|
||||||||||||||
Архимандрит Андрей (Конанос). Готова ли ты родить святого?Представляем вниманию читателей известного греческого проповедника архимандрита Андрея (Конаноса) о детях и семье в жизни человека. Не надо жалеть о пути, который ты выбрал в своей жизни. Это наилучший путь, по которому необходимо пройти. Каждый человек выбирает свой путь, свою жизнь и делает свой выбор. Каждый идет туда, куда его призывает Бог, чтобы привести человека в Его рай и Царство. Не существуют хорошего и плохого пути. Все дороги ведут к Богу, необходимо только помогать Ему. Достаточно, найти утешительное место на кресте, который Христос дал нам; не противиться, не протестовать. Важно, чтобы превратить наш крест – в престол! Как сделал Господь со Своим Крестом. Поэтому, на Кресте написано «Царь славы». Для вас, эти слова скрываются в семейном кресте. Боль и жертва приведет тебя к смирению. Приведет тебя к зрелости. Со временем ты поймешь, почему брак – это Таинство. Брак – это тайна. Брак – это не приговор. Это не путь без надежды о возвращении и перемен. Нет. Это путь к Богопознанию, к человекопознанию, путь к спасению.
Если так будешь думать об этом, то почувствовать очень большую радость о пути, который ты выбрал, и что ты стал родителем. Ты выбрал свой путь, который приведет тебя ближе к Богу. Ты правильно поступил. Но, задумайся и о другом. Не о том, что ты выбрал свой правильный, а чтобы пройти этот путь до конца. Задумайся о выборе направления своего пути. Двигаясь в этом направлении, как родитель, обрати внимание на свои ошибки. И особенно посмотри на себя и занимайся со своим собственным состоянием, посмотри на себя, кто ты есть. Оставь на некоторое время своего ребенка. Не занимайся со своим ребенком так, как обычно ты занимаешься с ним, а займись собой, займись со своей душой.
Потому что, если твоя душа заблагоухает, то автоматически заблагоухает все пространство в твоем доме; и дети почувствуют это благоухание. Вы знаете, как это важно? Хотя, кажется, что ты пятишься назад, возвращаешься назад, и отдаляешься от проблемы, а действительности проживаешь то, о чем говорят:
- Возвращаюсь назад, чтобы разбежаться и войти с еще большей силой.
Я немного отодвигаюсь в сторону, отступаю от своих детей, не занимаюсь, все время с ними, а занимаюсь с собой. Чтобы увидеть, где я допускаю ошибки в своих отношениях с женой, мужем, детьми. И заглянуть в себя. Это «эго», не «эго» эгоизма. А это «эго» самопознания, «эго» истинного смирения. Это момент, в котором отражаем себя в Божьей благодати, и я вижу, что это не все правильно складывается.
Какая-то мать привела своего ребенка на исповедь, который учился в начальной школе. Она думала про себя: «Я приведу его сейчас, пока он маленький, чтобы была уверена, что он будет внимательным, что Бог сохранит его и так он станет на путь истинный. Нет нечего лучшего, что я могу сделать для него». Так она думала. Ее ребенок был в четвертом классе. Они пришли в храм, и мать сказала духовнику:
- Батюшка, я привела моего ребенка, чтобы с малых лет наставить его на путь Божий.
Священник ответил ей:
- Ты очень поздно привела твоего ребенка в храм.
Мать вздрогнула.
- Батюшка, теперь я начинаю видеть, что он сейчас лучше понимает, некоторые вещи. Когда он был маленьким, я его не водила в церковь, потому что, какие грехи может иметь маленький ребенок?
И духовник ответил матери:
- Не это имею в виду. Я не говорю о ребенке. Говоря, что ты поздно привела твоего ребенка, я имею в виду, что, прежде чем привести своего, ты должна была приходить в храм. Я не говорю о сегодняшнем дне, а говорю о последних годах. Где ты была все эти годы? Я не знал тебя, когда тебе было двадцать лет. Я не знал, когда тебе было пятнадцать лет. Я не знал, когда ты была в четвертом классе. Где ты была тогда? Где была, когда ты была маленькой девочкой? То, како сейчас твой ребенок, зависит от того, какой ты была тогда. Это зависит от того, как ты выросла. Ты должна была прийти, прежде чем родится твой ребенок, потому с того дня ты подготовила для него не только свои гены, которые он взял от тебя, а его душевные слои и характер. Потому что он взял от тебя не только от цвета глаз, волос, выражение, формы лица, очертания тела и внешний вид. Он взял и твой душевный мир, и твое внутреннее состояние, благодать, которую ты излучала. Благодать, которую ты имела или не имела.
Часто ко мне приходят родители, и если покопаешься в их душах и немного поможешь им открыть свои сердца, то они расскажут тебе о многих проблемах в своем доме, о проблемах с детьми; и человек понимает, сколько проблем имеет каждая семья. В то же время я понимаю, как трудно родителям заглянуть в свою душу, смериться и не говорить, словно обороняетесь или, сопротивляясь, а говорить смиренно, настроившись на самопознание:
- Где я ошибаюсь, батюшка? Что я делаю не правильно?
Трудно это сказать, ты постоянно этого избегаешь. Постоянно ругаешься со своими детьми, со своим мужем, со своей женой, постоянно кого-то обвиняешь. А не себя. Обычно ты спрашиваешь:
- Что делать, чтобы изменить их? Что сказать, чтобы изменить его?
И приходит Церковь и говорит:
- Не занимайся другими, чтобы их исправить.
Никто не назначал тебя, чтобы ты кого-то исправлял. Ребенок, который родился из твоей утробы, ты ли его создала? Ты что дала ему? Что-то очень мало дала ему. Одна яйцеклетка и один сперматозоид – это очень, очень мало. В этом ограничивается наш вклад. Но, душу, ты ли в него вложила? Ты ли вложила его устройство и жизненные основы? Ты ли ему дала возможность развития, дыхание ребенка? Нет. Значит, не занимайся с ним, потому что, в конечном счете, это не совсем твой ребенок, а Бога. Трудись на своем жизненном поле. Занимайся со своим сердцем, со своей красотой или со своей не красотой. Постарайся, чтобы сделать свое я таким, каким оно должно быть. Знаешь, каким хорошим станет твой ребенок, после этого? Эта перемена произойдет без особых забот, без особенного ухода, без особого беспокойства и без постоянной беготни и постоянного преследования ребенка. Посмотри немного на себя, чтобы увидеть, какая ты.
Какая-то верующая женщина пришла к своему духовнику в России и сказала ему:
- Батюшка, я хочу попросить у Вас благословение о создании семьи! Благословите ли Вы меня? Я хочу, чтобы Вы помолились за меня и благословили!
Русские священники дают свое благословение, осеняя верующего крестным знамением благолепным образом. Он не просто только протягивает руку, а совершает крест на верующего. Мирянин ставит руки одну поверх другой, ладонями вверх, как мы (в Греции – справка русского переводчика) делаем, когда получаем просфору из рук священника. Так (в России – справка русского переводчика) получают благословение. Эта женщина сказала:
- Благословите, батюшка, создать семью. Вы даете мне свое благословение? Пришло время, я уже взрослая, и я хочу выйти замуж.
Исповедник спросил у нее:
- Готова ли ты родить миру святого? Сможешь ли создать ребенку, которого воспитаешь, такую атмосферу вокруг него, чтобы задумался о святости? Тогда я тебя благословляю.
Он не просил ее о другом. Священник не спрашивал у нее, имеет ли она деньги, есть у нее работа, имеет ли она внешние элементы, приводящие к успешному браку. Он сказал ей:
- Можешь ли ты вдохновить святость в этом ребенке? Можешь ли ты сделать это святым?
Он имел ввиду следующее:
- Можешь ли ты быть святой, чтобы дать и ребенку это желание к святости? Тогда ты получишь мое благословение для этого начинания. В противном случае, ты создашь семью только потому, что проходят годы, потому что пришло твое время, потому что все твои подруги и друзья уже создали семью – это не правильное начало. Этого не достаточно.
Сначала человек должен серьезно отнестись к этому, все хорошо обдумать, зрело обдумать и начать с молитвы.
Сколько времени, сколько месяцев длится беременность? Девять месяцев. И все? Прошло девять месяцев; столько времени носили ребенка в нашей утробе, родила его. И все? Нет. Ребенка, да, ты родила его. Однако, святым не сделала его. Кормишь его, но этого не достаточно, чтобы он стал сытым. Его характер, тоже имеет значение. Ты подготовила ему хорошую комнату, поставила кондиционер. Молодец! Постелила теплые ковры, есть и компьютер. Тем не менее, ребенок нуждается в и качественной жизни. Ты должны помочь ребенку познать себя, познать мир около себя, познать своего ближнего, познать Бога, познать истину. Научила ли ты своего ребенка любить? Научила ли ты своего ребенка молиться? Научила ли ты своего ребеночка ставать на колени, жертвоваться, смиряться? Показала ли ему, что такое смирение своим примером? Видел ли твой ребенок, чтобы ты уступала, чтобы ты просила прощения у людей, чтобы попирала свое право и чтобы не возражала близким? Видел ли он, чтобы ты выдерживала боль не протестируя, не выражала негодования и не возмущалась? Видел ли он тебя в ситуации, когда у тебе что-то не получается, и это для тебя стало поводом приблизиться ближе к Богу и смириться? Видит ли он, что ты признаешь какую-нибудь свою ошибку? Тогда твой ребенок реально будет знать, для чего он живет, будет знать, куда он идет. Он будет знать о цели, ради которой он живет на этой планете; тогда действительно они будут настоящими, очень хорошими родителями, которые не прочитали много книг по образованию, и не занимались с ребенком – а непринужденно и через их приход к Богу – будут автоматически помогать своим детям. Это очень благословенно и истинно. Такое воспитание, которое передается из поколения в поколение бесшумным и незаметным способом. Она не видно, но осуществляется, и влияет на весь мир.
Отрывок из подготовленного к печати на болгарском языке второго тома бесед архим. Андрея (Конаноса) «Любовь навсегда».
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 14 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3660 |