Опубликовано 23.05.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Откуда на Руси запрос на Николу?

Общество хочет видеть в служителях Церкви служителей милосердия. Авторитет должен быть подкреплён соответствующими делами. Мы живём в то время, когда словам не верят, слово потеряло свой вес, когда основным языком Евангелия становится язык милосердия, вероятно, самый доступный язык из всех существующих, язык, которым в совершенстве владел святитель Николай Мирликийский.

 

 

Последние несколько лет меня не оставляет ощущение, что предъявляя претензии к Церкви наш современник, сам того не ведая, мерит её по святителю Николаю.

Так поступают люди церковные и совершенно далекие от всяческой религиозности, люди разных поколений и взглядов. Это, можно сказать, – общее место.

Образ святителя Николая настолько глубоко укоренен в русской ментальности, что является неким критерием не только пастырства, но вообще христианского отношения к миру. Почитание святителя Николая на Руси – это особая тема для разговора, таящая в себе множество вопросов.
Совершенно непонятно, почему самым почитаемым святым в Русской Церкви является человек, живший в небольшом средиземноморском городе на рубеже третьего и четвертого веков, т.е. ещё до окончания этногенеза восточных славян, и задолго до того как киевский князь Владимир принимает христианство в его византийском изводе.

Очевидно, что святитель Николай никогда не посещал наших пределов, в его житии нет ничего, чтобы внешним образом его связывало с нашей страной.

Более того – сам святой не оставил после себя ни строчки письменного наследия, мы имеем лишь только несколько редакций его жития, которые, мягко говоря, не во всём друг с другом совпадают.

Так в чём же причина такого почитания Николы в нашей Церкви? Полагаю, что объяснений, связанных с особыми политическими и культурными связями Киевской Руси с Европой в XI веке, где в это время особо почитают святителя Николая, явно недостаточно.

По крайней мере, есть и другие более тонкие причины.

Думаю, что дело в доступности образа этого святого. Этический пафос жития святителя Николая созвучен с тем, что сегодня называют общечеловеческими ценностями, и в этом смысле его житие обладает особой иллюстративностью и убедительностью.
Несомненно, в почитании Николы есть и мистическая составляющая, недаром церковная традиция именует его чудотворцем. Но это скорее следствие того, что образ именно святителя Николая оказался особенно близок сердцу русского человека.
Данная ситуация актуальна и сейчас, недаром я начал с того, что по святителю Николаю внешние сегодня мерят Церковь. Можно сказать, что в нашем обществе существует своеобразный запрос на Николу.
Ведь те требования к Церкви и её членам, которые в последние годы предъявлялись Ей, фактически следуют житию святителя.
Милость к троим осуждённым, обличение казнокрадства, злоупотребления властью, сострадание к слабым, свобода от земных привязанностей и многое другое. Вряд ли эта предвзятость вырастает из-за равнодушия или особого отрицательного отношения к Церкви.
Думаю, что дело в особом чувстве, когда человек интуитивно понимает, что правду нужно искать у Бога, и у правды нет и не может быть другого критерия.
Этим и обусловлено то внимание, которое уделяется нам многими нашими критиками. Общество хочет видеть в служителях Церкви служителей милосердия, поскольку мы живём в то время, когда словам не верят, слово потеряло свой вес, когда основным языком Евангелия становится язык милосердия, вероятно, самый доступный язык из всех существующих, язык, которым в совершенстве владел святитель Николай Мирликийский.
Язык действия доступен восприятию каждого. Человек создан по образу Христа, поэтому христианин, «обновляемый по образу Создавшего его», призван раскрыть в своём свидетельстве миру тайну воплощения Сына Божия, тайну родства человека и Бога. Явить человеческое в Боге. Показать, что во мне живёт Христос, поскольку я живу Им. Продемонстрировать Христа.
Тем самым свидетельствовать внешним, забывшим о Нём, но взыскующим Его. Таков, по всей видимости, должен быть характер новой евангелизации, о которой так много говорят последнее время в христианском мире.
От Церкви уже не требуется быть культурообразующей силой, институтом присвоения смыслов тем или иным жизненным реалиям, но требуется быть моральным авторитетом, и авторитет этот должен быть подкреплён соответствующими делами милосердия, убедительными и доступными для большинства.
Именно такой образ Церкви считывается нами с жития святителя Николая. Сила его проповеди – это сила его сострадания другому, сила Любви Христовой. В этом, вероятно, и заключается тайна его особого предстательства о нас, на этом и основано и то беспрецедентное почитание святителя Николая, которое по сей день существует в нашей Церкви.

 

 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1537

Ключевые слова: Святитель Николай Мирликийский

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


01.03 2024
13 марта в Новосибирске состоится церковно-краеведческая конференция «Церковь и общество...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (13)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031