Опубликовано 01.05.2015 в рубрике  Обзор СМИ, Православная семья
 

7 позитивных аргументов мифов о «Домострое»

Слово «домострой» давно уже стало синонимом средневекового мракобесия, особенно по части семейных отношений. Если какой-нибудь либеральный умник желает напомнить своей аудитории о жутком насилии над «несчастной, забитой» женщиной, что творилось в те ужасные былые времена, когда люди еще не облагородились Прогрессом и Эмансипацией, в таких случаях принято говорить коротко и ясно: «домострой». И все всё понимают.  
7 позитивных аргументов мифов о «Домострое»Однако, если разобраться в этом вопросе не поверхностно, не на уровне журналистских штампов, а всерьез и по-взрослому, то легко можно убедиться, что как и многое другое в нашей славной истории – «Домострой» был банально оклеветан. Оклеветан вполне логично, ибо либеральная и социалистическая парадигмы невозможны без уничтожения традиционного общества. А основа всякого традиционного общества – традиционная семья. Потому и судьба «Домостроя» была предопределена.

Если вы желаете по-настоящему узнать семейные и бытовые традиции наших предков, не опираясь на чьи-то пропагандистские клише, а исследуя первоисточники, мы предлагаем посмотреть и послушать интереснейшую беседу об этой несправедливо забытой и во многом оболганной книге. Беседу научных сотрудников Института российской истории РАН — к.и.н. Найдёновой Людмилы Петровны и д.и.н. Богданова Андрея Петровича (видео №1 и видео №2). Профессиональные историки. Никакой пропаганды.

Краткие выдержки из их разговора, заслуживающие отдельного здесь упоминания:

1) Главная цель «Домостроя» – христианизация семьи и быта. Крещение Руси в днепровской купели было только первым шагом. Подлинное воспитание общества в христианском духе, смена его ментальности с языческой на православную – это непростая задача для множества поколений и растягивается сей процесс на века интеллектуального и культурного совершенствования наших пращуров. «Домострой» как раз и являлся одним из инструментом данного процесса. Перед нами – один из этапов христианского просвещения русского общества, дошедшего до понимания того, что порядок в доме, построение своей личной жизни на началах любви, гармонии и добрососедских отношений с окружающими – дело богоугодное.

2) «Домострой» – книга о самоуправлении человека своей жизнью. Русские люди не случайно были до революции чрезвычайно самостоятельны и предприимчивы, несмотря ни на какое крепостное право (крепостные крестьяне порой и богачами становились). Согласно Домострою, доведение ситуации до вмешательства властей в отношения внутри семьи и между соседями категорически не приветствуется. Визит в суд это последнее дело. Будь порядочен к себе и к окружающим — и к тебе будут относиться также. Община свободных хозяев, глав семейств – вот домостроевский мир.

3) Женская доля. Пожалуй, самая животрепещущая тема в фантазиях либеральных умников. Несколько интересных моментов.

Жена не имеет никакой внешней нагрузки (вне дома). Даже покупка продуктов – всё это зона ответственности мужа. Он же, понятное дело, и деньги в семью приносит. При этом жена имеет право зарабатывать (заниматься, например, рукоделием) – но это так, сугубо дополнительно, чисто скуку прогнать. Хотя русское общество тех времен знает и примеры жен-предпринимательниц.

Чем же занимается неработающая супруга? Если судить по «Домострою», то она постоянно ходит в гости к своим подругам или приглашает их к себе. В общем, райская жизнь, дорогие женщины – пока мужья работают, жены калякают. Под вино и пиво, между прочим! Да, да, женские посиделки сопровождаются алкоголем. Но проходят без мужчин. А сам характер ведомых разговоров «Домострой» ограничивает, пресекая сплетни о соседях и прочие небогоугодные злословия.

4) Телесные наказания. Еще один излюбленный стереотип борцов со «средневековым мракобесием».

В целом тема бытового насилия достаточно серьезно проработана в «Домострое». Однако, здесь следует четко понимать: он вовсе не вводит телесные наказания и уж, тем более, их не ужесточает. Напротив, «Домострой» (см. пункт 1) старательно умягчает общественные нравы, регулируя эту сферу в духе христианской любви и всячески ограничивая и нормируя данные вопросы:

«Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу, и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются».

Кстати, если мальчиков воспитывать таким образом прямо рекомендуется, то девочек (до замужества) — ни-ни. Вот вам и неравенство полов в средневековой России.

Ну и бить просто так ту же жену категорически не позволяется. Если соблюдать все правила «Домостроя», ее вообще не поколотишь. Ибо без установления вины такое запрещено, а какая ж жена признается, что она виновата. Я таких еще не встречал.

Ну, а если муж – буян и лупит вторую половинку почем зря, для таких случаев предусмотрена защита прав невинно пострадавшей – ей позволяется обратиться к приходскому священнику (который лучше кого бы то ни было знал своих прихожан, их горести и радости). Священник проводил расследование и по его результатам (безо всякой судебной волокиты) мог отправить нерадивого мужа в монастырь. Временно, на исправление.

5) За бесчестье (оскорбление, клевета) жены – штраф 1,5 годовых дохода мужчины. Наказания за оскорбление женщин на порядок жестче, чем в случае с мужчинами. Вот вам еще одно неравенство полов в средневековой России.

6) Об ответственности и обязанностях. Муж отвечает за всех остальных членов своей семьи и домочадцев. За мужа отвечает община. Жена отвечает за все происходящее в доме (за поведение слуг, за их занятость и т.д.), здесь она – госпожа, «государыня». Она же поддерживает добрую домашнюю атмосферу, выступая перед мужем заступнцией за детей и за слуг. Обязанности между членами семьи хоть и распределяются, но без какого-либо антагонизма. Жена хочет работать? Продавать свои платки вышитые и зарабатывать денег? Да, пожалуйста. Если справляешься со своими прямыми обязанностями – кто ж против. Вот они, ужасы средневекового тоталитаризма.

7) Главный принцип построения взаимоотношений между мужем и женой — любовь и уважение. Это обязательное требование. Супругам предписывается постоянно, каждый день советоваться друг с другом, рассказывать о своих делах и планах. С точки зрения авторов «Домостроя» таково первостепенное условие семейной жизни.

Стоит отметить, что пренебрежительное отношение к женщине, как к какому-то недочеловеку – продукт скорее буржуазной культуры. Если дворянин, идя вместе с женой, пропускал ее вперед, то именно у купца и мещанина – наоборот, жена идет сзади. Именно в буржуазном обществе господствует представление о том, что женщина не может быть субъектом. И только в 20 веке начинается движение за эмансипацию.

А вот квинтэссенция «Домостроя»: «Если дарует Бог кому жену добрую — дороже это камня многоценного».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 5    
  Версия для печати        Просмотров: 1956


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Февраль 2024 (64)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)
Сентябрь 2023 (84)

«    Февраль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829