Опубликовано 05.11.2015 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Архиепископ Бероунский Иоаким. О сотрудничестве между славянскими Церквями и о пагубе расколов

Архиепископ Бероунский Иоаким: славянские народы должны держаться вместе.
 
Архиепископ Бероунский Иоаким. О сотрудничестве между славянскими Церквями и о пагубе расколовВладыка, Вы прекрасно говорите по-русски. Где изучали язык?

– Я жил семь лет с братией в Троице-Сергиевой лаврe, часто раньше в Киев приезжал, вот и выучил язык. А теперь почти забыл, потому что уже десять лет, как вернулся в Чехию и по-русски мало общаюсь.

Приехал в Киев по приглашению Блаженнейшего Митрополита Онуфрия – мы много лет дружим, и, конечно, это приглашение было для меня большой радостью. Владыку Онуфрия везде знают и любят. Конечно, для Украины великая милость Божия, что именно он возглавляет Украинскую Православную Церковь.

Как Православная Церковь Чешских земель и Словакии существует в условиях раздела некогда единой земли и двуязычия?

– Мы со словаками друг друга понимаем – языки близкие, как украинский и русский. И когда распалась Чехословакия, пришлось созывать Всецерковный Собор и менять Устав, чтобы мы могли жить в условиях двух государств.

Согласно Уставу Православной Церкви Чешских земель и Словакии, юрисдикция Церкви распространяется на два независимых государства: Чехию и Словакию, а ее предстоятелем может быть избран как архиепископ Пражский, так и архиепископ Прешовский. В связи с этим полный титул предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии звучит как архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии или архиепископ Прешовский, митрополит Чешских земель и Словакии.

Митрополит нас объединяет. Но в каждом государстве в отношении к правительству свой официальный представитель от Церкви. В Чехии – архиепископ Пражский; в Словакии – архиепископ Прешовский, и один из них – митрополит всей нашей Церкви.

Сегодня в Церкви четыре епархии: Пражская, Прешовская, Оломоуцко-Брненская и Михайловская. Члены Синода все правящие и викарные архиереи.

Православных словаков где-то 50 тысяч. В Чехии – около 20 тысяч чехов и 100 тысяч православных украинцев и русских. И тоже благодаря им мы живем на хорошем «церковном уровне».

Украинцы очень сильно помогают Чехии. Не только материально, но и учат. Приезжают люди из Украины и поучают нас, как церковно жить правильно, потому что они из страны с более традиционной православной культурой. Наша Церковь молодая, незрелая во многих сферах церковной жизни: нет древних монастырей, нет духовников, нет старцев. Поэтому для нас очень важно, что приезжают русские и украинцы. Можно сказать, они – большинство наших прихожан.

Считается, что Чехия – одна из самых атеистических стран. Почему?
 
– Вопрос сложный. Чехи приняли христианство во время миссионерской деятельности равноапостольных Кирилла и Мефодия. После смерти святого Мефодия всех его учеников посадили в тюрьму и потом выгнали из Моравии, многие из них ушли к царю Борису на Балканы. Чехи и моравы оказались под влиянием западной миссии, которую сердцем не приняли. И сейчас они в большинстве воспринимают христианство как римо-католицизм. Это проблема. Им непонятно, что их вера была до этого православная. Чехи и моравы воспринимают веру как то, к чему их принудили. Я думаю, в этом причина, почему они сегодня не воспринимают христианство.

Конечно, наша задача – объяснять и возвращать чехов к корням, к вере их предков. Я сам был раньше римо-католиком, как и большинство священников и верующих чехов были атеистами, католиками или протестантами. И только когда мы начинаем читать книги, искать истину, тогда находим Православие.

Владыка, а как лично вы пришли к Православию?

– Во время учебы в гимназии я читал Ф. Достоевского. В «Братьях Карамазовых» мне был очень интересен старец Зосима. Я начал читать о вере, Боге, монашестве и принял Православие. Мне было 19 лет. И во время учебы в университете – а учился я на педагогическом факультете математики и биологии – я начал посещать заочный сектор Православного университета. Путешествовал по Греции, Сербии, Румынии, был в Англии, мог прикоснуться к великим святыням… А на втором курсе я поехал в Россию на один месяц и паломничал по святым местам.

Как этот выбор восприняло ваше окружение, родные?

– У моих родителей это вызвало вначале шок. У нас Православие все воспринимают как русскую веру. Но потом мой брат и папа тоже приняли Православие. Мама осталась протестанткой, но нашу веру уважает. Даже когда я нес послушание в Троице-Сергиевой Лавре, приезжала ко мне в гости. Окуналась в источники, но к иконам прикладываться отказывалась.

Для чеха, конечно, непривычно быть православным. Но, я думаю, если будем заниматься миссионерством, народ со временем поймет, что Православие – это вера наших предков, вера древней Моравии, равноапостольных Кирилла и Мефодия и многих других великих святых, прославленных в нашей земле.

Расскажите немного о святых, которые почитаются в Чехии.

– Для нас так же, как для русских и украинцев, самые близкие святые – Кирилл и Мефодий, наши учителя словенские, и их святые ученики – Седмочиленники Горазд, Климент, Наум, Ангелар и Савва. Конечно, святой князь Ростислав, который пригласил святых Кирилла и Мефодия.
Также мы очень почитаем святого Иоанна Чешского. Он дворянского рода, хорват по происхождению и первый чешский пустынник. Иоанн жил пустынником в пещере в чешских лесах в 30 км от Праги. Интересно, что в лесу он встретил князя Боривоя I, мужа святой Людмилы Чешской. В пещере, где подвизался святой Иоанн, теперь каждый год мы служим Литургию. Эта пещера очень красивая, находится под католической церковью. Католики всегда в день памяти святого сдают нам ее в аренду.

Конечно, очень чтимы у нас святой Вячеслав, князь Чешской земли, и святая Людмила Чешская, его бабушка. Мощи святого Вячеслава покоятся в римо-католическом кафедральном соборе святого Вита. Честная глава его (как и честная глава святой Людмилы) отделена от мощей и хранится в этом же храме отдельно в реликварии. И рядом, в древней базилике святого Георгия Победоносца, сберегаются мощи мученицы княгини Людмилы. В праздники мы служим у мощей акафист, а потом в наших храмах совершается праздничная Литургия. К слову, в Праге всего восемь православных приходов.

Продолжает наш список преподобный Прокопий Сазавский – основатель и настоятель Сазавского монастыря, который хотел обновить восточную Литургию и обряд богослужения. Также любимый чешский святой –священномученик Горазд, епископ Чешский и Моравско-Силезский – он мученик ХХ века. Новомученик Горазд был раньше католическим ксендзом, но принял Православие, и в Сербии его рукоположили в епископы. Став православным архиереем, возглавил нашу автономную область (мы были в юрисдикции Сербии в те времена, только после Второй мировой войны перешли под юрисдикцию Московского Патриархата и позже получили автокефалию – самостоятельность). И еще мы, как и украинцы, почитаем святого Алексия Карпаторусского и священномученика Максима Горлицкого.

А как идет монастырская жизнь?

– Это очень сложный вопрос. У нас нет духовников и опытных старцев, способных образовать монастырь. А если нет духовников, то послушники тянутся в более традиционные монастыри, уходят…

На данный момент у нас действуют: мужской монастырь Преображения Господня в Тешове, где подвизаются три монаха; Свято-Вячеславо-Людмилинский женский монастырь в Лоденице. Формально есть и другие монастыри, но без братии. Есть наши монахи и на святой горе Афон, и в Греции. Мы надеемся, что сейчас они подвизаются в традиционных монастырях под хорошим руководством, а через несколько лет вернутся и уже смогут основать монастырь у нас.

А как воспринимает Православие молодежь? И воспринимает ли?

– Думаю, у нас очень слабая миссионерская деятельность. В Чехии сейчас большинство православных – украинцы и русские, и основная часть нашей энергии идет на окормление этих прихожан. Даже в Праге, где восемь приходов, на чешском языке мы проповедуем и служим только в одном храме. Некоторые чехи понимают церковнославянский, но для большинства он, к сожалению, чужд и непонятен. Когда чех приходит в храм, где служат на церковнославянском и проповедуют на русском, он, конечно, думает, что это русский храм, и покидает его. Поэтому мы часто стараемся чередовать ектеньи: одну возглашаем на церковнославянском, другую – на чешском. Над нашей миссионерской деятельностью еще нужно много работать. Также мы мало печатаем церковных книг на чешском языке.

Скажу откровенно: в Чешских землях слабая миссионерская работа. В Словакии ситуация в этом плане намного лучше, потому что у них сильный богословский факультет, семинария – там есть профессора, опытные преподаватели, развито книгопечатание.

Как вы планируете развивать миссионерскую деятельность?

– Конечно, в первую очередь в Чешской республике нужно совершенствовать православное образование, развивать богословский факультет с семинарией, где бы воспитывались наши священнослужители, православную школу. В Карловом университете есть православная кафедра, но без семинарии.

Это для нас самое важное: нужно воспитывать, растить духовенство. И потом уже священнослужители будут работать на приходах. Также, конечно, нужно развивать монастыри, которые, надеемся, станут школой и богослужебной, и духовной жизни. Планируем в Чехии организовать издательство, переводить и печатать книги. Сейчас у нас благодаря государственной поддержке финансовые средства есть, но не хватает квалифицированных специалистов. Мы надеемся, что будем развиваться в этом направлении.

Русская Православная Церковь нам очень помогает, принимает наших студентов и в иконописную, и в регентскую школу, и в духовные академии и семинарии. В одной Троице-Сергиевой Лавре сколько училось наших людей! Бесплатно. А это для нас очень большая поддержка. Сейчас наши студенты учатся и в Киевской духовной академии.

Говоря о миссионерстве, нужно вспомнить и о святом Горазде. Он очень много сделал. По окончании Первой мировой войны он образовал у нас Православную Церковь. После его мученической смерти в 1942 году уже второго такого епископа-миссионера не нашлось – и это очень чувствуется.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о деятельности священномученика Горазда.

– Священномученик Горазд строил и восстанавливал храмы, а помогал ему в этом священник из Подкарпатья Андрей Коломацкий, который до этого возвел много храмов в Закарпатье и Прикарпатье.

Святой Горазд переводил службы на чешский язык, разъяснял, толковал Евангелие и святых отцов, учил понимать и петь Литургию, благодаря этому в Православие пришло много людей из католицизма. Это очень тяжелый труд! За 20 лет он сделал столько, сколько все после него и за 70 лет не смогли. Чувствуется, что мы живем благодаря его трудам.

Есть ли какие-то совместные проекты с Украинской Церковью?

– Знаю, что у словацких архиереев налажено тесное общение и сотрудничество с Украинской Православной Церковью. Это и православные детские лагеря, и обучение по обмену: приезжают из Украины учиться в Прешов, и наоборот. Ситуация с Чехией сложнее – для нас далеко даже в Прешов ездить. А на Украину – тем более. Поэтому наладить тесное сотрудничество нелегко. Но мы – славянские народы, славянские Церкви и должны держаться вместе.

В нашем братском сотрудничестве с Украинской Православной Церковью очень важна взаимная поддержка в борьбе с расколом. Я не могу наставлять и поучать вас. Но очень важно, чтобы украинский народ понимал опасность раскола.

В чем именно вы видите опасность раскола?

– Если раскол, не будет соборности, не будет Божиего благословения. Это очень чувствуется в Украине. У нас тоже в Чехии возникли такие проблемы, к сожалению. Есть священнослужители, которые думают о Церкви и способны собой жертвовать для нее, для соборности. И есть те, кто заботится о себе и жертвует ради своего комфорта Церковью. Это – раскол.

Конечно, в расколе нет никакой благодати – только одна политика и гордыня. И мы в Чехии очень рады, что Украинскую Церковь возглавил Блаженнейший Владыка Онуфрий. В наше время очень важно, чтобы во главе стоял святой человек. А мы все знаем, что Блаженнейший Онуфрий – человек святой жизни. И для Украины, повторюсь, великая милость, что он возглавил Церковь. Это свидетельство того, что эта Церковь благодатная.

Прошу, чтобы украинцы помолились за нас, за Чехию, чтобы устояла Православная Церковь от соблазнов и искушений. Самое страшное – внутренний раскол. Если враги есть снаружи, с ними бороться отнюдь не тяжело. Но если Церковь разрушают враги изнутри – это очень сложно. Они уничтожают не только Церковь, но и народ. Это наглядно видно по Украине.

Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Вся беда от раскола». Не было бы церковного раскола, не случилось бы и этих конфликтов. В Праге есть много украинцев и русских, но, слава Богу, все вместе они – как одна семья. Чувствуется, что эти люди воспринимают себя наследниками Киевской Руси, частью одного великого народа.

Вы говорите правильные вещи. Нам важно, чтобы эти слова прозвучали от вас и были услышаны, потому что это взгляд со стороны.

– Когда я был на Владимирских торжествах в Киеве, то смотрел по телевидению ваши новости, услышал и проповедь всем нам известного раскольника: он говорил только о политике. И это праздничная проповедь? Одна политика, гордыня, грязь…

А о чем в этот же день говорил Блаженнейший Онуфрий? Все слышали его проповедь на Владимирские торжества. Этот святой человек полон прощения, любви, смирения.

Я жил в России семь лет как иностранец, но был там как свой. Я никогда не чувствовал, что нахожусь в чужой стране. Может быть, потому, что в России очень много разных наций и все привыкли жить вместе в дружбе. Поэтому если русский или украинец воспринимает с любовью иностранцев, то почему друг к другу не относиться с любовью? Я этого не могу понять.

И еще очень важно: с самого начала конфликта в Украине, уже больше года, во всех храмах Чехии во время служб читается молитва за Украину.

Спасибо вам огромное. Для нас очень важна поддержка.

– Владимирские торжества в Киеве показали единство канонических Церквей, торжество Православия, чего не могут продемонстрировать раскольники.

Такое можно заметить на всех наших совместных праздниках. В этом году в Киев были приглашены только представители славянских Православных Церквей, и было радостно и соборно. С раскольниками кто служит? Только неканонические раскольники других стран. Там нет благодати – только гордыня. Это видно по их речам и делам. А демонстрируют они лишь национализм. Раскол – это самый страшный грех. И в том, что сейчас происходит в Украине, – их вина. Они создали почву для этих смущений.

У Блаженнейшего Владимира (и я много раз об этом слышал) были возможности и силы отобрать Владимирский собор и другие храмы. Но он сказал: «Нет!» Этот человек был полон любви и прощения. Он хотел идти путем страдания и любви и шел. Это – христианский путь.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Архиепископ Бероунский Иоаким. О сотрудничестве между славянскими Церквями и о пагубе расколов Архиепископ Бероунский Иоаким. О сотрудничестве между славянскими Церквями и о пагубе расколов Архиепископ Бероунский Иоаким. О сотрудничестве между славянскими Церквями и о пагубе расколов Архиепископ Бероунский Иоаким. О сотрудничестве между славянскими Церквями и о пагубе расколов Архиепископ Бероунский Иоаким. О сотрудничестве между славянскими Церквями и о пагубе расколов Архиепископ Бероунский Иоаким. О сотрудничестве между славянскими Церквями и о пагубе расколов Архиепископ Бероунский Иоаким. О сотрудничестве между славянскими Церквями и о пагубе расколов

Образование и Православие /

С архиепископом Бероунским Иоакимом беседовала Наталья Горошкова (Киев)

Читайте также:

05.08.2015 - "Когда люди узнают духовную традицию православия, это их притягивает"

18.08.2014 - Протоиерей Андрей Ткачев: Кто бы там ни командовал государством, какие бы подпоры государства ни рушились, Церковь будет жива

23.07.2013 - Христианство стало верой нашего народа, сформировало нашу культуру и национальную идею — митрополит Владимир

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 673

Ключевые слова: Православная Церковь Чешских земель и Словакии, межправославные отношения

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


26 мая
26 мая состоится общегородской крестный ход...
21– 23 ноября
21– 23 ноября 2019 г. состоится XVIII Уральская родоведческая научно-практическая...
2019
В 2019 году в г. Новосибирске пройдет II этап конкурса «За нравственный подвиг учителя»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Май 2019 (63)
Апрель 2019 (67)
Март 2019 (71)
Февраль 2019 (103)
Январь 2019 (80)
Декабрь 2018 (61)

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии