Опубликовано 04.05.2016 в рубрике  Образование
 

Цели и задачи деятельности министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области


Выступление 29 апреля 2016 года на расширенном заседании Коллегии и Общественного совета при министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области министра образования, науки  и инновационной политики Новосибирской области  Сергея Александровича Нелюбова – «Публичная декларация целей и задач министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области».
 

 

Добрый день, уважаемые участники

расширенного заседания Коллегии и Общественного совета!

 

Вступительное слово.

Сегодня мы рассматриваем документ, еще не ставший привычным в массовом сознании. Публичная декларация целей и задач Министерства образования и науки России на 2016 год принята Общественным советом в апреле этого года.

Под декларацией понимают официальный государственный документ, содержащий основополагающие направления деятельности системы образования, её структурных элементов. Её принимают с целью определения единых приоритетов развития системы. Декларация является одним из механизмов, направленных на повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти.

На сегодняшнем расширенном заседании Общественного совета при Министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области мы выносим на обсуждение региональную декларацию.

Публичная декларация актуализирует цели и задачи нашего ведомства на 2016 год, определяет инструменты и механизмы решения приоритетных вопросов, формирует планы, выраженные в конкретных цифрах и действиях, опирается на мнение экспертного сообщества.

Надеемся, все присутствующие понимают, что речь не идет о перечислении всех направлений деятельности Министерства, мы говорим о ключевых целях на 2016 год и путях их достижения.

 

1.Воспитание – стратегический общенациональный приоритет.

Воспитание – это задача, которую школа решает совместно с семьёй, обществом, социальными и культурными институтами по формированию у обучающихся определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей. Эта идея является ключевой при создании российского движения школьников, учреждённого в 2016 году, в Новосибирской области создано региональное отделение.

В 2016 году мы взяли на себя обязательство вовлечь 85% детей и молодёжи в мероприятия гражданско-патриотической направленности. В регионе будет действовать 580 объединенийпатриотической направленности.

Одна из главных задач предстоящего периода развития региональной системы образования – это повышение роли образовательной организации в воспитании подрастающего поколения. При этом процесс воспитания является основой как урочной, так и внеурочной деятельности, ведь важнейшей задачей воспитания является выявление у детей склонностей и дарований.

На усиление воспитательной функции образования направлено и развитие кадетского образования. В 2016 году будет продолжено функционирование кадетских корпусов как методических и ресурсных центров гражданско-патриотического воспитания. Существенная роль отводится также развитию музейной педагогики: в течение года не менее 385 школьных музеев пройдут электронную паспортизацию.

Поставленные задачи школа должна решать совместно с семьей, обществом, в межведомственном взаимодействии. С марта 2016 года начало работу Областное Родительское собрание как площадка для открытого диалога семьи и государства, повышения эффективности государственно-общественного управления в образовании и воспитании детей.

 

2.Дошкольное образование: доступность и качество.

Одной из важнейших задач, которую ставит перед собой Минобрнауки Новосибирской области, является обеспечение доступности и качества дошкольного образования. В Новосибирской области к 2016 году реализована задача обеспечения всех детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами детских садов, в текущем году эта задача не снимается.

Доступность дошкольного образования обеспечивается через развитие вариативных и альтернативных форм предоставления услуг, семейных детских групп. Эта деятельность в полной мере соответствует задачампослания губернатора Новосибирской области, где указано, что при создании объектов социальной инфраструктуры необходимов полной мере опираться на государственно-частное партнерство.

В 2016 году в регионе планируется продолжить работу по повышению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Необходимо расширять видовые формы предоставления дошкольного образования: частные детские сады, детские сады семейного типа (это важно для сельских районов). Поддержка дошкольного семейного образования будет реализована посредством развития сети консультационных центров (служб) по месту жительства и дистанционно для семей, чьи дети не посещают дошкольные образовательные организации.

Актуальным для региона остается вопрос повышения качества дошкольного образования, который связан с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

3. Общее образование: сделать российскую школу одной из лучших в мире.

В Новосибирской области в декабре 2015 года Правительством утверждена программа по созданию новых мест, в том числе в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.

Перед нами стоит задача перевода школ в односменный режим.

Новая задача – отработать механизмы открытия классов третьей ступени на площадях высших учебных заведений.

В 2016 году планируется продолжить реализацию региональных проектов, направленных на повышение качества образовательного процесса.

Особое внимание будет направлено на дальнейшее развитие системы специализированных классов. В настоящее время в регионе открыто 228 классов. В 2016 году будет продолжена работа по изменению содержания проекта в направлении «инженерного образования», как основы реиндустриализации экономики региона.

До конца 2016 года Министерством образования, науки и инновационной политики будет разработана и утверждена, после широкого обсуждения с общественностью, «Концепция развития школьного инженерного образования Новосибирской области».

Акцент смещается на изменение содержания образовательной программы в части технологической составляющей, технического творчества и развитие инженерного образования в сельских районах. Необходимо во всех муниципальных образованиях пересмотреть систему профориентационной работы в школе, предусмотреть активное участие организаций дополнительного образования детей, организаций СПО и ВПО.

В 2016 году мы продолжим работу по реализации предметных концепций «Развитие математического образования» «Филология» и «Отечественная история», принятых на федеральном уровне. Ресурсом их развития станет проект «Новый формат школьных библиотек» и превращение их в информационно-методические центры в рамках реализации мероприятий ФЦПРО на территории Новосибирской области.

В Новосибирской области в ближайшей перспективе в школах планируется создать полноценную систему электронного образования. Особое внимание мы должны уделить организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которые не посещают образовательные организации. Всем таким детям должна быть предоставлена возможность обучаться в дистанционной форме.

В Новосибирской области реализуются и меры развития массовой физической культуры и спорта в школах, в том числе и через поэтапное внедрение комплекса ГТО. В 2016 году будет продолжена работа по ремонту спортзалов в школах, расположенных в сельской местности, созданию современных спортивных площадок, расширению спортивной инфраструктуры, обновлению инвентаря.

 

4. Дополнительное образование детей.

Работа системы дополнительного образования в 2016 году будет направлена на развитие и самоопределение детей и подростков.

В Новосибирской области, по итогам 2015 года, охват детей в возрасте от 5 до 18 лет всеми формами дополнительного образования превысил общероссийские целевые показатели и составляет 86%. Важным ресурсом повышения охвата детей услугами дополнительного образования является реализация образовательных программ дополнительного образования в школах. Это особенно важно для сельской местности, где очевиден недостаток учреждений дополнительного образования.

Содержание дополнительного образования в последнее время меняется. Растет популярность кружков и секций, связанных с техникой и технологиями. Приоритетными должны стать образовательные программы, благодаря которым дети развивают творческие способности. Особое внимание планируется уделить развитию школьного технопредпринимательства.

Неоценим ресурс дополнительного образования по популяризации высокотехнологичных рабочих профессий среди школьников. В 2016 году в Новосибирской области будет продолжена реализация федерального проекта «Новая модель системы дополнительного образования детей». В рамках проекта будет запущено 4 детских технопарка на основе механизмов государственно-частного партнерства (Биотехнопарк наукоградаКольцово и детский технопарк Новосибирского Академпарка уже работают, Инженерный лицей НГТУ, детский технопарк «Оазис»).

Одна из ключевых задач 2016 года – не допустить сокращения количества организаций дополнительного образования и повысить качество предоставляемых ими услуг. Необходимо расширять практику реализации программ по развитию одаренности детей на муниципальном уровне.

 

5.Защита детей.

Стратегическим приоритетом развития регионального образования станет защита детства. В 2016 году продолжим работу по обеспечению доступности качественного образования детей с особыми образовательными потребностями. Без полноценного образования невозможна их позитивная социализация. Необходимо обеспечить функционирование системы раннего выявления и учёта детей с ОВЗ и детей-инвалидов, уменьшить число детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В Новосибирской области реализуется государственная поддержка многодетных и малообеспеченных семей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, а также поддержка инклюзивного, специально-коррекционного, дистанционного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Продолжается участие региона в федеральной государственной программе «Доступная среда», в рамках которой специализированным оборудованием оснащены 53 школы. В 2016 году правительством принята Концепция развития инклюзивного образования Новосибирской области, которая включает сетевое взаимодействие школ, социальной сферы, здравоохранения и культуры.

При этом нашей задачей остается поддержка и развитие сети специальных образовательных организаций для детей с ОВЗ, коррекционных школ. Их в нашем регионе 29. Впервые за последние годы в областном бюджете 2016 года предусмотрена финансовая поддержка именно коррекционных школ.

С 1 сентября 2016 года система образования Новосибирской области переходит на ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Нам предстоит большая работа в этом направлении.

В Новосибирской области сформирована модель безопасного образовательного пространства. Безопасная образовательная среда – это задача межведомственная, нам предстоит много сделать в 2016 года, но только через повышение персональной ответственности каждого работника, его мотивированную заинтересованность, можно создать условия, в которых дети будут находиться по-настоящему в безопасной среде.

 

6. Среднее профессиональное образование.

В нашем индустриальном и научном регионе основной целью развития среднего профессионального образования является повышение конкурентоспособности рабочих профессий и специальностей, ведение образовательного процесса в соответствии с мировыми стандартами. Это основано на взаимодействии предприятий реального сектора и профессиональных образовательных организаций: создание совместных образовательных проектов. Подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям. Вовлечение трудоспособного населения в обучение рабочим профессиям будет способствовать повышению доли трудоустроенных выпускников CПО до 80%, повышению престижа рабочих профессий (как следствие – снижению безработицы).

В 2016 году будет предоставлена возможность реализовать потенциал молодёжи через участие в конкурсах, олимпиадах, региональных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе по30 компетенциям чемпионата «Молодые профессионалы».

7. Среднее профессиональное педагогическое образование.

В среднем профессиональном педагогическом образовании необходимо поднять на качественно новый уровень процессы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Эта задача поставлена губернатором Новосибирской области Владимиром Филипповичем Городецким.

Минобрнауки региона предоставляет среднее профессиональное образование в области подготовки педагогических кадров в 7 педагогических колледжах. В связи с этим, определена ключевая цель министерства по этому направлению: к 2020 году доля выпускников профессиональных педагогических образовательных организаций, подготовленных в соответствии требованиям рынка труда и международным стандартам, должна составить 100%. Для этого внедряется ФГОС СПО, профессиональные стандарты педагога, будем заниматься повышением престижа учительской профессии и конкурсами профессионального мастерства, развитием непрерывной системы педагогического образования.

 

8. Высшее образование. Повышение качества и конкурентоспособности.

Реиндустриализация экономики Новосибирской области ориентирует нас на формирование региональных сетевых интеграционных объединений в целях совершенствования и развития региональной модели непрерывной подготовки кадров. Её создание осуществляется путём формирования научно-образовательных кластеров, ориентированных на подготовку и переподготовку научных и инженерных кадров, менеджеров инновационного бизнеса, специалистов в области интеллектуальной собственности, привлечение и закрепление молодых ученых и специалистов в сфере научно-технической и инновационной деятельности.

Повышение конкурентоспособности системы высшего образования и увеличения вклада высшей школы в социально-экономическое развитие региона, в частности, ориентирует нас на работу по продвижению НГУ в топ-100мировых рейтингов.

Мы планируем продолжить подготовку инновационных кадров через целевую магистратуру, где обучение ведётся через участие студентов в реальных инновационных проектах, развертываемых компаниями-работодателями. Подготовка магистров ведется по индивидуальным программам и по заказу крупных компаний.

В 2016 году ВУЗам будут предоставлены гранты на реализацию проектов в области образования, соответствующего приоритетным технологическим направлениям программы реиндустриализации экономики Новосибирской области, планируем сделать действующим новый образовательный кластер по подготовке кадров для строительной индустрии.

9.Наука: признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил Новосибирской области.

Перед нами стоит ответственная задача: обеспечить признание науки, этой важной и специфической сферы человеческой деятельности, социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил Новосибирской области.

В 2016 году планируется вновь создать около 6000дополнительных высокопроизводительных рабочих мест в высокотехнологичных компаниях на территории Новосибирской области. Будут предоставлены субсидии субъектам инновационной деятельности на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, ее сертификацию, модернизацию производства и прочие мероприятия.

Рассчитываем и на создание новых малых инновационных предприятий при участии научно-образовательных учреждений. Будут предоставлены субсидии бизнес-инкубаторам, в том числе бизнес-акселераторам и центрам молодежного инновационного творчества, на компенсацию затрат за предоставленные услуги субъектам инновационной деятельности.

В 2016 году продолжится оказание поддержки молодым ученым региона, присуждение именных премий, грантов и стипендий Правительства Новосибирской области за выдающиеся научные достижения.

Планируется довести долю организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций Новосибирской области практически до 10%.

 

10. Профессиональное развитие работников образования региона.

Задачи развития системы образования, внедрение профессиональных стандартов, достижение показателей государственных программ и дорожных карт, направленных на повышение эффективности и качества образования, требуют от всех работников образования постоянного освоения новых профессиональных компетенций, формирования ответственной гражданской позиции педагога.

Мы ставим перед собой амбициозную цель: к 2020 году процент обеспечения системы образования региона педагогическими и руководящими работниками, соответствующими требованиям профессиональных стандартов, составит не менее 90%.

Для ее достижения определены следующие приоритетные задачи:

1. Реализация механизмов профессионального роста работников образования. Она включает в себя адресное повышение квалификации и профессиональную подготовку; адаптацию процедуры аттестации педагогических работников образовательных организаций к требованиям профессиональных стандартов; заключение эффективного контракта с работниками образования Новосибирской области; развитие неформальных форм профессионального роста и тиражирование лучших образцов передового опыта.

2. Для этого необходимо обеспечить четкое функционирование и развитие муниципальной и региональной методической службы, действующей на базе профессиональных педагогических организаций.

3. Разработать новые подходы и меры, направленные на привлечение квалифицированных кадров в учреждения образования, в том числе, молодых специалистов.

Хочу отметить, что задуманное можно выполнить только при поддержке активного профессионального, экспертного сообщества и общественности области, муниципалитетов и самих образовательных организаций.

 

11. Заработная плата в системе образования и науки.

В 2016 году будет продолжена реализация целевой задачи по обеспечению средней заработной платы педагогов школ и дошкольных образовательных организаций Новосибирской области не ниже уровня, достигнутого в 2015 году.

В связи с особенностями социально-экономических условий целевые параметры повышения заработных плат скорректированы, вместе с тем, запланирован такой уровень заработной платы, который учитывает возможности регионального бюджета, но не допускает снижения. Рекомендации развития системы оплаты труда мы формируем вместе с региональным профсоюзом работников образования.

Важно подчеркнуть, что общий объем расходов, выделенных из областного бюджета министерству образования, науки и инновационной политики на 2016 год на 5,9% выше объема 2015 года.

 

12. Региональная система оценки качества образования

Одним из ведущих приоритетов образовательной политики Новосибирской области является создание региональной системы оценки качества образования (РСОКО) с целью обеспечения управления качеством образования и его развития. РСОКО включает в себя независимые объективные и внешние для образовательных организаций формы оценки и контроля.

Основным трендом нашей работы в этом направлении, в последние годы, становится переход от контроля качеством образования к управлению качеством. И здесь важную роль играет реализация проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области», направленного на формирование эффективных систем управления качеством в образовательных организациях.

В последние годы основной вектор процедур РСОКО изменился: от тотального контроля к контролю рисков, от контроля за школой – к поддержке школы. Во-первых, разработаны и внедрены электронные сервисы «Показатели деятельности организаций, подлежащих самообследованию», «Родительское оценивание».

Во-вторых, созданы условия для выявления профессиональных дефицитов педагогов и руководителей через соответствующий сервис. В 2016 году нами будет организовано комплексное исследование профессиональных компетенций молодых педагогов НСО с целью корректировки программ подготовки и переподготовки кадров.

 

13. Независимая оценка качества образования.

Современная система образования должна быть ориентирована на общественный заказ к содержанию и качеству образования, открыта к диалогу с родителями и местным сообществом по вопросам воспитания и обучения, нести ответственность за образовательные результаты перед гражданами-налогоплательщиками.

В Новосибирской области выстроена региональная модель проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В настоящий момент процедурой независимой оценки охвачены все школы и детские сады Новосибирской области.

К концу 2016 года будет завершена полностью процедура независимой оценки в детских садах и школах Новосибирской области. По результатам оценки будут сформированы предложения по улучшению их деятельности, составлен региональный рейтинг образовательных организаций. Затем Общественный Совет начнет оценивать деятельность подведомственных организаций дополнительного образования и СПО.

Уважаемые члены Коллегии и Общественного Совета!

На этом я хотел бы завершить изложение основных целей и задач Министерства образования, науки и инновационной политики НСО на 2016 год и предлагаю всем присутствующим активно высказать свои замечания и предложения по разделам декларации, обозначенным приоритетам и механизмам их достижения.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / http://www.minobr.nso.ru/ 

Читайте также:

27.08.2016 - Усиленные меры безопасности школ введут в Новосибирской области

25.08.2016 - Более 100 тысяч образовательных учреждений откроют свои двери 1 сентября

10.08.2016 - Минобрнауки РФ проверило готовность регионов к внедрению образовательных ст ...

05.04.2016 - Школы Новосибирской области в рейтингах "Лучших школ России – 2015"

28.09.2015 - "Трудно переоценить важность опыта сибирских казаков в воспитании молодого ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 5083

Ключевые слова: Новосибирская область, Министерство образования и науки

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (42)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930