Опубликовано 01.05.2015 в рубрике  Обзор СМИ, Православная семья
 

7 позитивных аргументов мифов о «Домострое»

Слово «домострой» давно уже стало синонимом средневекового мракобесия, особенно по части семейных отношений. Если какой-нибудь либеральный умник желает напомнить своей аудитории о жутком насилии над «несчастной, забитой» женщиной, что творилось в те ужасные былые времена, когда люди еще не облагородились Прогрессом и Эмансипацией, в таких случаях принято говорить коротко и ясно: «домострой». И все всё понимают.
 
7 позитивных аргументов мифов о «Домострое»Однако, если разобраться в этом вопросе не поверхностно, не на уровне журналистских штампов, а всерьез и по-взрослому, то легко можно убедиться, что как и многое другое в нашей славной истории – «Домострой» был банально оклеветан. Оклеветан вполне логично, ибо либеральная и социалистическая парадигмы невозможны без уничтожения традиционного общества. А основа всякого традиционного общества – традиционная семья. Потому и судьба «Домостроя» была предопределена.

Если вы желаете по-настоящему узнать семейные и бытовые традиции наших предков, не опираясь на чьи-то пропагандистские клише, а исследуя первоисточники, мы предлагаем посмотреть и послушать интереснейшую беседу об этой несправедливо забытой и во многом оболганной книге. Беседу научных сотрудников Института российской истории РАН — к.и.н. Найдёновой Людмилы Петровны и д.и.н. Богданова Андрея Петровича (видео №1 и видео №2). Профессиональные историки. Никакой пропаганды.

Краткие выдержки из их разговора, заслуживающие отдельного здесь упоминания:

1) Главная цель «Домостроя» – христианизация семьи и быта. Крещение Руси в днепровской купели было только первым шагом. Подлинное воспитание общества в христианском духе, смена его ментальности с языческой на православную – это непростая задача для множества поколений и растягивается сей процесс на века интеллектуального и культурного совершенствования наших пращуров. «Домострой» как раз и являлся одним из инструментом данного процесса. Перед нами – один из этапов христианского просвещения русского общества, дошедшего до понимания того, что порядок в доме, построение своей личной жизни на началах любви, гармонии и добрососедских отношений с окружающими – дело богоугодное.

2) «Домострой» – книга о самоуправлении человека своей жизнью. Русские люди не случайно были до революции чрезвычайно самостоятельны и предприимчивы, несмотря ни на какое крепостное право (крепостные крестьяне порой и богачами становились). Согласно Домострою, доведение ситуации до вмешательства властей в отношения внутри семьи и между соседями категорически не приветствуется. Визит в суд это последнее дело. Будь порядочен к себе и к окружающим — и к тебе будут относиться также. Община свободных хозяев, глав семейств – вот домостроевский мир.

3) Женская доля. Пожалуй, самая животрепещущая тема в фантазиях либеральных умников. Несколько интересных моментов.

Жена не имеет никакой внешней нагрузки (вне дома). Даже покупка продуктов – всё это зона ответственности мужа. Он же, понятное дело, и деньги в семью приносит. При этом жена имеет право зарабатывать (заниматься, например, рукоделием) – но это так, сугубо дополнительно, чисто скуку прогнать. Хотя русское общество тех времен знает и примеры жен-предпринимательниц.

Чем же занимается неработающая супруга? Если судить по «Домострою», то она постоянно ходит в гости к своим подругам или приглашает их к себе. В общем, райская жизнь, дорогие женщины – пока мужья работают, жены калякают. Под вино и пиво, между прочим! Да, да, женские посиделки сопровождаются алкоголем. Но проходят без мужчин. А сам характер ведомых разговоров «Домострой» ограничивает, пресекая сплетни о соседях и прочие небогоугодные злословия.

4) Телесные наказания. Еще один излюбленный стереотип борцов со «средневековым мракобесием».

В целом тема бытового насилия достаточно серьезно проработана в «Домострое». Однако, здесь следует четко понимать: он вовсе не вводит телесные наказания и уж, тем более, их не ужесточает. Напротив, «Домострой» (см. пункт 1) старательно умягчает общественные нравы, регулируя эту сферу в духе христианской любви и всячески ограничивая и нормируя данные вопросы:

«Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу, и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются».

Кстати, если мальчиков воспитывать таким образом прямо рекомендуется, то девочек (до замужества) — ни-ни. Вот вам и неравенство полов в средневековой России.

Ну и бить просто так ту же жену категорически не позволяется. Если соблюдать все правила «Домостроя», ее вообще не поколотишь. Ибо без установления вины такое запрещено, а какая ж жена признается, что она виновата. Я таких еще не встречал.

Ну, а если муж – буян и лупит вторую половинку почем зря, для таких случаев предусмотрена защита прав невинно пострадавшей – ей позволяется обратиться к приходскому священнику (который лучше кого бы то ни было знал своих прихожан, их горести и радости). Священник проводил расследование и по его результатам (безо всякой судебной волокиты) мог отправить нерадивого мужа в монастырь. Временно, на исправление.

5) За бесчестье (оскорбление, клевета) жены – штраф 1,5 годовых дохода мужчины. Наказания за оскорбление женщин на порядок жестче, чем в случае с мужчинами. Вот вам еще одно неравенство полов в средневековой России.

6) Об ответственности и обязанностях. Муж отвечает за всех остальных членов своей семьи и домочадцев. За мужа отвечает община. Жена отвечает за все происходящее в доме (за поведение слуг, за их занятость и т.д.), здесь она – госпожа, «государыня». Она же поддерживает добрую домашнюю атмосферу, выступая перед мужем заступнцией за детей и за слуг. Обязанности между членами семьи хоть и распределяются, но без какого-либо антагонизма. Жена хочет работать? Продавать свои платки вышитые и зарабатывать денег? Да, пожалуйста. Если справляешься со своими прямыми обязанностями – кто ж против. Вот они, ужасы средневекового тоталитаризма.

7) Главный принцип построения взаимоотношений между мужем и женой — любовь и уважение. Это обязательное требование. Супругам предписывается постоянно, каждый день советоваться друг с другом, рассказывать о своих делах и планах. С точки зрения авторов «Домостроя» таково первостепенное условие семейной жизни.

Стоит отметить, что пренебрежительное отношение к женщине, как к какому-то недочеловеку – продукт скорее буржуазной культуры. Если дворянин, идя вместе с женой, пропускал ее вперед, то именно у купца и мещанина – наоборот, жена идет сзади. Именно в буржуазном обществе господствует представление о том, что женщина не может быть субъектом. И только в 20 веке начинается движение за эмансипацию.

А вот квинтэссенция «Домостроя»: «Если дарует Бог кому жену добрую — дороже это камня многоценного».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 5    
  Версия для печати        Просмотров: 1551


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...
19-20 мая
Новосибирские Свято-Николаевские чтения - 2021...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2021 (46)
Март 2021 (107)
Февраль 2021 (89)
Январь 2021 (38)
Декабрь 2020 (47)
Ноябрь 2020 (72)

«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии Мониторинг доступности сайта Host-tracker.com