Опубликовано 21.07.2020 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Дом Святой Троицы


Псков — город с неповторимым и легкоузнаваемым лицом. Крепость, отражающиеся в неторопливых водах реки Великой башни, маковки одноглавых церквей с их характерными звонницами-«стеночками» — побывавший во Пскове однажды запомнит его на всю жизнь.
 
Псков. Площадь имени Ленина. Слева — кремль с Троицким собором, в центре — Дворец культуры профсоюзов и памятник В.И. Ленину, справа — здание Педагогического института. Фото Александра Овчинникова/Фотохроника ТАСС

Не родился ещё, наверное, такой человек, который, приехав во Псков и решив поближе познакомиться с историей этого города, миновал бы неизбежную «псковскую инициацию»: ему обязательно или расскажут, или дадут прочитать известное стихотворение уроженца города Александра Яхонтова:

Меч тяжёлый Гавриила,

Пятиглавый наш собор,

Князя Довмонта могила,

Запах древности, простор,

Чудотворные иконы,

Стены старого Кремля,

Башня, славная в дни оны

Чудной силой обороны

От Батура короля...

Мало кто честно упоминает, что стихотворение вообще-то сатирическое, есть там и такие строки: «Клуб — должник неисправимый, члены — клубу должники, мир и сон неодолимый, немцы всюду, кабаки...»

Отметим всё же, что Яхонтов, иронизируя над современными ему (XIX век) городскими реалиями, тем не менее отдавал должное великому прошлому.

Псков — город с неповторимым и легкоузнаваемым лицом. Крепость, отражающиеся в неторопливых водах реки Великой башни, маковки одноглавых церквей с их характерными звонницами-«стеночками» — побывавший во Пскове однажды запомнит его на всю жизнь.

Сами жители к этому суровому величию привычны: магические для уха приезжих слова «Кром», «Окольный город», «Завеличье», «Запсковье» — всего лишь названия главных исторически сложившихся районов. В новое время к ним прибавилось ещё и оригинальное «Завокзалье»: чисто псковская изюминка, страннозвучная смесь нового и былинного.

Впервые город упоминается в летописях в 903 году, когда согласно «Повести временных лет» первому князю из династии Рюриковичей Игорю «привели жену из Пскова именем Ольгу». То есть город уже был, но почему-то псковичи почитают Ольгу как основательницу. Наверное, потому, что она заложила главный храм Пскова — Троицкий. По легенде, как-то княгиня увидела знамение — три луча света ударили в землю на противоположном берегу Великой. На том месте и поставили собор...

Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Худ. Василий Сазонов

Существует ещё одна легенда — о том, что Игорь встретил будущую жену во время охоты, на переправе под Псковом. Князь влюбился, но Ольга «дала ему от ворот поворот», что Игоря, впрочем, только раззадорило. В результате Ольга всё же стала его женой. А когда в 945 году князя убили древляне, править пришлось княгине, ведь их сыну Святославу исполнилось всего три года. Летописи рассказывают, как княгиня жестоко отомстила древлянам: первое их посольство сбросила в яму и приказала закопать живьём, второе — сожгла в бане, а потом устроила бойню в древлянской столице...

Несмотря на нелицеприятные летописные подробности, в глазах Церкви Ольга стала святой, поскольку ещё до Крещения Руси князем Владимиром приняла православие. Для этого она специально отправилась в Константинополь. В сер. XVI века Церковь причисляет Ольгу к лику святых равноапостольных — такой чести за всю историю удостоились кроме неё только пять женщин.

В 2003 году, к 1100-летию Пскова, в городе появилось сразу два памятника Ольге. Первый — скульптора Вячеслава Клыкова — изображает княгиню мудрой правительницей и бабушкой крестителя Руси Владимира Святого. Второй подарил городу Зураб Церетели. Горожане шутят, что строгая молодая женщина в шлеме, со щитом и мечом — это кто угодно, царица Тамара, Родина-мать, но только не Ольга. Говорят, что Церетели сначала и ваял именно Тамару, намереваясь подарить её родному Тбилиси, однако что-то не сложилось и пришлось «переделывать»...

Святой Александр Невский. Работа неизвестного художника. Фото Людмилы Пахомовой/ТАСС 

Издревле псковичи были гордыми, вольнолюбивыми людьми. Как и в Новгороде, здесь существовала вечевая республика — на общем собрании решали насущные проблемы вплоть до избрания князей. В Древнерусском государстве Псковская земля стояла особняком, признавая верховенство Киева, по сути, лишь формально; в XII веке Псков попал под власть Новгорода, хотя и продолжил настойчиво проводить самостоятельную политику.

В сложной игре на противоречиях между Новгородом и западными соседями имелись свои выгоды, однако не меньшими были и риски. В Прибалтике утвердились рыцари Ливонского ордена, грезившие о крестовом походе на восток. Беда пришла в 1240 году; немцы взяли псковский форпост Изборск и осадили сам город. Крепость какое-то время держалась, пока боярин Твердила не отворил врагу городские ворота...

Впрочем, долго хозяйничать в русской крепости ливонцам не дали. В 1242 году дружины Александра Невского освободили город. К немцам подошли резервы, к русским — подкрепления из Владимира и Суздаля, и 5 апреля 1242 года армии сошлись на Чудском озере у мыса Сиговец. Началась битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище.

Псков. Вид на кремль. Фото Григория Калачьяна и Александра Овчинникова/Фотохроника ТАСС 

Об этом сражении больше легенд, чем фактов. Похоже, даже знаменитая сцена с проваливанием «псов-рыцарей» в воду — художественный вымысел. Невский не мог использовать «преимущество тонкого льда» хотя бы потому, что вес русского конного дружинника в полном облачении не сильно уступал весу закованного в латы «риттера». Точно не известно и соотношение сторон: указывают примерно 15 тыс. русских против 10 тыс. немцев и их союзников. Популярный ныне миф о «чудовищных потерях русских при двадцати убитых немецких рыцарях» не более чем профанация: ливонцы действительно признали потерю двадцати братьев ордена, но только их они и учитывали. Потери простых воинов, наёмников и союзников из числа «чуди» никто не считал. Так или иначе ливонцы безоговорочно признали поражение и отказались (хоть и ненадолго) от претензий на русские земли.

Победа укрепила Псков. В сер. XIII века новгородцы признали независимость псковитян — пример «национального самоопределения», свершившегося бескровно! Псковским правителем тогда был Довмонт; его княжением начался «золотой век» города. Литовец по происхождению, он бежал оттуда из-за междоусобных войн. Решил поселиться во Пскове, чтобы набраться сил для дальнейшей борьбы на родине, однако принял православную веру, и вскоре местные жители избрали его своим князем.

Довмонт правил с 1266 года по 1299-й. В летописях о нём писали как о доблестном и честном воине. Он несколько раз успешно отражал нападения противника, для укрепления обороноспособности повелел пристроить к Крому с юга дополнительную каменную стену, которая до сих пор носит имя Довмонтова города.

В 1510 году Псков «добровольно-принудительно», но всё же бескровно присоединился к Московскому государству.

Свою самую знаменитую осаду крепости пришлось держать в Ливонскую войну. Это была славная страница той в целом неудачной для русских кампании. В 1581 году к городу подошли войска польского короля Стефана Батория. Осада продолжалась полгода: за это время польско-литовские силы предприняли несколько штурмов. В ходе первого (8 сентября) атакующим удалось ворваться в Покровскую башню, однако в тот же день защитники города отбили её рукопашной контратакой. Спустя полтора месяца, 24 октября, неприятель атаковал всё ту же Покровскую башню, разрушив прясло стены (знаменитый Баториев пролом). Но ворваться в город нападающие не смогли: выяснилось, что за крепостной стеной псковичи успели воздвигнуть деревянный частокол, преодолеть который полякам оказалось не по силам. Последний штурм, 2 ноября, русские остановили артиллерийским огнём...

Героическая оборона Пскова заставила польского короля пойти на мировую. И, хотя условия Ям-Запольского договора 1582 года трудно было назвать благоприятными для России (она отказывалась от своих владений в Прибалтике и Белоруссии), захваченные псковские земли — Опочку, Великие Луки, Порхов, Себеж — поляки возвращали Москве. И в этом велика заслуга псковичей, грудью вставших на защиту родной земли.

Мирная жизнь пришла не скоро. Псков достойно выдерживал вражеские осады и в Смуту, и в Северную войну 1700–1721 годов. Зато потом мир установился на целых два столетия: и Отечественная война 1812-го, и «Вторая Отечественная» (так современники называли Первую мировую войну) обошли Псков стороной. А 2 марта 1917 года в императорском поезде, остановленном на станции Псков (вовсе не на станции Дно), подписал отречение последний русский самодержец — Николай II.

В ХХ веке Псков дважды был под немцами. В первый раз его заняли войска кайзеровской Германии. Вторая оккупация была куда страшнее: фашисты удерживали Псков три года, с 9 июля 1941-го по 23 июля 1944-го. Эвакуировать всех жителей не успели. Когда в город вошли враги, там оставалось 12 тыс. гражданских. Около трети из них погибло. К моменту освобождения город лежал в руинах. Залечивать раны Пскову пришлось не один год.

Именно в советское время частично восстановили Псковскую крепость. В древние времена она считалась одной из лучших на Руси. Четыре пояса каменных стен общей длиной 9 км, сорок башен. Соразмерна только Смоленская крепость, также защищавшая опасное западное направление...

Сердцем крепости был кремль — Кром. И немногие из гостей города догадываются, что это величественное сооружение — скорее живой монумент советским реставраторам, нежели памятник средневекового зодчества. Разбирать аутентичную крепость начали ещё в XVIII столетии, к нач. ХХ века руинированные стены Крома стояли максимум на треть от своей прежней высоты...

Сейчас Псковским кремлём называют как собственно Кром, так и прилегающий к нему Довмонтов город — вторую линию обороны. Третья — Средний город — не сохранилась. Четвёртая — Окольный город, охватывающая целиком нынешний исторический центр и продолжающаяся в Запсковье — районе города за рекой Псковой.

В центре Крома возвышается огромный красавец храм — Троицкий собор. Он стоит на том самом месте, где, по преданию, построила свой деревянный храм Ольга. Нынешний собор возведён в 1682–1699 годах. Даже сейчас его замечаешь издалека. А ещё лет сто назад золотой верх собора виднелся из любой точки малоэтажного города!

Издревле Троица являлась небесным покровителем и духовным символом Пскова. Благодарный город, в свою очередь, называл себя Домом Святой Троицы.

В иконостасе собора семь ярусов. Подобных в России немного (традиционно устанавливали в пять ярусов). Семиярусные есть ещё в Большом соборе Донского монастыря в Москве, Успенском соборе Рязани и Введенском храме Сольвычегодска.

За пределами кремля тоже много интересного. К сожалению, война сильно порушила Псков, поэтому рядов старой застройки здесь не увидишь — к жизни его возрождали советские градостроители. С другой стороны, согласно их концепции историческую часть застраивали малоэтажными домами, что позволило максимально сохранить среду, сакцентировать внимание на уникальных храмах. А церквей в Пскове до наших дней дошло около пятидесяти! Особенно интересны церковь Николы со Усохи, Василия на Горке, Успения от Пролома (все три — XVI века) и ещё более древние Архангельская с Городца и Георгия со Взвоза.

Отдельно остановимся у Баториева пролома — в юго-западном углу крепости. Святое место, покрывшее себя славой в Ливонскую войну, отмечено самой мощной в городе (и одной из мощнейших во всей Европе) башней — Покровской: диаметр её шатра у основания — 25 м. Из-за могучей стены выглядывают маленькие главки близняшек-церквей Покрова и Рождества от Пролома. Отсюда открывается прекрасный вид через реку Великую на Завеличье и Мирожский монастырь, основанный в XII веке. Его главная достопримечательность — обязательно нужно видеть! — фрески XII века.

Гремячая башня Псковского кремля. Фото Евгения Кассина и Валентина Мастюкова/Фотохроника ТАСС

Росписи удивительно хорошо сохранились — аналога им нигде в России больше нет. Правда, в XVII веке фрески забелили, но именно это спасло их от превратностей погоды. За восстановление росписей взялись было в конце XIX века, да чуть не испортили. Увидели, что краска местами потёрлась, а некоторые фрагменты сбиты, ну и прислали по указу Синода неких владимирских «мастеров» из доморощенных грамотеев. Те сначала промыли фрески, что, конечно, не пошло им на пользу, а в довершение ещё и «домазали лишнее» масляной краской. Реально восстанавливать уникальные росписи начали только в 1930-е годы.

Живописнейшим уголком Запсковья по праву считается Гремячая гора. На крутом берегу Псковы возвышается стройный цилиндр Гремячей башни, серый известняк которой оттеняет и оживляет белоснежная церковка Козьмы и Дамиана.

А ещё — немного в России найдётся городов, в которых сохранилось бы столько палат XVII века! Ценителям архитектуры широко известны солодёжня и дом Печенко, палаты Меншиковых и двор Подзноевых...

Знаменитые Поганкины палаты — один из символов города и центров его культурной жизни. Псковский историко-художественный и архитектурный музей собрал здесь бесценные коллекции икон XIV–XVII веков — самобытная псковская иконопись не имеет аналогов в древнерусском искусстве. Отдельные экспозиции посвящены художественному серебру и декоративно-прикладному искусству.

Изначально палаты принадлежали купцу Сергею Поганкину. Был он крайне состоятелен, торговал льном, салом, пенькой и кожей не только с русскими городами, но и с зарубежными. О происхождении неблагозвучной фамилии купца ходят две легенды. Согласно одной, когда Иван Грозный обложил псковичей очередными поборами, предок купца якобы осведомился у царя, сколько же именно он хочет, на что Грозный воскликнул что-то вроде: «Ах ты поганый, да разве ты можешь дать столько, сколько я захочу?» Остроумно, однако едва ли исторически верно; по другой версии, Поганкиных прозвали так за то, что они вели не совсем честную торговлю.

Прогулка по Пскову будет неполной, если не отъехать от города немного на север. На горе Соколиха в 1993 году был открыт огромный монумент в память Ледового побоища (скульптор Иосиф Козловский, архитектор Пётр Бутенко).

Центральная фигура — Александр Невский — изображена вполоборота, конь князя как бы направляется к месту грядущей битвы, а сам он при этом оглядывается на Псков, на Русскую землю. Невского окружают фигуры воинов, горожан, крестьян — это памятник не просто князю, но и всему народу.

Наталья и Григорий ЕМЕЛЬЯНОВЫ

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 581


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (48)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930