|
||||||||||||||
Виктор Судариков. Как причаститься не в осуждение?Мы знаем, что нельзя есть и что нужно прочитать, но ведь важнее для нас знать – каким нужно быть. В этом горьком случае, получается, что слова о взаимной любви и о живом единстве во Христе становятся некой формальностью. Выходит, что они произносятся языком на службе, но не значат ровным счетом ничего в отношении с ближними. Но Господь-то хочет не наших слов, а ума и сердца. Часто задаются вопрос о подготовке к причащению Святых Тайн – что надо исполнить, прочитать, что можно и чего нельзя есть. Гораздо реже задается вопрос – а каким надо быть, чтобы причаститься Святых Тайн «во оставление грехов и жизнь вечную»? Посмотрим, что об этом говорится в чине богослужения. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» – возглашает диакон в начале литургии верных.
(Архимандрит Киприан Керн. «Евхаристия»)
Итак, от самого начала христианства, Евангелием, апостолами и святыми отцами первых веков необходимыми условиями служения божественной литургии (а все причастники суть ее служители) утверждены единая вера и нелицемерная любовь друг ко другу, примирение со всеми. Если человек отпадал от церковного общения и затем покаялся, то его присоединение, свидетельство о его единстве с братьями в вере и любви, также совершалось совместным служением литургии и причащением. Что же происходит сейчас? Христиане очень часто отличаются не любовью друг к другу, но высокомерием, унижением и осуждением друг друга – будь то по политическим, национальным, культурным, церковно-бытовым, семейным или каким-либо еще мотивам. Несогласный брат выставляется публично либо злонамеренным лжецом, либо недоученным недоумком и вообще низким человеком. Судя по многочисленным дискуссиям и письмам в интернете, от критики мнений (а в вещах не вероисповедальных мнения в Церкви вполне могут быть разными) люди – в сане или без – очень быстро переходят к личному унижению собратьев, а порой и пастырей, и сослужителей, и архипастырей. Один мой приятель, давно служащий священник, писал, что ему как-то пришлось совершать литургию со священником, открыто его ненавидящим. А что делать? «Отказаться служить? Мол, с этим не буду? Но епископ-то с ним служит. Значит, получится, что мне не угоден и епископ? Как поступить?» В этом горьком случае, получается, что слова о взаимной любви и о живом единстве во Христе становятся некой формальностью. Выходит, что они произносятся языком на службе, но не значат ровным счетом ничего в отношении с ближними. Но Господь-то хочет не наших слов, а ума и сердца.
То же относится и к случаям, когда миряне начинают унижать священника или поддерживать такое унижение. Речь идет не о критике взглядов (у нас никто не безошибочен, да и взгляды могут быть разными), а именно о надмении и личном осуждении. Как те миряне потом будут причащаться из рук осужденного ими священника?
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2104 |