По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


   Главная страница


 

Еще в этом разделе:

То, что дает учитель детям, должно быть дорого ему…
11 ноября, в соборном храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского,  прошло  заседание методического объединения  учителей «Основ религиозной культуры и светской этики», модуля «Основы Православной культуры».


Положение об аттестации воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви

Положение об аттестации воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации было разработано для регламентирования аттестации воскресных школ в епархиях с целью определения их типа в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах.

В Положении прописан порядок проведения обязательной епархиальной аттестации воскресных школ, по итогам которой каждой школе будет выдано соответствующее свидетельство. Аттестацию будут проводить аттестационные комиссии епархиальных ОРОиК, формируемые из числа сотрудников отделов и приглашенных квалифицированных экспертов.

Аттестация воскресных школ поможет выявить проблемы и обозначить пути их решения на епархиальном уровне.

По итогам епархиальной аттестации должны быть сформированы епархиальные реестры, а затем общецерковный реестр воскресных школ Русской Православной Церкви.

Положение утверждено Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием 6.06.2014 на основании п. 2.1, 2.2.1 и 2.2.3 Устава СОРОиК и п. 21 постановления Освященного Архиерейского Собора 2013 года.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации 2014 г.

Протоиерей Борис Пивоваров: «Об учебных пособиях по основам православной культуры и других актуальных вопросах преподавания ОПК в школе»
Доклад протоиерея Бориса Пивоварова на Международных Рождественских Чтениях в Москве в 2016 году.


О проблемах преподавания "Основ Православной Культуры" (видео)

Представляем вниманию читателей выступление протоиерея Бориса Пивоварова о проблемах преподавания "Основ Православной Культуры".
Прошедшего в рамках круглого стола "Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, религиозных и общественных организаций по укреплению межнационального и межрелигиозного согласия в обществе" в рамках конференции «Государство, Общество и Церковь: укрепление межнационального и межрелигиозного согласия, развитие и совершенствование механизмов взаимодействия» состоявшегося 11 мая 2016 года в городе Новосибирске.

Олеся Булуева. Значение изучения православной культуры России для духовно-нравственного воспитания школьников

Представляем вниманию читателей доклад учителя "Основ православной культуры" общеобразовательной школы и педагога воскресно-приходской школы храма в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» г. Барабинска Олеси Булуевой в рамках круглого стола «Основы религиозных культур и светской этики».


 
 

Основы православной культуры в школе

Опубликовано 30.03.2016 в рубрике  Основы православной культуры в школе

  Олеся Булуева. Значение изучения православной культуры России для духовно-нравственного воспитания школьников
 

Представляем вниманию читателей доклад учителя "Основ православной культуры" общеобразовательной школы и педагога воскресно-приходской школы храма в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» г. Барабинска Олеси Булуевой в рамках круглого стола «Основы религиозных культур и светской этики».


Главным богатством в третьем тысячелетие должно стать не материальное накопительство, а человеческое начало в человеке. Еще Сухомлинский говорил: «Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны сейчас думать о том, что  мы вкладываем в душу человека».

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком — это стержень всего ствола. Детство — это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно — нравственной личности ребёнка.

В 2007 году в закон РФ «Об образовании» внесено несколько значительных поправок, появились две замечательные фразы.  Первая: «содержание образование должно обеспечивать «духово – нравственное   развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» (пункт 6 статьи 9). Вторая: «содержание образования должно обеспечить…формирование духовно – нравственной личности» (пункт 2 статьи 14). Теперь по Закону получается, что духовно – нравственная личность – это цель образования. Следовательно, вся система образования должна быть просто пронизана духовно – нравственным содержанием.  

Нравственность – это код человеческих отношений. «Ключом» к расшифровке этого кода является культура. Латинское слово «cultura», означает «возделывание», «воспитание», «образование».

Образование светское, но понимание данных сочетаний слов следующее: образование — от образа Божия      Слово «светскость» исходит от корня «свет». Свет, восходящий от Бога. Не дать погаснуть этой божественной искре в ребенке, еще более разжечь ее – вот задача школы. Школа занимается образованием. Мы формируем, воспитываем личность. Личность понятие христианское, его нет в других культурах (смысловой ряд: лик – личность, без лика – безличный, без образования – без образа, безобразный). Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в   мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке   Человека?

За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Почему? ««Зло не исправляется злом, а добром», — говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. — Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. Поэтому, преподавая современному школьнику основы православной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.

В чем сложность нашего образования? Его диагноз дал не психолог, не педагог, а гениальный писатель Самуил Яковлевич Маршак:

Точные диагностические строки, касающиеся самой технологии обучения. Вы никого ни о чем не спрашиваете – вам предлагают знания. («ответы без вопросов»)

Что происходит сегодня? Пришло время перемены мира, нынешний век наиболее правильно назвать информационным, но появилась еще одна характеристика, которая ворвалась в наше сознание несколько лет назад. Наш век назван сетевым. Сегодняшние дети – дети сетевого столетия, приобщающиеся к информационной социализации. Социализация – это пространство, в котором ребенок живет. Социализация – это приобщение к миру ценностей.  И образование – это не инструмент, а один из важнейших институтов социализации. Он находится в постоянных, сложных отношениях с другими институтами, в первую очередь с институтом семьи. И во что превращается школа, когда образование вырывается из института  семьи, института средств массовой коммуникации? Но сегодня школа имеет дело с другим поколением – поколением информационных акселератов. весь трагизм ситуации в том, что грядущее поколение действительно на грани разрыва времен. Шекспировские слова о том, что распалась связь времен, относится и к нашим детям. В эпоху информационной социализации наши дети – это реальные «смыслочерпалки»: они сначала вычерпывают смыслы, а потом уже черпают знания. Современный ребенок знает и умеет, но его беда в том, что он не хочет. Задача образования не дробить мир, а давать целостную картину мира. Это должно стать навигатором движения в изменяющемся информационном мире. Это миссия учителя. Образование задает идеологию страны. Сегодня идеологи – это учителя школ, вузов. И когда учителей называли гуру, и когда к Христу апостолы обращались как к Учителю, за этим была святая правда.

Говорят, что дети составляет около 30 % населения. Какое они получат образование?  Будут ли они руководствоваться моральными принципами, основанными на Библии, а также чувством ответственности перед Богом и людьми? Будут ли они христианами или людьми неверующими? Все это зависит от нас. Ни один ребенок не станет христианином сам по себе. И мы не должны ожидать, что наше общество воспитает их христианами. Все как раз наоборот. Необходимо бороться за душу каждого ребенка, чтобы привести ее к спасению и научить жить для Господа.

Православную культуру давно предлагалось включить в федеральный образовательный стандарт, то есть изучать во всех школах и регионах России всем обучающимся в российских школах детям, без различия вероисповеданий. Изучать предлагается не православное исповедание, а представления Православия о человеке, его призвании, о нравственном законе и способах его соблюдения, о том, как люди строили свою душу, свой дом и нашу страну.

Это не оскорбляет мусульман, буддистов, атеистов, потому что творцами православной культуры являются люди разных кровей, иноверцы и даже атеисты. Дело не в крови и не в фамилии.

Православная культура – это язык выражения внутреннего мира всего народа, а не только одного человека. Из истории нам известно, что Тургенев называл себя атеистом, но он – творец православной культуры. Мусульманский писатель – Айтматов, — творец православной культуры.

Л.Толстой был отлучен от церкви, тем не менее, он творец православной культуры. О необходимости изучения Библии детьми Лев Николаевич говорил следующее: «Как все понятно и ясно, особенно для ребенка, и вместе с тем как строго и серьезно! Я не могу себе представить, какое возможно было бы образование, если бы не было этой книги…Библия, как по форме, так и по содержанию, должна служить образцом всех детских руководств и книг для чтения»

Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки. В своё время Джон Грэй говорил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.   Новый школьный курс — это только начало большого и трудного пути. ОПК – своеобразная ступень для духовно — нравственного роста и воспитания наших детей, но очень важно, чтобы сама школа хотела изучать православную культуру. ОПК —  это есть прикосновение к тем самым истоком, из которых должен пить каждый человек, живущий на русской земле, считающий ее своей.  Наше законодательство не только не запрещает, но даже обязывает изучать православную культуру. В Конституции  РФ (статья 44 пункт 3) сказано: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия» Заботиться о сохранении – это значит… знать, беречь, передавать другим это наследие. А как можно беречь и сохранять то, чего не знаешь? И когда вас спрашивают, зачем нужно знать «Основы православной культуры», можно ответить вопросом на вопрос: «А разве не стыдно не знать историю одной из древнейших мировых цивилизаций, той, к которой мы, живя в России, принадлежим независимо от нашей этнической принадлежности?»

Именно поэтому Православная культура должна стать «частью души ребенка, началом, порождающим личность».

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил.

Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают взрослые. О некоторых духовных дарах сказано, что Бог утаил от мудрых и разумных, и открыл то младенцам (Мф. 11,25). Поэтому именно в игре – самой близкой ребенку деятельности, он лучше всего постигает нормы нравственности и красоты. При умелой организации взрослых игры учат многим христианским добродетелям; терпимости к другим, смирению.

Одна из любимых игр академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Найди слова, начинающиеся со слов «добро, или добр» и «благо или благ». При проведении этой игры было выявлено, насколько обеднел современный русский язык без церковно-славянского языка. 

Тема мотивации – одна из самых сложнейших педагогических проблем, и главное в ней — потребность – "Хочу”, мотив — "Зачем мне это надо?”, цель – "Что для этого надо сделать?”

Сегодня очень актуально звучат слова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания.

Слова напутствия:

Если вы видите, что устройство общества дурно, и хотите исправить его, то знайте, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали лучше, в нашей власти только одно: самому сделаться лучше.  Пусть  мы не будем идеальны, но сохраним свой душевный мир, а это ведь самое главное.
  Образование и Православие / Каинская епархия
 

Всего голосов: 1       Версия для печати    Просмотров: 839

Не пропустите:

  • В Ростове «Основы православной культуры» станут обязательной дисциплиной для изучения в школах
  • Епископ Зарайский Меркурий: Преподавание основ религиозных культур и светской этики — начало нового этапа церковно-государственных отношений в сфере образования
  • Протоиерей Борис Пивоваров: Выбор без выбора
  • Протоиерей Борис Пивоваров: Преподавание православной культуры в рамках новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»
  • В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования - от детского сада до вуза

  • Ключевые слова: Основы православной культуры

    Рассылка новостей сайта на E-mail

    html-cсылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Добавление комментария
     
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера


     

        Архив новостей:

    Февраль 2017 (66)
    Январь 2017 (152)
    Декабрь 2016 (139)
    Ноябрь 2016 (130)
    Октябрь 2016 (150)
    Сентябрь 2016 (144)

    «    Февраль 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728 

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
     Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

    Яндекс.Метрика