Опубликовано 06.08.2019 в рубрике  Православное краеведение
 

Гражданская война в Сибири была сопряжена с особой жестокостью. Партизанские отряды, создававшиеся для борьбы с антибольшевистской властью, вскоре начали терроризировать мирное население. Духовенство рассматривалось одним из врагов в общем стане неприятеля [1] . А Гражданская война была первой решительной попыткой большевиков разрушить Церковь как институт [2] . Таким образом, священники, члены их семей оказались в числе гонимых.

Собранные материалы о церковно- и священнослужителях, первыми принявших в 1918-1919 гг. мученическую смерть за веру Христову на территории современной Кемеровской области, свидетельствуют, что были это в основном сельские батюшки. В вину им ставилось то, что Господь довел родиться не в бедняцкой, а дворянской семье, или сын служил в Белой армии, или просто потому, что был священником.

Но речь пойдет не о них. В год создания в 1918 г. в Москве Союза православных женщин (его традиции сохранены в возрожденной в 2010 г. Международной общественной организации «Союз православных женщин») хочется отдать дань памяти женскому подвигу в истории Церкви.

После мученической кончины священника оставалась многодетная вдова. Вся тяжесть содержания семьи, воспитания детей, выживания в безбожном мире ложилась на плечи матушки. С установлением советской власти все назначенные ранее пособия семьям погибших священников были упразднены, а члены семьи подвергались гонениям.

С шестью детьми на руках осталась после гибели мужа, священника Александра Соколова из села Ишим, Варвара Васильевна [3] ; с восемью — Надежда Павловна Скворцова, вдова псаломщика из Красного Яра [4] ; Аполинария Алексеевна Книжникова, вдова священника из села Томское, тоже с восемью, младшей дочери было 5 лет [5] ; семь детей осталось на руках Евгении Степановны Никодимовой, вдовы священника из села Кольчугино [6] ; с четырехлетней дочкой на руках осталась вдовой 26-летняя Пелагея Федоровна Одигитриевская из села Старо-Пестерево [7] .

Эти и другие женщины прошли скорбный путь среди безбожного мира, воспитывая детей, терпя лишения, притеснения, голод, нищету.

О жизненном и нравственном подвиге одной из таких православной женщины хочется рассказать. Ее звали Евдокия Петровна, была она женой священника Матвея Яковлевича Подлесского. В декабре 1919 г. в селе Драченино Щегловского уезда (современный Ленинск-Кузнецкий район) отца Матвея и еще нескольких мужчин партизаны из отряда Г. Рогова и И. Новоселова загнали в храм и подожгли его. Все происходило на глазах жен и детей. Матушка Евдокия с детьми тоже была там. Младшую дочь Елену (ей было всего 1,5 года) она держала на руках, а все остальные дети стояли рядом: дочери Серафима, Нина, Руфина и сын Алексей [8] . Выдержать такое испытание оказалось непросто, Евдокия Петровна потеряла рассудок. Постепенно сознание к ней вернулось. Вернулось и осознание того, что на руках у нее малые дети, ради которых надо жить, которых надо поднимать. И она кормила, обувала и одевала шестерых детей. Бралась за любую работу: мыла и стирала, шила и сено косила, пшеницу жала, даже печи умела класть. Евдокия Петровна вырастила и вывела в люди всех детей, вынянчила девятерых внуков, всем была крестной матерью. На этом нелегком пути помогала вера в Бога, его заступничество да добрые люди. И внуки, и правнуки хранят память об этой удивительной женщине. И мы знаем о ней благодаря им.

В годы Гражданской войны мученическую смерть принимали не только мужчины, но и женщины. Одна из них — Анна Степановна Бакановская — учительница Закона Божьего церковно-приходской школы села Николаевского Мариинского уезда (сегодня Чебулинский район).

10 мая 1919 года. Самый разгар Гражданской войны. В село Николаевка нагрянули партизаны отряда В. Шевелева-Лубкова и принялись грабить имущество священника Николаевской церкви отца Андрея Конычева.

Подробности доносят до нас «Томские Епархиальные ведомости»:

Хозяина дома не было, и вся злоба грабителей обрушилась на его беззащитную жену. На помощь к бедной женщине прибежала учительница местной школы Анна Степановна Бакановская, которая стала смело уговаривать бандитов.

— Ты кто такая?

— Учительница…

— Небось и закон Божий преподаешь?

— Конечно преподаю. Если не учить детей Закону Божию, то они будут такими же негодяями, как вы.

Учительницу выволокли на улицу и отрубили ей голову… [9]

К сожалению, никаких других сведений об этой женщине нет. Но имя Анны Степановны Бакановской — в ряду кузбасских первомучеников, ее подвиг вызывает глубокое уважение.

Жестокому насилию подверглась в те же майские дни 1919 г. супруга священника Никольской церкви села Дмитриевка Щегловского уезда (современный Кемеровский район) Марина Павловна Писемская.

Родилась она 25 февраля 1892 г. в семье потомственного дворянина Павла Павловича Сухорукова. Замуж вышла за Владимира Николаевича Писемского, окончившего Костромскую духовную семинарию и служившего в разных приходах Томской епархии. В село Дмитриевка семья переезжает 15 февраля 1914 г., когда отец Владимир получил назначение в местный Никольский храм [10] .

Батюшка преподавал Закон Божий в Дмитриевской школе, матушка Марина — в школе соседнего поселка Рудниковка. Приход в Дмитриевке был образован недавно, состоял из переселенцев. Забот у батюшки с матушкой было немало.

Жизнь Марины Павловны оборвалась трагически.

16 мая с.г. (1919 — прим. авт.) в поселке Дмитриевском Барзасской волости, на границе Щегловскаго и Мариинскаго уездов, появилась банда красных на лошадях в числе 13 человек, — читаем в газете «Сибирская жизнь». — Ограбив волостную земскую управу, пригрозив жителям, что они еще вернутся, большевики выехали из поселка, захватив с собою жену местнаго священника, а также граждан Антонова, Плаксина и секретаря волостной управы Туницкаго.

Выведя всех четырех за поселок, большевики зарубили на месте трех из них, а последняго тяжело изранили. Прежде чем убить, — арестованных истязали, отсекая постепенно пальцы рук, руки, нанося удары по всему телу.

Тела замученных были брошены красными на дороге и опознаны крестьянами и преследующими красных правительственными войсками. [11]

Марине Павловне было всего 27 лет.

Большевики для собственного оправдания часто обвиняли своих жертв. Так и матушке Марине позднее была поставлена в вину «активная борьба против советской власти» [12] . Трудно поверить, что православная женщина, мать пятерых детей, старшему из которых Николаю не исполнилось еще 10 лет, а младшей Ниночке — 2,5 годика, готовила убийство командира партизанского отряда. Думаем, что основным поводом для убийства явилась классовая ненависть — дворянское происхождение Марины Павловны. В пользу этой версии говорит и тот факт, что арестованный вместе с матушкой ее муж-священник не был убит.

Бывали случаи, когда жена разделяла участь своего гонимого мужа и погибала вместе с ним. Так произошло с Ольгой Леонидовной Окуловой, женой старосты Преображенского собора в трагические для города Кузнецка дни декабря 1919 г.

В это время здесь побывали красные партизаны нескольких отрядов и устроили самую настоящую бойню: сожгли все четыре церкви, выпустили из тюрьмы уголовников, предали мученической кончине большое количество жителей. Цифры погибших называют разные: от нескольких десятков до нескольких сотен и даже до 2 тысяч [13] (из 4 тысяч — проживавших тогда в городе). Спасо-Преображенский собор превратился в место массовых изуверских убийств по классовому признаку [14] . Среди убитых были и многие выдающиеся жители города, в том числе церковно-, священнослужители, их родные и близкие.

Ольга Леонидовна Окулова была дочерью кузнецкого купца Леонида Никандровича Емельянова. Замуж вышла за Максима Эммануиловича Окулова. Семья посещала храм неподалеку от их дома. Ольга Леонидовна занималась воспитанием сыновей Ивана и Евгения. В мае 1900 г. Максим Окулов избирается старостой Преображенского собора, ревностно служит вплоть до своей мученической кончины, внося значительные пожертвования на украшение ризницы и другие нужды храма [15] .

В декабре 1919 г. прибывшие в город красные партизаны велят супругам Окуловым идти в собор. Ольга Леонидовна надевает лучшее платье и идет вместе с мужем. Это был их путь на голгофу. Здесь, в Преображенском соборе, Максим Эммануилович и Ольга Леонидовна были зверски убиты. Во многих публикациях рассказывается о том, что Ольгу Леонидовну изнасиловали на престоле, а потом воткнули ей в живот рублевую свечу.

Это лишь некоторые факты, свидетельствующие о том, что пришлось перенести православным женщинам в смутное время братоубийственной войны.

Были, наверное, и у них минуты уныния, когда казалось, что не на что и не на кого надеяться. Но потом находились силы. Это та сила внутренней устойчивости, сила духа, основанная на готовности все переносить и все терпеть ради Господа, которая не дала погибнуть многим людям в страшные годы гонений. К таким людям относятся слова апостола Павла: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2 Кор. 4,8–9).

И именно мученическим подвигом одних и исповедническим стоянием в вере других и была спасена от уничтожения Русская Церковь, и в спасении этом роль православных женщин трудно переоценить. Они наравне с мужчинами принимали мученическую смерть, а оставшиеся в живых, подобно женам-мироносицам, не оставившим Христа, сохранили преемственность до того времени, когда исповедовать Христа уже стало нестрашно.

[1]Коголь Т.Н. Русская Православная Церковь и государство. 1917-1927 гг. (на материалах Западной Сибири) //Дисс. … канд. ист. наук. Томск, 1995. С. 62.

[2] Там же. С. 168.

[3] Государственный архив Томской области. (ГАТО). Ф. Ф-170. Оп. 1. Д. 4556. Л. 15; Д. 3952. Л. 15.

[4] ГАТО. Ф. Ф-170. Оп. 1. Д. 4443. Л. 139, 140; Государственный архив Кемеровской области. (ГАКО). Ф. Д-60. Оп. 1. Д. 365. Л. 48об.–49.

[5] ГАТО. Ф. Ф-170. Оп. 1. Д. 4505. Л.106.

[6] ГАТО. Ф. Ф-170. Оп. 1. Д. 4446. Л. 96.

[7] ГАТО. Ф. Ф-170. Оп. 1. Д. 4342. Л. 143; ГАКО. Ф. Д-60. Оп. 6. Д. 111. Л. 259об.–260.

[8] ГАТО. Ф. Ф-170. Оп. 1. Д. 4342. Л. 46.

[9] Томские епархиальные ведомости. (ТЕВ) 1919. №№13-14. Томск.

[10] ГАТО. Ф. Ф-170. Оп. 1. Д. 4284. Л. 30об., 31.

[11] Сибирская жизнь. 1919. №110. Томск.

[12] Национальный архив Республики Хакасия (НАРХ). Р-674с. Д. 17677. Л. 15.

[13]Зазубрин В . Неезжеными дорогами. // Сибирские огни, 1926, №3.

[14]Тресвятский Л.А., Шадрина А.С . Очерки по истории православия в Сибири. http://rudocs.exdat.com/docs/index-199060.html (дата обращения: 18.03.2018 г.).

[15] ГАТО. Ф. Ф-170. Оп. 4. Д. 438. Л. 4, 4об., 5, 7, 7об., 8.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1405

Ключевые слова: Материалы конференции 8–9 ноября 2018 года

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (48)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930