям должна измениться, как говорят святые, она должна превратиться в любовь к Богу. Это желание души о любви, о тепле, о единствесамо о себе скрывается что-то хорошее, которое вложил в тебя Бог. К сожалению, на исповеди, мы видим, что люди, которые испытывают чувство вины, думают, что Церковь заставляет их чувствовать себя так. То есть, с момента, когда стал я православным,то я должен постоянно испытывать угрызения совести, чувствовать себя плохо, чувствовать себя ужасно оттого, что я делаю, оттого, что я чувствую, оттого, что я ем.

Однажды, в школе, где преподаю, на перемене я кушал бублик. И так, я ел бублик в углу возле какой-то стены, чтобы меня не видели ученики. (Вот и я боялся, что кушаю…!)Какой-то ребенок, который пробегал по коридору, посмотрел на меня и сказал:

- Ой-й-й!

- Что случилось? -спросил я у него.

- Батюшка!!! Вы кушаете?!

Я сказал:

- Почему я не должен съесть...?

Также, когда какой-то ребенок, увидел меня в супермаркете, то сказал своей маме:

- Что здесь делает священник?

Мать ответила сыну:

- Он делает покупки.

- А почему он не в церкви?

С одной стороны, я рад, потому что ребенок отождествил меня с Церковью, это прекрасно. Это говорит о том, что место священника в храме.Он считает, эти вещи идут вместе. С другой стороны,кто-то думает, что священник является каким-то бесплотным существом и что Православиев целом это нечто невидимое, недосягаемое, непостижимое, и некоторые люди должны совершить чрезмерные подвиги, чтобы уничтожить свою материальную сущность. Но это не так!

Только что, какая-та женщина принесла мне стакан воды, и я сказал:

- Спасибо!

Я говорю о духовных вещах, но чувствую жажду. Организируешь какую-то богословскую конференцию, рассказываешь обо всех святых в мире, о духе, о вечности, о разных духовных темах, иво время перерыва все становятся в очередь в буфете, чтобы купить себе кофе, сухари, что-нибудь поесть, поговорить. Почему?Потому что в Православии человек является единым целым и Бог нечего не оставляет внеСвоего благословения и благодати. Это очень важно знать, потому что много раз нас мучает то, что должно нас радовать, должны благодарить Бога, а мы испытываем угрызение совести в этом отношении.

Это напоминает мне о священнике, который приехал в какой-то монастырь и считал себя сверхдуховным, сверхеправославным, суперправославном, а другие монахи в это время сажали помидорыв огороде. Он спросил у них:

- Но вы же монахи, вы тут не молитесь?

- Почему, молимся.

- А сейчас что вы делайте? Я то думал, что целый день вы молитесь! То, чем вы занимаетесь крайне не духовно! Вы, что все время занимаетесь огородничеством?

- Да, батюшка,мы еще не достигли таких духовных высот, пока мы такие же люди, как и все остальные.

Игумен сказал одному из братьев:

- Покажи гостью, в какой келье он может остановиться, и я тебе скажу, когда надо будет его позвать!

Прошло время, и наступил обед. Монахи пошли трапезничать,а игумен сказал:

- Не зови его,он очень возвышен! Оставь его. Он питается ангельской пищей!

Между тем, к обеду желудок гостя взбунтовался, он был духовным человеком, но и он имел желудок.Что же делать ему сейчас?Он сказал про себя:

- Что тут происходит, почему никто меня не позвал обедать?

Наступил вечер. Гостьвошел в храм, монахи с желаниеммолились, потому что они были сыты.Он смотрел и удивлялся. Он не мог ни помолиться, ни нечего другое не мог сделать. Монахи снова пошли трапезничать, но не вызвали священника. Наконец, он не выдержал и сказал игумену:

- Батюшка, простите, вы, что не ėдите в монастыре?

- Как не кушаем? Мы ели ив полдень, и вечером.

- Извините, ноникто меня не позвал!

- Ты приехал сюдаи сказал нам, что все это материальные вещи, мирские и греховные, а ты только молишься!

Эта точка зрения, над которой сейчас мы смеемся, на самом деле, и мы тайно передаем ее другим, нашим детям, людям находящиеся рядом с нами и думаешь, что если ты обыкновенный, а не духовный человек.Однако, чтобы стать Божьим человеком, ты сначала должен стать обычным человеком. Что говорят об этом святые? С противоестественного состояния страстей, ты должен перейти в естественное состояние и таким образом достигнешь сверхъестественного состояния. Ты не отменяешь естественное состояние,естественное поведение и жизнь.

Подумайте немного об этом, и если в личной жизни каждый из нас увидеть, где допускает ошибку – это фрагментация нашей жизни. Один –в одном, другой – в другом: фрагментированное Православие,и наша душа такжеразделяется. Христос совершил столько материальных чудес. Он занимался так много материей и освещалее. Он взял материю,и стал человеком. Православие – это вера, которая воспринимает все и освящает все, потому что, это то, что не принято, то оно не искуплено и не спасено. А мы, которые отвергает все это, считаем ли себя православными?



[1] Во время поста в еде исключается употребление растительного масла – справка русского переводчика.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие /

Перевод с болгарского:
магистр богословия Виталий Чеботар
Источник:  http://dveri.bg/xuk

Читайте также:

16.11.2016 - Архимандрит Андрей (Конанос). Меланхолия

23.04.2016 - Митрополит Лимасольский Афанасий. Силу, которую нам дает Христос

02.01.2016 - Архимандрит Андрей (Конанос). Что не является Православием? (часть 2)

07.09.2015 - Архимандрит Андрей (Конанос). Готова ли ты родить святого?

12.01.2015 - Архимандрит Андрей (Конанос). Что дашь мне христианин?

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 12    
  Версия для печати        Просмотров: 4250

Ключевые слова: Архимандрит Андрей (Конанос), Виталий Чеботар

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
   1 написал: Стелиан из Болгарии (26 декабря 2015 12:49)
 
Браво Витя! Хорошая статия!
  [цитировать]

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (22)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031