Опубликовано 07.01.2016 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Волхвы. Языческие “спасители” — а были ли они?



 
Волхвы. Языческие “спасители” — а были ли они? Христианское возвещение о том, что Дева родила воплощенного Бога, до сих пор может встретить ехидный ответ, который Булгаков воспроизводит в "Мастере и Маргарите”:

" − Нет ни одной восточной религии, − говорил Берлиоз, − в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор…”

Ну в самом деле, вот вам рожденный от 25 декабря от девы Митра, Кришна, Ваал, Таммуз, другие боги и спасители, биографии которых в деталях совпадают с биографией Христа. Как говорят в таких случаях в интернете, "Совпадение? Не думаю!”. В советские годы поразительные параллели между Евангельским повествованием и языческими мифами всячески подчеркивались, к, надо думать, смущению и огорчению благочестивых христиан. В самом деле, если рассказы о языческих богах — выдумки, с чем все мы согласны, то как христиане могут объяснить их поразительное сходство с евангельскими рассказами об Иисусе?

Что же делать? Прежде сего, задаться вопросом — а откуда нам известно, что "нет ни одной восточной религии… в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога”? Как говорится в одном советском фильме, "огласите весь список, пожалуйста”.

Интересный анализ источников производит известный американский библеист Барт Эрман. Эрман — неверующий; в юности он принадлежал в фундаменталистской протестантской общине,  потом, занявшись изучением Писания, пришел к выводу, что больше не может придерживаться привычных ему представлении о безошибочности библейского текста. К сожалению для него определенный — фундаменталисткий — взгляд на Писание оказался намертво сцеплен с христианской верой как таковой, и Эрман утратил веру.

Нам он, однако, интересен как человек точно не склонный к христианской апологетике. Ему принадлежит работа "А был ли Иисус? Неожиданная историческая правда”, где он объясняет своим собратьям-неверующим, что как историческое лицо Иисус, несомненно, существовал — хотя Эрман не верит ни в Его чудеса, ни в Его Божество, ни в Его Воскресение.

Эрман находит для нас вероятный первоисточник тезиса о "языческих девах, рождающих спасителей”. И это не какие-то древние тексты, открытые археологами. Это вышедшая в 1875 году книга Керси Грейвса «Шестнадцать распятых спасителей: христианство до Христа» (1875). Грейвс так формулирует свой главный тезис:

"Изучение истории Востока показывает удивительный факт: рассказы о воплощенных богах, напоминающих чудесный персонаж Иисуса Христа, существовали у большинства (или даже у всех) языческих народов древности. Рассказы о некоторых из этих боговоплощений столь разительно схожи с рассказами о христианском Спасителе, – не только в общих чертах, но иногда и в самых мелких частностях (от легенды о непорочном зачатии до легенды о распятии и последующем вознесении на небеса), – что их можно едва ли не перепутать”

Грейвс приводит множество примеров — вероятно, они и убедили Берлиоза из романа Булгакова — которые этот тезис убедительно иллюстрируют. У него возникает только одна проблема, на которую обращает внимание Эрман:

"Можно спросить: откуда все это взято? Грейвс никак не документирует свои утверждения. Читатель обязан верить ему на слово. Если кто-то захочет проверить, действительно ли с Буддой, Митрой или Кадмом происходило нечто подобное, он не будет знать, куда смотреть. Грейвс не сообщает источники своей информации.

Впрочем, разве он в этом одинок? С тех пор прошло 140 лет, а подобные голословные утверждения кочуют из одной мифологистской книжки в другую”

Эрман особенно обращает внимание на то, что античный мир не знает никаких "рождений от Девы”. У язычников было немало мифов о телесной связи между богами и земными женщинами — но эти женщины, естественно, не были никакими девами, а их полубожественные дети рождались обычным порядком — от близости между мужчиной и женщиной, даже если в роли мужчины выступал языческий бог.

Искупительная смерть за грехи мира также не имеет языческих параллелей:

"Какие античные источники говорят о божественном муже, распятом за грехи мира? Насколько мне известно, параллелей этому центральному христианскому учению не существует. Если кто-то здесь и занимается вымыслами, это мифологисты. Оговорюсь: я не хочу сказать, что Иисус действительно умер за грехи людей. Я лишь говорю, что христианское учение об искупительной жертве Иисуса не находит параллелей в языческих сказаниях о божественных мужах. Да и вообще, смерть за грехи мира не была частью античной языческой мифологии. Мифологисты, которые утверждают это, попросту выдумывают”

Эрман, неверующий ученый, выносит свой вердикт: "Перед нами чистой воды выдумка”. Итак, объяснить Евангельское свидетельство о Боге, рожденном от Девы, языческим заимствованием невозможно, все "языческие параллели”  полностью подделаны.

Но это свидетельство хорошо соответствует еще одному критерию, который выдвигают современные библеисты — так называемому "критерию неудобства”. Этот критерий подразумевает, что ранняя Церковь не стала бы выдумывать что-то, что заведомо затрудняло бы ее проповедь.

Ветхозаветные пророчества не требуют, чтобы у Мессии не было земного отца. Более того, учение о безмужнем рождении Господа с самого начала стало предметом язвительных насмешек неверующих. Оно не было заимствованным, оно не не требовалось пророчествами, оно никак не помогало завоевать аудиторию — ранняя Церковь провозглашала его по одной-единственной причине.  Оно было истинным. Спаситель действительно родился от Девы.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1346


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (48)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930