Опубликовано 01.10.2016 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

«Я — фотограф мужицкий»


В этом году исполняется 75 лет со дня смерти Сергея Лобовикова, мастера художественной фотографии с мировым именем, трагически погибшего в блокадном Ленинграде. «Русская планета» рассказывает, как жанровые деревенские снимки принесли вятскому фотографу золотые медали международных выставок.
 

Деревенская улица. Фото: С.А. Лобовиков

Перехитрить чахотку

Сергей Лобовиков родился 1 июля 1870 года в селе Белая Глазовского уезда Вятской губернии, в многодетной семье сельского дьячка. Как старший сын, помогал матери растить братьев и сестер. Осиротел в 13 лет — мать умерла, а отец всего за месяц спился с горя. Сергея отдали в услужение за пищу и жилье вятскому купцу Петру Тихонову, владевшему также и фотоателье. Тот обратил внимание на художественные способности мальчика, делавшего всю черную домашнюю работу, и обучил его основам фотографии. Вскоре подмастерье уже самостоятельно выполнял несложные заказы.

— Тихонов говорил, что добиться успеха сироте удалось не из-за его помощи, а благодаря недюжинной силе воли. И это полностью соответствовало истине, — рассказывает корреспонденту РП историк Марина Вепрева. — К 23 годам состояние здоровья молодого фотографа резко ухудшилось. У него начал развиваться туберкулез — болезнь, считавшаяся тогда неизлечимой. Когда Лобовикову сказали, что медицина бессильна, и ему остался всего год жизни, он решил, что есть только один способ обжаловать вынесенный врачами смертный приговор — закалить свой организм. Дважды в день, с ранней весны до поздней осени, Сергей Александрович купался в реке, невзирая на погоду. И этой привычки он придерживался до 60 лет, победив болезнь и укрепив свое здоровье.

Отслужив в армии, Сергей Лобовиков прошел недолгое обучение в Санкт-Петербурге у прославленного мастера Карла Буллы. Однако столичный климат ему не подошел, он вернулся в родную Вятку и открыл собственное фотоателье.


Сергей Лобовиков. Фото: М.С. Наппельбаум

— Лобовиков комментировал работу коллег так: «Из профессиональной фотографии я ничего не вынес — всюду заглаженные лица, иногда до потери настоящих форм. Они меня больше раздражали: это не искусство, это ремесло, лубочность что ли, как угодно называйте защищенное ретушью лицо. Нужно искать правду. Главное внимание обращать на простоту и естественность, на глубину содержания. Внешняя же отделка отнюдь не должна резать глаз, должна отличаться простотой», — продолжает Марина Вепрева.

Окончивший несколько классов сельской школы, Сергей Лобовиков стремился восполнить пробелы в образовании и «найти правду» в книгах по истории, философии, анатомии, психологии, истории и теории искусства. Но пришел к выводу, что единственный путь к совершенству прост: «Фотографу необходимо быть художником в душе, иметь искру божию, уметь чувствовать красоту…».

— Сергей Александрович решил, что в объектив его фотоаппарата будет попадать только то, что ему близко и знакомо с детства — родные вятские пейзажи, бытовые сцены сельского быта, простая крестьянская жизнь. Нищая старуха была для него интереснее салонной красавицы, а оборванные крестьянские дети, играющие на покосившемся крыльце — важнее пышных городских празднеств, — подчеркивает Марина Вепрева. — Этот выбор принес ему славу «певца обнищавшей российской деревни», что Лобовиков и сам признавал, гордо декларируя: «Я — фотограф мужицкий, мой объект любимый — мужик».

Крестьянская психология

Работая над незатейливыми сюжетами из деревенской жизни, Сергей Лобовиков одновременно использовал самые передовые для того времени технологии. Лучшие его работы выполнены в технике так называемой «благородной печати» — пикторальной. Они намного больше напоминают картины художников, а не привычные снимки.

— Пикториализм стал популярен на рубеже XIX–XX веков. Работы мастеров этого направления фотоискусства близки к живописи и графике той эпохи. Одни напоминают картины прерафаэлитов, другие — творения импрессионистов, — пояснил корреспонденту РП кандидат искусствоведения Олег Дементьев. — Чтобы достичь такого эффекта, фотографы использовали особые объективы, техники съемки и печати, обрабатывали отпечатки солями металлов. Эта работа была невероятно сложной технически. Но и результат стоил того: тонкость перехода оттенков была потрясающая, недостижимая на современной фотобумаге промышленного производства.

Сергей Лобовиков стал одним из лучших фотохудожников, работающих в России в этом сложнейшем стиле. Многочисленные награды на международных выставках в США и Западной Европе он получал именно за пикторальные снимки, запечатлевшие крестьянский быт. В 1909 году он стал членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, в 1910 году — почетным членом Лондонского общества изящных искусств. К 1910 году он был уже победителем международных выставок, проводившихся в Петербурге, Москве, Киеве, Риге, Ницце, Дрездене, Будапеште и Гамбурге.


Первый обмолот. Фото: С.А. Лобовиков

— И все же международное признание Сергею Александровичу принесло в первую очередь не техническое совершенство работ, а глубокое понимание психологии их героев. Он говорил: «Мне всегда, когда я отображаю быт, хочется переживать все, что переживает объект моей работы. Хочется войти в его психологию, понять его так, как есть, передать правдиво, глубоко, понять его душу, лирически прочувствовать». Для этого он неделями жил в крестьянских избах, подмечая, отыскивая нужные детали, — подчеркивает Марина Вепрева. — Передовая по тем временам фотографическая техника была для него не целью, а средством. Вятский фотограф с мировым именем любил повторять: «Фотография — искусство, а не простое щелканье аппаратом, необходимо смотреть на аппарат как на орудие, подобное карандашу в руках художника».

Прощай, Вятка!

Как только в продаже появился первый в мире фотоаппарат для стереоснимков — вериаскоп, Лобовиков сразу его приобрел. С его помощью он сумел запечатлеть «уходящую натуру» любимого города.

Объемные изображения патриархальной Вятки можно увидеть в Вятском художественном музее. Все оборудование до сих пор работает, фотографии в прекрасной сохранности. Нужно лишь надеть специальные анаглифные очки, чтобы ощутить эффект присутствия в ушедшей реальности.

В 1919 году новая власть мобилизовала Сергея Лобовикова — правда, в руки ему вручили не винтовку, а фотоаппарат, и отправили делать снимки красноармейцев для личных дел. Он служил в штабе Третьей армии Восточного фронта. После демобилизации стал преподавать физику в пединституте, работал в художественном, историко-архитектурном и литературном музеях, выступал с лекциями об искусстве. И по-прежнему много фотографировал.

— После революции большинство частных фотоателье были экспроприированы большевиками. Купец Петр Тихонов, ставший первым учителем фотографии Лобовикова, был расстрелян. К счастью, его ученику повезло больше, — говорит Олег Дементьев. — Нарком просвещения Луначарский выдал вятскому фотографу «охранную грамоту», в которой заявил, что его снимки имеют большую художественную ценность, и поэтому следует оставить фотохудожника в покое. Долгое время так и было. Однако в 1932 году Лобовиков сам принял неверное решение — безвозмездно передал свой дом с оборудованной в нем фотомастерской пединституту. Он надеялся, что ее будут использовать по назначению. Но не проследил за бумагами, и в итоге отлично оборудованную мастерскую закрыли, а сам дом «уплотнили», превратив фактически в общежитие. Вскоре после этого семья Лобовиковых покинула Вятку, переехав в Ленинград. Перед отъездом фотограф передал самые ценные работы в дар Вятскому художественному музею.

В северной столице Сергей Лобовиков работал фотографом в Академии наук СССР — делал макро- и микрофотосъемки для научных работ. В 1937-м ушел на пенсию. А в 1941 году погиб от разрыва снаряда на улице осажденного фашистами города.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 1421


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (34)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930