Опубликовано 24.08.2015 в рубрике  Обзор СМИ, Православная семья
 

О многочадии и любви


Читая очередную, двадцатую или двадцать восьмую, статью на тему «дети в храме», я уловила в ней некую новую тенденцию. Раньше мотивы подобных статей были следующими: многодетной маме тяжело, прихожане должны помочь с детьми, многодетные мамы устают и потому не могут следить за поведением детей, которые бегают по храму и переворачивают подсвечники или дергают священника за фелонь, но детям надо простить, «этожеангелы». Новый мотив, прозвучавший в статье о многочадии, опубликованной на очень хорошем православном ресурсе, был таков: а вот кто эти все прихожане, которые не имеют много детей?  Вот эта бездетная семейная пара – она наверняка ставит свечку об успехе в бизнесе. Вот эта бабушка, «белый платочек» – она наверняка требует, чтобы дети вели себя пристойно, потому что своих детей и внуков нет; а почему нет?! Словом, все прихожане, кроме самого автора статьи, матери четверых детей, выходили какими-то, мягко говоря, недостойными. А резко говоря – просто моральными чудовищами.

 

 

И вот тут, признаться, мне стало страшно. Оказывается, люди в храм приходят не молиться, а рассматривать нас как экспонаты зоологического музея: у кого из нас сколько детей и почему их именно столько.

Споры о многочадии и малочадии в нашей среде – не новость.

Причем определенная часть прихожан истово верует, что многочадие является автоматическим залогом спасения. Такие значительные примеры, как Иоаким и Анна, как Захария и Елисавета, в семье которых было только по одному ребенку, почему-то не принимаются во внимание вообще. Девственный брак святого праведного Иоанна Кронштадского будто бы не существовал. Для ревнителей многочадия как залога спасения сегодня только одно угодно Богу: фертильность.

Но вот какая незадача – ничего не означает автоматического спасения. Ни многочадие, ни бесчадие. Автоматического спасения вообще быть не может – это не карточка на метро, которую ты прикладываешь к турникету и получаешь вход в Царство Небесное. И каждый к этим вратам идет своим путем. Не хочу сейчас углубляться в вопросы сотериологии, не об этом здесь речь. Скорее, о некоей диктатуре определенно настроенных внутрицерковных граждан, которые считают себя вправе решать, кто спасется, а кто нет.

«Церкви нужны позитивные беременные, а не глухие неврастеники!» – заявила одна очень хорошая православная женщина (дай Бог ей здоровья, многочадная). Увы, тут я дерзну возразить. Церкви нужны все и всякие. Здоровые и больные, умные и глупые, богатые и бедные, со слухом летучей мыши и глухие полностью – всякие. Но вот беременность и позитивность (слово какое-то неприятное, очень из философии new age) – явления временные, преходящие. И ведь завтра именно эта хорошая женщина окажется для кого-то другого недостаточно позитивной и недостаточно беременной. Как она будет рассуждать тогда?

«Все эти церковные бабушки, "белые платочки", в свое время сделали много абортов, да и своих дочерей водили на аборты, потому им шикать на чужих детей не comme il faut», – сказал мне другой очень хороший православный человек. Вот тут у меня уже просто слов не нашлось. Вот мы и дошли до главного – до обсуждения и осуждения чужих грехов, и более того – до их измышления. Вот где бесам радость настоящая!

Что все рассуждающие о неугодности Богу бездетных или малодетных знают об истинных причинах бездетности или малодетности? Кто они, чтобы читать в сердцах, – святые, пророки, прозорливцы? Не лучше ли было бы данные духовные усилия затратить на первейшую родительскую обязанность – воспитание в детях уважения к святыне? Почему их дети не скачут через парты или не дергают учительницу за жакет во время контрольной по математике, а во время литургии это позволяется? Выходит, математика для них важнее богослужения?

Я задаю слишком много вопросов, на которые, боюсь, тут же последует ответ, что у меня всего одна дочь, а поэтому я не имею право рассуждать. Хорошие церковные люди уже решили заранее, кто имеет право голоса, а кто нет.

Протоиерей Владимир Гамарис, благочинный Раменского благочиния Московской епархии, священник, известный своим долгим и достойным служением Церкви, говорит: «Я уже читал публикации, что детям на литургии можно всё. А это неправильно. У меня два сына с четырехлетнего возраста стояли, как солдатики по стойке смирно, справа и слева от меня в алтаре и молились всю литургию. Крестились и кланялись на каждом прошении. По милости Божией выросли православными христианами». Не удивлюсь, если церковные дамы, сделавшие из многочадия тренд и берущие на себя труд судить, кто нужен Церкви, а кто – нет, и здесь осудят: ах, всего двое сыновей, значит, Богу неугоден! Если в моих словах и есть сарказм, то он очень горький. Очевидно желание все упростить до первобытного примитивизма: черное – белое, верх – низ, у меня много детей, меня в рай – у тебя нет детей, тебя в ад. Но как жизнь земная, так и жизнь Небесная в схемы не укладываются. И потому не нам, многогрешным, тут устраивать разборы персональных дел в лучших традициях первичных партийных организаций. Хотя попытки все равно не прекращаются – с тех пор, как парткомы утратили свое значение в жизни граждан, эти же граждане пытаются перенести механизмы их действия в церковную жизнь.

Во всех этих действиях, желаниях и стремлениях нет только одного: Христа.

Хороший православный человек, скопом придумавший грехи бабушкам в «белых платочках», заявил, что «они не выполнили главную заповедь – "плодитесь и размножайтесь"». Не споря с тем, что это очень важная заповедь, все же рискну напомнить слова Нового Завета: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга…» (Ин. 13; 34).

Само по себе многочадие не может являться благом только по факту, если за ним не стоит любовь ко Христу и к людям. Если оно является оружием гордыни или измышления чужих грехов, стоит задуматься. Если оно является поводом для рассуждений, что не имеющий детей неугоден Господу, – это уже не христианство, это густое язычество, в крайнем случае – иудаизм. Люди, рассуждающие подобным образом, живут так, будто Христос для них не рождался.

А вот без Христа и Его Любви никакая на земле Церковь невозможна.

Об этом и стоит подумать.

Именно о Любви.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1796

Ключевые слова: Приходская жизнь, семья, дети

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (48)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930