По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 16.11.2016 в рубрике  Интернет-журнал
 

Архимандрит Андрей (Конанос). Меланхолия

Я молюсь Богу, чтобы Он освободил тебя от депрессии, которая приближается к твоей душе, заставляет тебя чувствовать себя странно и ослабевает твой дух. Это твои слова, это ты мне сказал, поэтому я тебя понимаю. Я прочитал твое письмо, и заглянул в твое сердце, что ты описал и поведал мне. Пусть придет благодать. Сделай и ты что можешь, помолись, молись о чем-то хорошем. Молитва это движение, которое мы совершаем, чтобы выйти из болота, это видение моей души в Христовом свете, где не соглашаемся примиряться с мраком, который часто нас охватывает. 
 

Архимандрит Андрей (Конанос). МеланхолияМолитвенное движение – это отряхивание души, которая говорит:

- Нет!

Это позволяет нам видеть себя чадом Божьим, чадом этого Великого Отца, Который просвещает всех, Богом изобилия, Который держит в своих руках ключи от радости и счастья, и поэтому мы не желаем мириться с меланхолией и депрессией. Если начнешь искать их причину и увидишь, что речь не идет о чем-то органическом, наследованном, целиком неврологическом характере, когда необходимы лекарства и так далее, то тогда меланхолия возникает из-за какой-то раны, какого-то предательства, разочарования в твоей душе. Ты хочешь, чтобы что-то не произошло. Ищешь что-то, если бы оно тебе принадлежало, то чувствовал бы себя по-другому.

- Я в депрессии, - говорит девушка - потому что меня любимый бросил, обидел меня, предал меня и ушел...

Чувствуешь, что тебе чего-то не хватает, а если бы это было у тебя, то ты бы не находился в этом состоянии.

Тем не менее, есть духовное движение, которое можешь сделать, говоря себе: „Почему я не имею того, чего я хочу! Не того, чего я лишился, а чувства, которые возникли во мне”. Например, кто-то бросил тебя, нанес душевную рану, предал тебя, и ты впал в глубокую депрессию. А я спрашиваю тебя:

- Когда я была с этим человеком, что ты чувствовала?

Чувствовала полноту, твоя душа была полна радости, была счастливой, твое сердце тоже было счастливо и было желанием жить и бороться, было полно силами и радости. Тогда все имело смысл, ты смотрела вокруг себя и всему радовалась. Этот человек вызывал в тебе красивые переживания, чувства и состояние. Но теперь он ушел, и вместе с ним рухнуло и твое прекрасное внутреннее состояние. И я говорю тебе просто как идея, как предложение:

- А ты не можешь снова возродить в себе чувство красоты, полноты, благости, сладости, счастья, которое было у тебя, хотя теперь рядом с тобой нет твоего любимого человека? Может быть, просто он стал поводом почувствовать эту радость и исходит наружу то, что, все же было в тебе?

Этот человек, который в тебе вызывал счастье, ушел. Наверное, ты сможешь найти другой повод, чтобы выпустить из тебя красивые вещи, потому что есть счастье в тебе, и не человек, который является биологическим существом сделал тебя счастливой. Не человек как материальная ипостась, как тело, как биологическое творение с молекулами, клетками и так далее, делает тебя счастливым, а кто? Счастье это то, что исходит от тебя, и поводом этому становится какой-нибудь человек или какое-то состояние.

Постарайся почувствовать его с помощью молитвы. Она непосредственно помогает почувствовать в тебе счастье – без внешнего раздражителя, без помощи, которая дает тебе человеческое состояние. Это создает ощущение полноты, радости, счастья, смысла жизни, любви, помогает оживить и почувствовать, что твоя душа орошается водой, которая вытекает из этого мира. Поэтому, видишь некоторых подвижников – даже если ты не видел их, но слышал их, читаешь святоотеческие книги – что они сеют счастье. Люди шли, видели подвижника, и его лицо всегда было радостным.

Какой-то юноша недавно ездил в Нью-Йорк и рассказал мне:

- Батюшка, я так счастлив, что увидел Нью-Йорк! Я был в Манхэттене, было удивительно! Прекрасно! Какие там невероятные места!

Он был счастлив, потому что он увидел достопримечательности в Нью-Йорке. Другой человек был в Диснейленде, третий во Флориде, четвертый в другом городе – все эти поездки стали поводом для радости. В душах этих людей возникли сильные положительные переживания, потому что они видели здания, людей, вкусные блюда, свет, одежду, покупки – все это вещи, которые обычно, мы не осуждаем. Я другое хотел сказать – что радость, которую пережил в Манхэттене с помощью шопинга, прогулок, ночной жизни, танцев, подвижник это проживает и без этих внешних раздражителей.

Даже его внутренний переживание лучше, потому что оно более сильное. Потому что после хорошей поездки ты садишься в самолет и говоришь:

- Все. Я возвращаюсь!

Тебя охватывает уныние, потому хорошее переживание закончилось. В то время как подвижник что-то нашел, нашел что-то маленькое в своей душе, из которой снова исходит радость, снова исходит счастье.

Не нужно увидеть небоскреб, не нужно подниматься на Эйфелеву башню, не нужно никуда ехать. Я счастлив с помощью другого секрета. Необходимо найти эту тайну – она находится в тебе. В тебе находится источник радости, в твоем сердце находится Христос, Источник радости. Ты убиваешь Христа в своей душе, и не позволяешь Ему показать тебе все эти хорошие вещи, которые Он может дать тебе. Если ты не научишься оживить Христа в себе, то ты всегда будешь мучиться и не найдешь этот секрет. Вместо этого, всегда будешь ждать какую-нибудь поездку, прогулку, отношения, чтобы хотя бы на короткое время стал счастливым.

Пока это продолжается, ты будешь себя чувствовать хорошо. Но, когда все закончится, то ты начнешь сходить с ума. Даже когда ты это имеешь, опять не будешь чувствовать себя хорошо, потому что ты боишься, чтобы его не потерять, то есть, твоя радость подмешана с тревогой. Например, ты радуешься человеку находящийся рядом с тобой, но ты боишься, чтобы не потерять его и поэтому думаешь про себя:

- Ах, сейчас нам хорошо, но, сколько времени это продлится? А если он завтра меня бросит или предаст меня? А если он умрет или заболеет? Если он съедет с нашей квартиры?

Из-за всей этой неопределенности, ты не можешь даже испытать радость во всей своей полноте. Затем ты смотришь на других людей, которые радуются, и начинаешь им завидовать. Ты говоришь себе:

- У меня нет любимого человека, и у него есть, почему?

Злишься, сравниваешь, ревнует, чувствуешь неуверенность, что будет с твоей радостью. Буду ли она у меня? Потому что радость, которая у меня сейчас есть отчего-то зависит, чем-то питается, черпает извне живительные соки и пьет, живет и существует.

Поэтому я говорю тебе:

- Постарайся найти тайну.

Когда ты была счастлива, ты говорила:

- Когда он смотрел в мои глаза, я воскрешала.

Значит, в тебе было воскресение. Прекрасно. Не можешь ли ты прожить это воскресение, когда он не смотрит в твои глаза? Посмотри на свои глаза в зеркале и скажи:

- Боже мой, благодарю Тебя! За мое достоинство, за красоту моей души, за красоту моего бытия, за уникальность моего присутствия на этой планете.

Нет человека, похожий на тебя, ты неповторимое творение, уникальный человек, все мы неповторимые существа. Даже, если подумаешь только об этом, ты скажешь:

- Ну, не нужно чтобы непременно мне кто-то говорил, что я хороший, красивый, значимый, чтобы чувствовать себя ценным, чтобы оживить мою душу, и если потом если это потеряю, то я сойду с ума.

Прекрасно, что у тебя есть любимые люди, я не говорю, чтобы у тебя их не было. Не стоит недооценивать боль после расставания с любимым человеком, она приводят к депрессии. Но не надо испытывать от кого-то такую огромную потребность, чтобы затем, без него сходить с ума. Будь с ним, радуйся ему, наслаждаться им, но будь готова, если потеряешь его, что ты знаешь тайну, которая принесет тебе радость, когда ты испытывала, когда этот человек был рядом с тобой.

Каждую секунду ты должен быть в состоянии сказать:

- Я рада, что у меня есть. Я счастлива что нахожусь в твоем окружении, беру от тебя только хорошее, но знай, что без тебя я не рухну. И без тебя я выдержу. Я нашла кнопку внутри себя, нажимая на нее я воскрешаю свою надежду, свое достоинство, любовь к Богу и чувствую себя хорошо. Он больше не любит меня, бросил меня, предал меня. Но, Бог любит меня, я чувствую себя хорошо, мечтаю, молюсь, и представяю себе красивое и прекрасное будущее. Не все потеряно, я справлюсь.

Это трудно сделать, потому что ты испынываешь отромную боль. Это болезненно, потому что в этом расставании с любимым, ты страдаешь. То же самое происходит, когда, например, тебя уволят с работы. У тебя возникает не только финансовая зависимость, но и черпаешь оттуда свою ценность, как человек. Когда тебя уволят, ты говоришь себе:

- Теперь я не ценный! Я бесполезный.

Как ты не ценный? Неужели, ты ценный, потому что ты там работал? Ты всегда ценный, но поскольку ты привязался к своей работе и отождествляешь себя со своей работой, говоришь:

- Я и ты – мы одно целое. Для меня работа является всем! Я – это моя работа.

Не твоя работа олицетворяет тебя. И Бог дает тебе это понять. Словно Он говорит тебе:

- Я отниму у тебя на некоторое время твою работу, чтобы ты понял, что у тебя есть и другие способности. Ты думаешь, что черпаешь силы только оттуда, но Я объясняю тебе, что ты таким образом, себя недооцениваешь. Сейчас ты еще более ценный, дитя мое!

Поэтому, в начале своей беседы я говорил о подвижниках, которые нечего не имели. Даже если у них возьмут то, что у них есть, они говорят:

- Возьми эту вещь! Я так сильно не связан с этой вещью , чтобы она доставляла мне неописуемая радость. У меня есть кое-что хорошее, у меня в келье есть красивая шариковая ручка, с которой я пишу. Возьмите ее!

Может быть, ты читал об одном подвижнике, который гонял воров, но чтобы не поймать их, а чтобы отдать им то, что они забыли украсть. Он кричал им:

- Дети мои, Вы кое-то забыли! Возьмите и эти вещи!

Они были удивлены и сказали:

- Впервые мы такое видим! Другой сразу бы отвел нас в полицию, а этот человек бежал за нами, чтобы отдать нам и оставшиеся свои вещи?! Почему?!

Потому что этот подвижник может быть счастлив и без этих вещей.

Я понимаю, это очень трудно понять. Поэтому, я не говорю тебе, чтобы ты, сегодня или завтра преодолел свою депрессию и меланхолию. Для этого требуется много времени - месяцы, может быть и годы. Ты должен усвоить уроки, которые Христос, преподает во время жизненных неурядиц и расставаний – когда ты ставишь лейкопласт на рану, а затем отлепляешь его, говоришь:

- Ой, я не могу его отлепить!

Потому что он прилип к коже, и это причиняет тебе боль, но ты должен его отлепить.

Так происходит и в жизни. После того, как расстанешься от своего внешнего источника радости, ты говоришь:

- Наконец-то я понял, что во мне есть большой источник радости! Есть Христова благодать, Его сила, Его присутствие. Когда я причащаюсь, принимаю Христа в себе, когда я молюсь, прикасаюсь к Нему. Когда призываю Его имя, обращаюсь к Нему. Когда ищу Его милость, Он защищает меня, посылает мне Своих ангелов. Сейчас это просто слова, но наступит время, когда я проживу эти слова. Если хочу ответить Богу в своей жизни, потому что могу и не ответить Ему...

Бог может посылать тебе уроки, а ты будешь говорить:

- Я не хочу выучить этот урок! Я хочу плакать, отчаиваться, закончить свою жизнь самоубийством...

Но только через это „отлипание” – когда Бог что-то отлепит от тебя, от твоего сердца – ты сможешь понять богатство, которое скрывается в тебе. Цель не заключается в том, чтобы Он утомил тебя, заставил тебя почувствовать боль, а чтобы продвигаться вперед, чтобы добиться прогресса. Здесь нет смысла комментировать, судить, осуждать и говорить:

- Я не виноват! Каким человеком он был! Не могу это пережить, не могу поверить, что он мне причинил!

Ладно, если хочешь, живи прошлым, живи воспоминаниями, чтобы состарилась твоя душа и не делай шаги, которые необходимо сделать, чтобы двигаться вперед.

Снова повторяю, помолись, представь себя в благодати Божией, увидь себя в белом, а не в черном. Представь себе, что ты держишь букет цветов, представь себе, что ты находишься рядом с Христом, Который прикасается к твоей руке и забирает от тебя твою проблему. Ты меняешься и становишься другим человеком, восходишь, переходишь на новый уровень отношений с Богом, с самим собой, с людьми. Становишься красивым человеком благодаря боли. Да, но тебе необходимо выйти оттуда, понимаешь ли ты это? Поэтому, молись, прочитай какую-нибудь книгу. Будь осторожен в своих мыслях, не оставайся со своими мыслями, и все время увязай в них – с этого все начинается. Измени свои мысли.

Поэтому, святые говорят, что когда молишься, необходимо произносить имя Господа Иисуса Христа – постоянно произносить Иисусову молитву. Некоторые святые иногда изменили молитву и не говорили: ”Помилуй меня!” Потому что, когда чувствуешь, что Бог помиловал тебя, не можешь сказать: „Помилуй меня!”, потому что словно противоречишь самому себе. Когда я говорю:

- Дай мне поесть.

И ты даешь мне поесть, и я по-прежнему говорю тебе, неужели, ты не озадачишься и спросишь:

- Ладно, разве я не даю тебе есть?

Сейчас молитва уже меняется, и ты говоришь:

- Господи Иисусе Христе, благодарю Тебя за Твою милость! Господи Иисусе Христе, Ты помиловал меня!

„Я был таким, каким я был, - говорит Св. Ап. Павел, - но был помилован Господом и с этого момента, я чувствую помилованным Богом, то есть, получил то, о чем я молился. Я чувствую, что Христос дает мне то, что я прошу Его”.

Но не надо постоянно жаловаться и силой просить:

- Приди, дай мне! Дай мне.

Хорошо. Ты это получишь, Христос тебе это дает, но ты привык, чтобы это не принимать, привык с ропотом, с сопротивлением и духом депрессии это получать. Не веришь, что можно Ему радоваться и сказать:

- Иисус, мой свет.

Эти слова показывают, что ты уже не ищешь, а живешь. Скажи:

- Христос – это мой свет!

И говоря это, ты словно принимаешь, что находишься в Его свете и любви.

- Иисус, мое дыхание!

То есть, не ищу, проживаю то, что уже имею. Он не в будущем, а в настоящем , Он тут перед тобой – Он Христос. Твое беспокойство, усталость и унылость не позволит тебе это почувствовать. Душа начинает томиться, и ты не можешь чувствовать присутствие Христа, которое находится рядом с тобой.

Вчера тебе никто не позвонил по телефону, и ты впал в депрессию? Да, но даже все люди на земле тебе позвонят, ты думаешь, что станешь более ценным? Наступит момент, когда телефонный разговор закончится, затем что произойдет? Ты будешь роптать и негодовать, потому что тебе никто не позвонил. Ты постоянно хочешь слышать слова, что ты ценный и что тебя любят. Ну, тогда постарайся услышать это от Бога, Который постоянно говорит тебе об этом, а люди не могут это постоянно делать.

Человек жаждет о ценности и признании, о немного любви и тепла. Эта потребность является очень сильной жаждой, жаждой счастье, любви. Поэтому, ты впал в депрессию, потому что ты не насытил этот голод и насыщаешь его креветками, чипсами, шоколадом. Ну, ты насытишься на некоторое время, но потом снова проголодаешься, наконец, растолстеешь, мучаешься, ошибаешься и снова чувствуешь голод. И снова кушаешь, снова полнеешь и жалеешь, потому что ты не правильно питаешься. Это правильные продукты. Ты ищешь радость в неподходящем месте. Поэтому я говорю тебе, что тебе сильно поможет молитва, только необходимо молиться с воодушевлением, оптимизмом и радостью. Молитва не является депрессий. Она означает , что надо думать так, как думает Христос о тебе, и, следовательно, автоматически изменяются все твои побуждения. С помощью молитвы изменяется структура мышления, потому что, обычно, во время молитвы все мы делаем следующую ошибку: не пытаемся понять, как Христос нас чувствует и какими хочет чтобы мы стали, а пытаемся заставить Христа думать о нас так, как мы думаем о себе, то есть, болезненным образом. Ты говоришь:

- Христос, посмотри, какой я жалкий! Приди, и Ты убедишься, что я несчастный! Приди и Ты, чтобы поплакать о моей нищете! Скажи и Ты, какой я ничтожный.

А Христос, Который является здоровьем, говорит тебе:

- Ты хочешь, чтобы Я, Который являюсь Светом, чтобы вошел в твою тьму и стать темным, меланхоличным, когда необходимо чтобы все по-дпугому произошло?

Это является движением молитвы – видеть себя в свете, в котором на тебя смотрит Христос, чтобы исчезла из твоей души депрессия, и меланхолия. И если ты скажешь Христу:

- Что Ты думаешь обо мне?

Он не скажет тебе:

- Я вижу тебя разочарованным, безуспешным, маргинальным, отчаянным и все кончено для тебя!

Нет! А Он скажет тебе:

- Я смотрю вперед, вижу поле полное возможностей, вижу твои последующие годы, дарования, которые приходят в твою жизнь. Я вижу в тебе свет, дитя мое, благодать, помощь, людей, возможности, а теперь ты отчаян. Да, но Я Христос, смотрю в будущее и смотрю не только на сегодняшний день, а и в завтрашний день. Ты хочешь войти в Мои глаза и в Мой ум и делать то, что Я делаю? И, видешь бесконечную перспективу?

Но ты отвечаешь Ему:

- Нет, я хочу смотреть ограниченно, сейчас смотрю и жалуюсь на свои проблемы и притеснения.

- Ты смотри вперед, займись другим делом! – Говорит тебе Христос.

Это является молитвой. Это трудно сделать.

Поэтому не происходят чудеса, когда мы молимся, потому то, что мы делаем, не является молитвой. Смотри вперед, а не назад, не увязай, не утопай, не падай в грязь, чтобы не утонуть по уши и говорить:

- А-a-а, я опущусь еще ниже.

Это не молитва. Ты не смотришь вперед, и не смотришь на Бога, динамично не обращаешься к Нему, а тебе нравится капаться в гнилых цветах в твоей жизни, которые завяли и засохли и говоришь:

- Туда хочу!

В то время, когда Бог говорит тебе, что предстоит нечто новое и хорошее для тебя...

Я молю Бога, чтобы тебя просветил и чтобы ты увидел Его. Чтобы сначала помог тебе осознать свою ошибку, а именно, чтобы ты понял неправильное понимание смысла радости в жизни. Что неоправданно недооцениваешь себя, что не правильно решаешь свои проблемы, и поэтому твои дела становятся все хуже и хуже. Когда ты поймешь все это, о чем сегодня мы говорим, то пойдешь по очень хорошему пути. Тогда будешь готов сделать следующий правильный шаг и сказать:

- Я шел по не правильному пути в жизни, сейчас я измаюсь и успею это сделать с помощью Христа.

Все могу сделать, все могу сделатьспомощьѝ Христа, Который укрепляет меня.Каким образом? С помощью Христа, Который находится во мне, укрепляет меня и дает мне силы...

Образование и Православие /

Перевод с болгарского:

 магистр богословия Виталий Чеботар.

Источник: http://dveri.bg/9u9xq

Читайте также:

23.04.2016 - Митрополит Лимасольский Афанасий. Силу, которую нам дает Христос

22.12.2015 - Архимандрит Андрей (Конанос). Что не является Православием?

07.09.2015 - Архимандрит Андрей (Конанос). Готова ли ты родить святого?

22.04.2015 - Митрополит Лимасольский Афанасий (Николау). Молитва – это великая наука

11.02.2015 - Архимандрит Андрей (Kонанос). Мысли - это мой наркотик

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 5    
  Версия для печати        Просмотров: 705

Ключевые слова: Архимандрит Андрей (Конанос), Психология, Виталий Чеботар

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 

Самое новое:     все >>>


Объявления:   все >>>

24 сентября
24 сентября 2017 г. начинается учебный год в университете Православной культуры...
18.08 2017
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
07.08 2017
Семинария объявляет о втором этапе приема документов...
до 20 сентября
Конкурс детского творчества «100-летие Патриаршей интронизации святителя Московского...
Срочно!
Марии срочно нужна помощь! Поможем девочке спасти жизнь!...

Нравится Друзья


Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2017 (94)
Сентябрь 2017 (182)
Август 2017 (151)
Июль 2017 (139)
Июнь 2017 (113)
Май 2017 (171)

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

Яндекс.Метрика