По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 22.03.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Волонтер = бесплатный работник?

В Церкви волонтерский труд любят. Правда, называется это специфическими церковными терминами вроде «по благословению», «за послушание» или «во славу Божию», но суть не меняется − людей, которые работают бесплатно, в приходах и монастырях немало. При этом встречаются две крайности: в одном случае волонтерам пытаются поручить всё на свете, полагая, что «Христа ради» можно работать долго и много и вообще долг всякого верного сына Церкви − отдавать ей всё своё свободное время и силы, а в другом − что добровольные работники ненадежны, работают недолго, выполняют работу некачественно и вообще нанимать людей за деньги как минимум надежнее. 

 

Зачем это нужно?

Однако, если брать именно церковную жизнь, то волонтерский труд в ней если не обязателен, то, можно сказать, в какой-то степени неизбежен. Бесплатный труд ради важности того дела, в которое вкладывается труд, возникает везде, где мотивация человека начинает отличаться от просто материальной, − в дружбе, в любви, в борьбе за лучшее будущее. И, разумеется, в вере.

При этом мотивация волонтёров от религии несколько отличается от мотивации волонтеров светских. Если светские добровольные помощники мотивированы, как правило, самим по себе «хорошим делом» и в некоторых других случаях − компанией единомышленников, то у верующего прибавляется также внутренняя религиозная мотивация, когда человеку в общем-то всё равно, что именно делать и с кем, важна лишь уверенность в богоугодности данного занятия. Хороший пример такого рода волонтера − боксер Ривьера из рассказа Джека Лондона «Мексиканец», готовый мыть полы и чистить плевательницы, потому что это нужно «божеству», которому он служит, − это нужно «для революции».

Стремление послужить

Игнорировать волонтерский труд в Церкви неразумно. Это достаточно серьёзный ресурс, подлинное человеческое действие, а в ситуации дефицита материальных средств − почти единственный ресурс, который вообще можно применять. К тому же, если людям не дать возможность реализовывать в Церкви их искренние порывы, горячее желание послужить, то неизбежно разочарование: «Я так хотел сделать что-то хорошее, а оказался никому не нужен».  Вряд ли кто-то из церковных людей хочет быть причиной такого рода настроений. А потому привлечение волонтеров к работе приходов, церковных организаций и начинаний всех уровней − вещь практически обязательная.

Более того, по степени вовлеченности волонтеров порою можно отличить качественный церковный проект от показушничества, а настоящего лидера − от самозванца. Волонтерство возникает, когда люди искренни, а их порыв к делу подлинен, потому что только тогда можно оставить материальную мотивацию и работать за просто так. Если же некое церковное дело стоит исключительно на деньгах, то возникают резонные вопросы: а много ли там духа, будет ли оно вообще стоять без денег и чем это дело отличается от мирской работы, точно так же стоящей на деньгах?

В конце концов, апостолы в своем труде были именно волонтерами, и неутомимый в проповеди Павел зарабатывал на жизнь изготовлением палаток, а пастырской деятельностью занимался как волонтер.

Разумеется, церковные волонтеры подвержены усталости и выгоранию не менее, чем светские. Можно даже сказать, что в случае, когда волонтер работает на приходе ради спасения души, кризис мотивации (а кризисы бывают абсолютно у всех), будет им переживаться труднее, чем если он работает в больнице ради того, чтобы «помогать детям». У верующего человека на нормальную психологическую усталость будут обязательно накладываться религиозные переживания, в которых важное место будет занимать чувство вины за потерю прежнего горения, ощущение собственного духовного поражения и неуспеха. Не исключено, что в попытках вернуть былое человек бросится прикладывать экстраординарные усилия, проводя ночи в молитве и дни − в волонтерском труде, что всегда может быть чревато резкой обратной реакцией, разочарованием и охлаждением.

Нет зарплаты – нет ответственности?

Есть и другая проблемная сторона волонтерской работы − её ненадежность и невысокое качество. В самом деле, волонтер, даже мотивированный церковный доброволец, работает не за деньги и не по формальным договорам, а по свободному выбору и за моральное вознаграждение, а потому и заканчивает работу, когда сам считает правильным, и вкладывает в неё те душевные силы, которые ему кажутся достаточными.

Вероятно, многие встречались с ситуацией − особенно это касается молодежной работы − когда признанный лидер, надежный работник, опора настоятеля и так далее, несколько лет искренне отпахавший по благословению на том или ином послушании, внезапно приводит доверенное ему дело в состояние практически паралича, бросая всё. И не потому, что разочаровался или устал, а потому что просто женился и занялся другими делами. Так во всех случаях с волонтерской работой − она может внезапно прекратиться. У заказчика работы нет никаких рычагов давления на волонтеров, кроме чисто моральных, и когда добровольцы начинают халтурить, то возможно, стоит воззвать к их совести или каким-то высшим соображениям, но не получится ни лишить их зарплаты, ни, наоборот, пообещать дополнительные выплаты за переработки. Это создает ситуацию постоянной ненадежности, внушает заказчику тревогу: а вдруг вот сейчас они передумают и уйдут, оставив полработы несделанными? 

Работа волонтеров может быть некачественна также просто потому, что качество требует дополнительных усилий и усилий наиболее неприятных − тщательности и многократного повторения, переделки уже законченной работы. Любой неприятный аспект в поставленной задаче может заставить волонтера прекратить работу − неудобное время, рутина, чрезмерная трудность или сложность, необходимость что-то переделать, требование повышенного внимания и так далее. Волонтёры вообще, как правило, плохи на тех работах, которые требуют усидчивости, тщательности, постоянства и серьёзной ответственности. Грубо говоря, добровольцы могут быстро и весело перенести вещи при переезде, нарисовать баннер, провести праздник для детей, но не стоит поручать им создание большого сложного сайта, ведение бухгалтерии или капитальный ремонт.

Даже создание маленького сайта им стоит поручать только в том случае, если вы им беспредельно доверяете или же не очень сами представляете, что хотите получить в результате, а потому согласны заранее на любой исход дела, лишь бы оно было сделано.

С другой стороны, достаточно очевидно, что разного рода изъяны волонтерской работы не есть нечто обязательное и неизбежное. Хотя бы потому, что в других случаях, точно так же работая бесплатно и свободно, люди способны и прикладывать очень большие усилия, и действовать тщательно и масштабно, даже подолгу не выгорать и не разочаровываться. Это происходит в тех случаях, когда люди либо работают на самих себя и вознаграждаются самим результатом, либо когда они чрезвычайно сильно мотивированы чем-то для себя крайне важным − при этом важным не теоретически, а чем-то практичным и понятным. И если мотивация нематериальна, значит, она должна регулярно обновляться, ибо любая нематериальная мотивация имеет тенденцию становиться привычной, пресной и постепенно переставать мотивировать.

Простые правила

Соответственно, для того, кто хочет, чтобы волонтеры работали для него качественно и более-менее стабильно, существует несколько простых правил.

Волонтеры работают свободно и по собственному выбору. Ими нельзя командовать, как солдатами, их нельзя гонять, как наемных работников, с ними исключены любая грубость и начальственное чванство. Как только перестаете уважать их свободу, вы остаетесь без волонтеров. Заказчик волонтерской работы – это проситель, нуждающийся в помощи, ибо мест приложения добровольных усилий на свете гораздо больше, чем желающих эти усилия приложить.

Волонтер вознаграждается сознанием важности, нужности и спасительности своего труда. Но такого рода мотивация нуждается в поддержке и обновлении. Если человек работает ради компании, можно и нужно давать людям просто пообщаться, а не только вместе работать, и после нескольких выездов в детский дом или субботников должны следовать шашлыки и чаепития. 

Волонтер должен иметь возможность расти в своем деле, а не повторять все время одни и те же действия. Попросту говоря, если у вас работают волонтеры, следите, чтобы работа им не надоедала, чтобы у них была хотя бы минимальная возможность выбора формы и места приложения сил.

Волонтер должен видеть, что его труд важен и почетен, что он не просто отправлен мыть полы, дабы не мозолить глаза. В идеальном варианте в волонтерские служения хотя бы периодически стоит включаться вообще всем участникам прихода или организации. Когда в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине проходит субботник, то настоятель, которому 75 лет, катает тачку и машет метлой наравне со всеми.

Простое слово «спасибо»

Важность труда должна подтверждаться его плодами. Если тот, кто получается зарплату, в любом случае видит хотя бы деньги, то волонтера необходимо вознаграждать явными и заметными результатами, если это возможно. И одним из лучших способов защитить волонтера от «выгорания» и продемонстрировать ему результат является благодарность. Причем благодарность эта должна быть явной и во многих случаях публичной. Особенно это важно в случае работы технической, рутинной и как бы незаметной − такой как уборка или украшение помещений. «Спасибо Галине и Татьяне, которые подготовили храм к празднику», произнесенное священником на праздничной проповеди, − крайне важное действие и во многом залог того, что в следующий раз также найдется кому прибраться в храме, к тому же сделано это будет качественно и от души.

Важно, чтобы при благодарности не были забыты даже самые небольшие и неважные дела. У волонтерского сообщества «Даниловцы» существует целая культура выражения благодарности со стороны координатора группы − адресно, публично и обязательно всем и за всё: «Спасибо Тане, которая нашла валенки для спектакля, спасибо Пете, который помог привезти и погрузить коробки с книгами», и так далее.

Понимание спасительности того или иного дела даётся, если говорить грубо, его церковной рецепцией. Поэтому если волонтеры религиозно мотивированы, то совершенно разумно и логично, чтобы их труд был освящен Церковью. Попросту говоря, волонтеры должны иметь возможность вместе молиться, не превращаясь в самочинное сборище, а их служение должно благословляться священником. Поскольку они приносят свой труд Церкви, принимать его должна Церковь, а не наемный прораб. Если священнику будет не до них, то религиозная мотивация может сильно снизиться.

Отдыхать полезно и волонтерам

Ещё одним важным моментом борьбы с выгоранием и разочарованием волонтеров является контроль их состояния и периодический отдых.  У тех же «Даниловцев» практикуются регулярные выезды на природу или в дом отдыха исключительно с целью общения волонтеров между собой в присутствии психолога, дабы снять все скрытые противоречия, напряжения и сложности.

Проблема «беспризорности»

Также не стоит забывать: в случае постоянной работы волонтеры не могут существовать «сами по себе». Помимо того, что полное отсутствие организующего начала снижает эффективность любой массовой работы, нехватка внимания со стороны руководства (не путать с контролем и опекой) воспринимается зачастую как равнодушие. Если волонтеры работают на процветание прихода, значит, от прихода кто-то должен ими заниматься, координировать их деятельность, отвечать на их вопросы решать их проблемы. Не так уж важно, будет ли это ответственный за социальное служение или помощник старосты. Важно, чтобы этот человек являлся представителем прихода и одной из его задач была именно координация волонтеров.

Ещё одна серьезная частность, которая касается регулярной и постоянной волонтерской работы, − до неё не стоит допускать всех подряд. Тот, кто координирует волонтерский труд, должен иметь возможность не взять к себе человека, чьё влияние кажется ему деструктивным. Один психически нестабильный работник может загубить работу многих, сея вокруг себя конфликты и создавая проблемы там, где их можно было бы легко избежать.

Таким образом, как ни банально это звучит, волонтёры не есть просто «бесплатные работники», которые свалились с неба, чтобы решать чужие проблемы. Если вы хотите, чтобы волонтёры работали хорошо, постоянно и качественно, чтобы горящий в людях огонёк не потухал, придется им платить тем, что есть у каждого в избытке: вниманием, уважением, доверием, благодарностью и честностью. Если этого ресурса у вас нет, лучше даже не браться за дело.

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 986

Ключевые слова: добровольчество, Добровольцы, Социальное служение

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 

Самое новое:     все >>>


Объявления:   все >>>

22 октября
Возобновляет свою работу проект "Школа духовной безопасности"...
24 сентября
24 сентября 2017 г. начинается учебный год в университете Православной культуры...
18.08 2017
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
07.08 2017
Семинария объявляет о втором этапе приема документов...
до 20 сентября
Конкурс детского творчества «100-летие Патриаршей интронизации святителя Московского...

Нравится Друзья


Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2017 (124)
Сентябрь 2017 (182)
Август 2017 (151)
Июль 2017 (139)
Июнь 2017 (113)
Май 2017 (171)

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

Яндекс.Метрика