Опубликовано 04.01.2015 в рубрике  Обзор СМИ, Социальное служение и благотворительность
 

«Социальное предпринимательство» Иоанна Кронштадтского


«Дашь голодному рыбу – накормишь его на один день, дашь удочку – поможешь ему прокормить себя самому». Этот принцип лег в основу весьма популярного сегодня (правда, в основном, за рубежом) направления благотворительности, называемого социальным предпринимательством. Пожалуй, первая в России успешная реализация проектов социального предпринимательства была связана с именем и деятельностью святого праведного Иоанна Кронштадтского, создавшего для жителей города, где он служил, Дом трудолюбия.


 

Город потерявшихся в жизни

«Социальное предпринимательство» Иоанна КронштадтскогоКронштадтский пастырь помогал нуждающимся всем, чем мог: и едой, и деньгами, и если мог, приютом. Такое попечение было очень нужно жителям города. Кронштадт в конце XIX века по своему социальному составу отличался от иных населенных пунктов Российской империи: расположенный в 25 верстах от Петербурга на острове Котлин, он состоял из двух частей, одна из которых представляла собой морской порт и крепость с исключительно военным населением, вторая же часть была обычным уездным городом, который являлся к тому же местом высылки из столицы империи лиц, уличенных в  неблаговидных поступках и дурном поведении.

Немалая часть таких людей, не имея возможности найти в месте высылки работу, которая давала бы пропитание, селились в беднейших кварталах по окраинам Кронштадта и нередко становились на путь нищенства или преступлений. Ежегодно число нуждавшихся в помощи пополняли и те жители Кронштадта, которые трудились в порту и на торговых суднах, а с окончанием навигации теряли заработок.

Мы знаем, сколь много сил и средств – как тех, что были получены от жертвователей, так и собственных – было потрачено святым Иоанном на поддержание потерявшихся в жизни людей, на то, чтобы помочь им пережить самое тяжелое время. Но коренным образом это переломить ситуацию не могло.

Помочь трудиться

Именно тогда отец Иоанн Кронштадтский пришел к мысли о том, что нужно оказывать не просто благотворительную, но и, так скажем, трудовую помощь. В 1872 году через газету «Кронштадтский вестник» он обратился к жителям города с двумя воззваниями. «Кому неизвестны рои кронштадтских нищих мужчин, женщин и детей разного возраста? Кто не видал и того, что между нищими есть много людей молодых и здоровых, представляющих собой весьма жалкую фигуру по своей крайне грязной и изорванной одежде, трясущихся у преддверий храмов или лавок и у заборов в ожидании подаяния от какого-либо благодетеля?»  – говорится в первом из обращений, которое завершается предложением устроить для этих людей рабочий дом, а для детей – ремесленную школу. Отец Иоанн напомнил кронштадтцам, что людям, впавшим в нищету из-за потери места, порой для того, чтобы вернуться к нормальной жизни, не хватает всего лишь средств, с которыми можно взяться за труд, или даже «порядочной одежды, обуви, насущного хлеба, инструмента или орудия». Именно таким людям должен был предложить поддержку Дом трудолюбия.

Во втором воззвании к кронштадцам, вышедшем вскоре после первого, отец Иоанн назвал основной принцип социального предпринимательства, который лег в основу Дома трудолюбия. «Опять я обращаюсь к обществу с покорнейшей просьбой обратить внимание на кронштадтских нищих мещан, приписанных Палатою к Кронштадту и не имеющих в нем никакой оседлости, приискать или сделать для них общее помещение и каждому дать соответственно его силам труд, которым он мог бы кормиться и одеваться», – писал он.

Необходимым условием работы этого заведения была добровольность труда, в отличие от учреждавшихся правителями России еще со времен Петра I и даже ранее работных домов, куда принудительно отправляли задержанных за нищенство и тунеядство.

Такие учреждения в России не привились, в отличие от предложенной Иоанном Кронштадтским идеи Домов трудолюбия, в которых нуждающиеся люди, обратившись за помощью, могли получить работу по специальности или же не требующую квалификации, а также научиться какому-либо ремеслу.

Предложение отца Иоанна Кронштадтского вызвало большой отклик не только в Кронштадте. На собранные по всей России пожертвования приходское попечительство Андреевского собора, настоятелем которого был отец Иоанн Кронштадтский, построило  четырехэтажное каменное здание.  В нем и разместился Дом трудолюбия, посвященный памяти императора  Александра II, который погиб в 1881 году от рук террориста.

Неутопический фаланстер

«Социальное предпринимательство» Иоанна КронштадтскогоТоржественное открытие нового для России благотворительного учреждения состоялось 12 октября 1882 года. На самом деле, Дом трудолюбия стал настоящим благотворительным фаланстером, только не замкнутым на себе, а обращенным к нуждающимся людям. Помимо ремесленных мастерских, здесь, например, размещалась народная столовая, в которой за небольшую плату отпускались обеды, а в праздничные дни устраивались бесплатные трапезы на несколько сот человек. Тем, кто не мог содержать себя собственным трудом, выдавались денежные пособия, общая сумма которых за год составляла несколько тысяч рублей.

К приему больных была готова бесплатная амбулаторная лечебница. Действовал ночлежный приют (в 1911 году там получили ночлег 32 403 человека, более половины из них – бесплатно).

Бесплатным было и обучение в действовавшем при Доме трудолюбия  начальном народном училище на 300 мест; для всех желающих были открыты детская библиотека и народная читальня, рисовальные классы, воскресная школа.

В Доме трудолюбия работали приют для мальчиков и девочек и место дневного пребывания для приходящих детей – по сути, один из первых в России детских садов с яслями. Более того, летом малышей для поправки здоровья отвозили на отдых в специально построенный загородный дом.

Но, несмотря на столь масштабную традиционную благотворительность, не это было главным в Доме милосердия. Вот что писали о нем в одной из немецких газет того времени: «Благодаря его (отца Иоанна) энергии и инициативе возникли в больших размерах мастерские, которые многих спасают. Нужно быть в России (в Кронштадте), чтобы вполне понять, что это значит, если я скажу, что тысячи и тысячи семейств зимою, после навигации, блуждают, нищенствуя, страдая от холода и голода, не имея крова. Сколько из этой массы гибло каждогодно от такой нужды или глубоко падало нравственно…»

В течение года на различных работах в кронштадском Доме трудолюбия было занято до  25 тысяч человек. Мужчины могли получить работу в пенькощипальном цехе, где занимались переработкой старых корабельных канатов, в мастерской по изготовлению картузов. Действовала и сапожная мастерская, в которой к тому же для мальчиков было организовано обучение ремеслу.  Женщины занимались вышивкой, трудились в белошвейной мастерской, даже занимались пошивом модного платья. По вечерам для женщин и девушек проводилось  профессиональное обучение рукоделью, была открыта школа кройки и шитья.

 

Продукция, производимая в мастерских Дома трудолюбия, продавалась в лавках и на рынках, где пользовалась устойчивым спросом.

По примеру Кронштадта

«Социальное предпринимательство» Иоанна КронштадтскогоПо образцу кронштадтского Дома трудолюбия, подобные учреждения были открыты в 1886 году в Санкт-Петербурге, в 1887-м – во Пскове. В 1888 – 1892 годах начали свою деятельность семь таких учреждений –  в Смоленске, Тамбове, Киеве, Саратове, Орле, Митаве и Ярославле; в 1893 году Дома трудолюбия открываются в Твери, Вильне, Нижнем Новгороде, Гродно, Рязани, Вятке, Слободске, Елабуге и Кукарке, а в Варшаве появилось сразу два учреждения социального предпринимательства. На следующий год открылось еще тринадцать Домов трудолюбия  (в Москве, Ковно, Херсоне, два в Санкт-Петербурге, Архангельске, Полтаве, Царицыне, Чернигове, Петракове, Люблине, Воронеже и Самаре).

Уже к концу XIX столетия в Российской империи существовало порядка ста подобных учреждений. Объединял их главный принцип, заложенный отцом Иоанном Кронштадтским: нуждающиеся могли получить работу для того, чтобы на заработанные средства обеспечить себя всем необходимым.

Кадровые агентства и бухгалтерские курсы

В то же время каждое из этих учреждений имело свои особенности; например, при некоторых из них действовали некие прообразы кадровых агентств – справочные отделы, в которых собирались и предоставлялись по запросам сведения об ищущих работу и местах, где эту работу можно было получить. Так, в Кронштадте приходское Андреевское попечительство, обеспечивавшее деятельность первого в России Дома трудолюбия, открыло посредничество по найму прислуги; подобные посредничества в нескольких городах также предоставляли бесплатные услуги образованным женщинам, владеющим навыками машинописи и иностранными языками.

В некоторых Домах трудолюбия люди в течение определенного срока жили на полном пансионе, им предоставлялись жилье и одежда (иногда на благотворительных началах, иногда – за определенную долю заработка).

Освоив какое-либо ремесло и получив работу за пределами Дома трудолюбия, человек покидал его, имея в качестве начального капитала для устройства жизни деньги, полученные за работу в мастерских этого учреждения. Обычно, помимо собственно работы, для трудолюбцев (так называли людей, находящихся под опекой Дома трудолюбия) организовывали профессиональное обучение, им также предоставляли возможность получить начальное образование. Обедневшие ремесленники,  лишившиеся необходимых инструментов и не имевшие даже возможности купить сырье, могли получить все необходимое для работы в Доме трудолюбия и оплатить затраты уже после получения прибыли.

Особые задачи решал еще один открытый попечением отца Иоанна Кронштадтского Дом трудолюбия: он был создан в 1896 году в Санкт-Петербурге для обедневших образованных женщин. Наиболее нуждавшимся из них предоставлялись бесплатные обеды и одежда, а также жилье. Уже в первые месяцы после открытия здесь работало около пятидесяти женщин; более двух десятков трудолюбиц по непродолжительном времени получили постоянные места в банках и различных конторах.

Для того, чтобы женщин и девушек подготовить к будущей работе, в Доме трудолюбия открыли различные курсы, на которых желающие обучались машинописи и навыкам снятия копий с помощью гектографа и милиографа, фальцовке и брошюровке печатных изданий, теории и практике кройки и шитья по системе Базаровой, изящному рукоделию, живописи по стеклу, бархату и атласу и даже изготовлению кукол. Желающие также получали навыки корректуры, практиковались в переводах с пяти языков: французского, немецкого, английского, испанского и итальянского. Уже в первый год работы петербургского Дома трудолюбия пятнадцать женщин окончили курсы бухгалтеров и с отличием сдали экзамен.

***

В 1917 году Дом трудолюбия в Кронштадте был закрыт, а храм, построенный при нем, разорен. Позже в этом здании разместилось профессионально-техническое училище. Схожая судьба постигла все другие Дома трудолюбия на территории страны, и только в последние годы то тут, то там слышишь о начинаниях, в основе которых – универсальный принцип помощи, предложенный Кронштадтским пастырем: всякому, кто может работать, дать соответствующий его силам труд, которым тот мог бы кормиться и одеваться.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж

«Социальное предпринимательство» Иоанна Кронштадтского «Социальное предпринимательство» Иоанна Кронштадтского «Социальное предпринимательство» Иоанна Кронштадтского «Социальное предпринимательство» Иоанна Кронштадтского «Социальное предпринимательство» Иоанна Кронштадтского «Социальное предпринимательство» Иоанна Кронштадтского «Социальное предпринимательство» Иоанна Кронштадтского «Социальное предпринимательство» Иоанна Кронштадтского «Социальное предпринимательство» Иоанна Кронштадтского «Социальное предпринимательство» Иоанна Кронштадтского «Социальное предпринимательство» Иоанна Кронштадтского

Образование и Православие /

Валентина ГОРОДНИЧЕВА, Приходы.Ru

Читайте также:

15.07.2015 - Лилия Алексеевна Брынцева: Мы должны им и помочь материальным образом, и, в ...

06.04.2014 - "Всех приютить, успокоить, приискать дело"

30.03.2014 - Епископ Пантелеимон: Умножение любви — главный эффект социального служения

21.08.2013 - Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «Подлинный смысл жизни — в служении д ...

16.04.2013 - Лев Толстой и св. Иоанн Кронштадтский: медийные персоны своего времени

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 5161

Ключевые слова: социальная политика, предприниматели

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (50)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930