Опубликовано 19.11.2016 в рубрике  Образование
 

«Вася учится лучше, чем ты»


Ученые Томского госуниверситета перевели на русский язык крупнейшую международную интернет-энциклопедию раннего детского развития. Над ее созданием работают более 500 ученых из 23 стран мира и рассматривают свыше 50 тем о развитии детей до 5 лет, начиная от питания при беременности и заканчивая подготовкой ребенка к школе. Перед публикацией каждый материал проходит научную экспертизу.
 
«Вася учится лучше, чем ты»В презентации русскоязычной версии проекта в Томске приняли участие признанные международные эксперты по развитию детей. Голландский психолог, монтессори-педагог, автор бестселлера «Понимание человека», недавно вышедшего на русском языке, доктор Сандра Вейенстра в своем выступлении посоветовала родителям никогда не сравнивать своих детей с другими детьми, поскольку это несправедливо по отношению к ним. Также она подчеркнула, что недопустимо слишком сильно ругать или хвалить ребенка. Российские психологи и педагоги рассказали «Русской планете», почему к ее советам стоит прислушаться.

Соревнования морковки и клубники

Мария Монтессори, основатель монтессори-педагогики, часто использовала такой образ: дети — это разные растения, которые растут в вашем саду. Какими они станут, когда вырастут, от нас практически не зависит, — рассказывает корреспонденту РП Елена Постышева, детский психолог-консультант, кандидат психологических наук. — Все, что могут сделать садовники-родители, это создать им благоприятные условия для роста. Как бы они не старались, им не удастся превратить одно растение в другое. При любых попытках из морковки не вырастет лук, а тыква не станет клубникой. И совершенно бесполезно сравнивать эти растения между собой. Родителям, выросшим в обществе, где есть четкие признаки и критерии успеха, крайне сложно отказаться от стереотипов. Они хотят заявить всем вокруг: «Мой ребенок самый лучший». А как проще всего победить в этом негласном соревновании? Выбрать лидера и начать сравнивать своего ребенка с ним, пытаясь перекроить его по образу и подобию малыша, который кажется эталоном успеха.

— Так поступает большинство родителей, наивно полагая, что их Маша или Петя, которые ежедневно слышат, как замечательно знает английский соседка Таня, или каких успехов в спортивной секции добился брат Ваня, захотят стать похожими на них, — поясняет корреспонденту РП Ирина Велигжанина, кандидат педагогических наук. — Возможно, Маша и Петя действительно попробуют это сделать. И почти наверняка потерпят неудачу. Маша, которая отлично рисует, не сможет обойти Таню с ее способностями к изучению языков. А Петя с музыкальным талантом не сумеет прыгнуть выше спортивного Васи. В итоге родители все равно не добьются своей цели, но их дети заработают глубокий комплекс неполноценности и перестанут верить в свои силы. Придут к выводу, что другие малыши намного лучше, чем они. Да еще и больше нравятся их же собственным родителям.

Сравнивая своих детей с другими, родители одновременно ограничивают их в возможности общения с окружающими. Малыши перестают видеть в своих сверстниках друзей, с которыми можно весело провести время. Они превращаются в соперников, а иногда и во врагов. Ведь каждый раз, когда ребенок слышит: «Посмотри, как красиво рисует Таня, а у тебя получаются только какие-то каракули», — он испытывает зависть, раздражение или гнев по отношению к этой девочке.

— Дети, воспитанные на постоянных сравнениях, рискуют вырасти неуверенными в себе из-за комплекса неполноценности, страдающими от недостатка любви и неумения выстраивать близкие отношения с другими людьми, — продолжает Ирина Велигжанина. — Во взрослой жизни они станут очень зависимыми от мнения окружающих людей, поскольку с детства привыкли ориентироваться не на собственные действия или мнения, а на достижения других людей.


Мария Монтессори с детьми. Фото: vospitaj.com 

Чтобы избежать разрушительных для личностного роста ребенка последствий, совсем не обязательно отказываться от такого инструмента как сравнение. Сравнивать успехи и неудачи малыша можно и даже нужно. Но не с достижениями других детей, а с его собственными. Причем каждый раз подчеркивая, какого прогресса удалось добиться.

— Корректный вариант сравнения звучит так: «Посмотри, как отлично у тебя получилось нарисовать домик. Всего неделю назад ты не умела так хорошо раскрашивать рисунок, а теперь научилась». Слыша подобные сравнения, ребенок будет чувствовать радость, что его успехи заметили. Он преисполнится уверенности в своих силах и постарается добиться еще более впечатляющего результата. Его шансы стать лучшим в том, что ему интересно, возрастут многократно, — подчеркивает Ирина Велигжанина.

То же самое правило относится и к поведению ребенка. Не надо твердить ему, какой замечательный и послушный мальчик Ваня. Лучше сказать: «Какой ты, Петя, молодец, что раньше не умел мыть посуду, а сейчас научился это делать». Положительная оценка собственных успехов ребенка — самый эффективный и безопасный стимул к его развитию.

Плохая морковка и лучшая в мире клубника

Убедившись, что намного выгоднее хвалить ребенка за его собственные достижения, а не сравнивать его с другими детьми, многие родители начинают злоупотреблять этим инструментом. Они начинаю хвалить малыша за все подряд, наивно полагая, что уж теперь-то он расцветет.

— Если ребенка постоянно хвалят за любые его действия, то вскоре он придет к выводу: нет никакой разницы, как он поступил, сделал что-то лучше, чем раньше, или нет. Его все равно похвалят. А значит, нет никакого смысла стремиться учиться или совершенствовать свои навыки, — говорит Елена Постышева. — И тогда из инструмента стимулирования роста похвала превратится в тормоз в развитии ребенка. Эту границу между пустыми словами и разумной похвалой за успех родителям нужно постоянно чувствовать и никогда ее не переходить.

Захваленный ребенок с огромной долей вероятности вырастет с комплексом нарцисса, будет страдать от самолюбования. Ему будет сложно учиться, строить карьеру и семейные отношения — он не понимает, что хоть что-то может делать неправильно или недостаточно хорошо.

— Такой взрослый будет не менее зависим от мнения окружающих, чем тот, кого в детстве постоянно сравнивали с другими детьми, потому что будет ждать от них постоянной похвалы, получать которую привык с детства, — считает Ирина Велигжанина. — Он станет заниматься не тем, что ему нравится, а тем, за что его хвалят. Принимать самостоятельные решения ему будет крайне сложно. Чтобы избежать всего этого, хвалить ребенка в детстве нужно исключительно за его достижения. И ни в коем случае не захваливать, даже если этих достижений много.

Ругать ребенка тоже нужно так, чтобы не нанести ему при этом психологических травм.

— Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за присущие ему качества, особенно, если они существуют исключительно в воображении родителей, — подчеркивает Елена Постышева. — Недопустимо заявить: «Какой ты неряха!» И тем более: «Какой ты глупый!» Даже если ребенок не был таковым, велика вероятность, что вскоре он станет соответствовать наклеенному на него мамой или папой ярлыку. И почти наверняка заработает комплекс неполноценности. Если родители, ругая ребенка, не хотят подавить его личность, то ругать нужно не самого ребенка, а его поступки. Не бывает плохих детей, но все они могут поступить нехорошо или неправильно.

Ни при каких обстоятельствах нельзя ругать ребенка и за то, что он не в силах изменить. Если малыш с детства склонен к полноте, нельзя укорять его за это. Если он лишен музыкального слуха, то нельзя возмущаться, что он не может запомнить мелодию.

Как и в случае с похвалой, родителям нужно тонко чувствовать границу и не перебарщивать с осуждением. Если ребенка ругать за каждый поступок, который близким кажется плохим, то он перестанет воспринимать их неодобрение серьезно, а потом и придет к выводу, что он самый плохой ребенок на свете. Комплекс неполноценности малышу, которого все время ругают, обеспечен. Если у него от рождения сильный характер, то заруганный ребенок начнет все время поступать наперекор родителям. Если слабый — сломается, станет гиперпослушным или плаксой. Но оба таких ребенка в душе будут страдать от того, что родители их не любят.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1468


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (48)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930