Опубликовано 13.01.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Священник Димитрий Березин. Нужна ли миссия?


Нужна ли миссия вообще, и что это такое? О том, какой должна быть современная миссия — священник Димитрий Березин, секретарь Миссионерского отдела Московской епархии, настоятель Казанского храма с. Молоково.


 

Священник Димитрий Березин. Нужна ли миссия? Давным-давно назрела необходимость в дискуссии, общении и совместном размышлении внутри Церкви о необходимости, границах и формах современной миссии.

Существующие средства вроде блогов и соцсетей дают нам прекрасный инструмент для публикации своих мыслей, обозначения понравившихся материалов, оставления комментариев вроде «+100500» для особо понравившихся и комментариев вроде «автор — дурак (модернист, либерал, фарисей, миссиофоб и другие страшные слова)» для не понравившихся. Но, к сожалению, публикации в соцсетях не приводят к серьезным обстоятельным диалогам.

Давайте поразмышляем. Нужна ли миссия вообще, и что это такое?

Традиционно под миссией понимается несение света веры Христовой людям, не знающим о Христе или знающим о Нем неверно.

Первых в наше время надо долго и сложно выискивать. Можно задать риторический вопрос: «Кто в наше время не слышал о Христе?». Но ведь «слышать» и «знать» — разные понятия.

Вторых же великое множество ходит вокруг нас. Каких только версий не услышишь в разговорах «на религиозную тему». Скажу одновременно крамольную мысль: а может ли каждый из нас, знающих о Христе, сказать, что знает о Нем верно? Я говорю в данном случае не только про уровень владения догматическим богословием, но и про молитву — кто скажет, что умеет молиться? А между тем, по словам аввы Евагрия Понтийского: «Богослов — тот, кто правильно молится». Таким образом, во вторую группу попадает великое множество народа: от представителей других религий, а также сект, агностиков, атеистов, до номинальных православных.

1. Итак, первым положением, стоило бы обозначить следующее: миссия (а вернее было бы, во избежание путаницы, понимать ее в будущем как просвещение) необходима не только аборигенам и сектантам, но и многим из называющих себя православными. И я бы даже выделил этих православных в качестве основных объектов миссии. Чисто статистически.

Давайте посмотрим на примере Центральной России. Сколько здесь православных? По результатам опросов — около 80% населения. Сколько же из них регулярно можно встретить в храме? Хорошо, если 3% населения. Конечно, на Небесах радуются более об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, поэтому миссия среди сектантов и мигрантов необходима; но тем большая будет радость о покаявшихся 77%.

2. Какова цель миссии, после какого момента миссионеру лучше самоустраниться?

Можно полагать, что в современных российских условиях необходимо достижение двух целей:

  • приведение человека к сознательному исповеданию веры, скажем, на уровне знания и понимания катехизиса, и
  • воцерковление, то есть осознание человеком необходимости регулярного участия в богослужениях и в таинствах Покаяния и Причастия.

Далее начинается приходская жизнь со всеми ее духовно-катехизическими перипетиями. Как невозможно считать целью миссии рассказ о Христе, то есть теоретические знания, так же невозможно считать миссией и приход (или пребывание) человека в храм без осознанной веры. Только при исполнении двух этих условий мы можем надеяться, что человек в Церковь пришел.

3. Методы

Самый сложный вопрос — «как?». Одни считают, что нужно «стяжать дух мирен, чтобы вокруг спаслись многие» (правда, не всегда для этого что-то делают). Другие считают, что нужно читать и изучать Евангелие. Иные видят миссию в противодействии сектантам, протестантам, модернизму или цифровым технологиям. Есть те, кто зовет с листовками на улицы. Есть и те, кто с горящим сердцем готов открывать обществу глаза на безнравственность и безбожие, используя провокации как способ достучаться до сознания. Некоторые считают, что вообще делать ничего не надо, и Господь Сам приведет кого нужно.

Однозначной точки зрения быть не может, да и не должно. Многообразие методов — следствие многообразия людей и обстоятельств. Что допустимо для миссионера в наше время, а чего стоит остерегаться?

Предлагаю обратиться к истории Церкви и жизнеописаниям святых миссионеров, чтобы увидеть основные принципы успешной миссии. Апостолы, мужи апостольские, святая равноапостольная Нина, святитель Григорий Просветитель, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, преподобный Сергий Радонежский, святители Стефан Пермский, Иннокентий Московский, Николай Японский, преподобный Макарий Алтайский и многие-многие другие проповедовали среди непросвещенных и нередко враждебных народов.

Обобщая, можно выделить следующие принципы: разговор на языке, понятном слушающим; проживание совместно с тем народом, которому проповедуешь; собственная подвижническая жизнь; не насильственность проповеди; отсутствие гонки за «показателями» и массовостью. Это — миссия личностей и создаваемой ими среды для развития (основание поместных Церквей, перевод священных текстов, организация школ, больниц и многое другое).

Можно отметить, наверное, и миссию государственную как особое направление. Византия, например, Российская империя в процессе расширения границ и развития дипломатических отношений тоже прикладывали усилия к распространению Православия. Пример равноапостольной Ольги наиболее известный и характерный, но далеко не единственный. Были и неудачные примеры, особенно когда в качестве методов пытались применять подарки и поощрения либо притеснения и военную силу.

Пожалуй, основным врагом миссии можно назвать насильственность, является ли она прямой, или скрытой, как, например, через подарки, обман-манипуляцию или провокацию. Нарушение или неполное выполнение остальных принципов миссии сделает ее более или менее успешной, а насильственность напрямую противоречит смыслу проповеди.

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20) — принцип проповеди Слова Божия.

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8) — принцип насильственности.

Наиболее показательным отрицательным примером можно назвать католическую и протестантскую миссии в Японии и Китае, приведшие в свое время к полной изоляции этих стран от внешнего мира и противлению всему, что хоть как-то ассоциировалось с христианством. В России известны случаи, когда при крещении некоторых малых народов применялись подарки или налоговые послабления, но такая практика быстро показала свою порочность и ненадежность.

Основываясь на принципах миссионерской деятельности Православной Церкви с учетом исторических ошибок и достижений, а также современных реалий и возможностей, можно вести такую деятельность и в наше время. Опыт Миссионерского отдела Московской епархии мы собрали в брошюру, которой можем поделиться с желающими: «Организация просветительской деятельности на приходах Московской епархии». Будем рады конструктивным замечаниям и предложениям.

Перечислять предлагаемые конкретные формы в данной статье, полагаю, не нужно, тем более, что их список не может быть исчерпывающим. Главной нашей мыслью при составлении методических указаний было следующее: основой миссионерской деятельности должен выступать приход (особенно это касается тех территорий, где основная часть населения — «крещеные, но непросвещенные»): духовенство, прихожане и приходские миссионеры. Нужны при этом, конечно, и централизованные миссионерские проекты, и методическая работа, и здоровые частные инициативы.

Но не должно быть православия вне храма, православия теоретического, православия вне Исповеди и Причастия. Как не должно быть и православных, не знающих основ своей веры, не читающих Священное Писание, не молящихся. Это что угодно православное, но не христианство.

И очень важно в деле просвещения избежать агрессии, самодовольства, акционизма, то есть того, что сейчас по какой-то нелепой случайности стали называть «миссионерством».

Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3:15).

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1711

Ключевые слова: миссия

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (48)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930