Опубликовано 13.11.2017 в рубрике  Церковь и революция в Сибири
Событие:
1917–2017: итоги столетия

 

Из-под пуль и шрапнели


Из отпуска я возвращался 30-го октября. Уже в Вологде я узнал, что временное правительство объявлено низвергнутым.
 
О Москве ничего не было слышно. Но вот на расстоянии не более 50-60 верст от Троице-Сергиевой Лавры, на одной станции входят ночью, около 2 ч., шесть солдат, вооруженных револьверами и винтовками, и начинают обыскивать поезд.  Оказывается, им нужны были офицеры. Ехавших офицеров строго допросили, откуда и куда они едут и затем их обезоружили, заявив, что делают это по предписанию командующего округом. Впрочем, предписания командующего не показали.
Рано утром поехал к Троице-Сергиевой Лавре. Тут волнения наши дошли до вопроса: ехать-ли дальше. Поезд оцепили солдаты, и часть их начала арестовывать безоружных офицеров. Обращались с ними дерзко-грубо. Со мною ехали в одном купе четыре офицера и один из них раненый и больной. Правая рука у него не действует, и по всему организму разлита какая-то болезнь, выражавшаяся во временном параличном состоянии отдельных частей тела. Больной был предметом общих забот и оружия у него не было, да оно ему было и бесполезно. Однако солдаты объявили его арестованным. На протест молодого человека, что он едва-ли подлежит аресту, так как совершенно безопасен, солдаты ответили грубым окриком: "Иди, когда тебе говорят". Так офицера больного вытащили на перрон и поставили в уже образовавшуюся группу арестованных. Было холодно, и у офицера, кроме холодной шинели, ничего не было. Больной дрожал. Солдаты же, грубо разгоняя публику, продолжали арест. Наконец поезд был очищен, и нам разрешили двинуться дальше. На место арестованных офицеров сели две дамы, ехавшие на службу в Москву. В первых же словах завязавшегося разговора они выразили удивление по адресу пассажиров, направлявшихся в Москву. "Мы едем только до вокзала, да и то жалеем, что сели, в город же попасть невозможно". Час от часу становилось все хуже. Оказалось, что в Москве самый разгар битвы между солдатами и рабочими с одной стороны и юнкерами, студентами с другой. Езды от Троице-Сергиевой лавры до Москвы два часа. Это время прошло незаметно. Подъехали к Ярославскому вокзалу. На перроне ни души, отсутствуют и носильщики. Пугливо озираясь, направились пассажиры в вокзал. Вашему покорнейшему слуге пришлось основательно вспотеть. Наученный опытом, я запасся достаточным количеством сухарей и другим родом провианта, а тут еще сердобольные обитательницы Барнаульского монастыря поручили мне передать гостинец владыкам Анатолию и Мефодию. Член Освященного Собора, обливаясь потом, еле-еле добрел в вокзал. Тут новая беда. Дальше дверей невозможно было двинуться, а чтобы распорядиться собственной персоной, надо было оставить вещи, но это было неразумно, так как на лицо был риск остаться без вещей. Из города же доносились раскаты орудийных ударов, трескотня винтовок и особый характерный разговор пулеметов.
Что делать. Кругом разговоры самого тревожного характера. Собравшись с силами, решил я пробраться к месту хранения багажа, чтобы сдать свои вещи. Не без труда и упорного напряжения мускульной системы план мой был выполнен. Утирая подхватывая крупные капли пота, двинулся к выходу, чтобы основательнее узнать о возможности пробраться в город. У вокзала стояли ровно три извозчика. Подхожу к одному. "Ну как, земляки, поедем в город".. "А что-же, поедем". "Сколько за извоз"; "Двадцать пять руб., батюшка, это уже так, потому что даром приходится стоять, вчера возил одного архиерея, так взял с него 60 руб." "Ну, говорю, то архиерей, а я бедный иерей. Не повезешь, пойду пешком". Завязался разговор, и в результате батюшку из Сибири, где у извозчика оказались родственники, проживающие в с. Малышевке, земляк согласился доставить на место за 15 р. Выручив вещи из хранения, двинулся к Духовной Семинарии. Ехали какими-то закоулками, да переулками. Кажется, только мы и ехали. Ни трамвая, ни автомобилей, ни пролеток... Только пугливо, тревожно сновали люди. А бой гремел... Наконец, Слава Богу, добрались до места назначения. Не успел войти в спальню, как на меня набросились с расспросами различного характера. Оказалось, обыватели Семинарии знают о действительности ни чуть не больше меня. Не смея высунуть носа дальше Семинарских ворот, они слышали только грохот орудий. Почти все удивлялись моему приезду в такую непогодь и неизменно спрашивали, много-ли я привез сухарей и сала.
К вечеру этого дня (30 окт.) среди членов Собора начали ходить разные тревожные слухи и вместе с этим в отдаленных группах всяко старались разрешить сложившиеся обстоятельства. По инициативе профессора Прокошева собрались сибиряки и повели разговор об опасности прекращения железнодорожного движения. Разговор скоро принял разносторонний характер, и в результате сибирякам принадлежит честь предложения епископату отря­дить из своей среды парламентеров к дерущимся с просьбой прекратить бойню. По поводу этого предложения вечером было устроено частное совещание. На совещании выяснилось, что образовавшийся в городе военно-революционный комитет заседает в Генерал-Губернаторском доме и оттуда управляет действиями большевиков. Решили послать туда депутацию. Идти вызвались Митрополит Платон, Епископ Таврический Димитрий, Епископ Камчатский  Нестор, священники Бекаревич и Чернявский, крестьяне Юдин и Уткин. После совещания в 12 часов ночи решили отслужить молебен об утешении страстей. Все члены Собора собрались в семинарскую церковь. Под грохот орудийных залпов началось моление. Несомненно, каждый чувствовал, что начались дни, за которыми на месте Росcии быть может будет пустое место. Почти все стояли на коленях и горячо молились Святителям Московским. Моление закончилось многолетием сражавшимся за мир и порядок и вечной памятью павшим в междоусобной войне. На утро 31-го октября, в половине 10 ч., депутация отправилась в военно-революционный комитет. Впереди шли крестьяне с белыми флагами, за ними Митрополит Платон в белом клобуке с крестом в руке, за Митрополитом остальные члены с иконами и повязкой красного креста. Невольно дрогнули у нас сердца, когда в окна спальни мы увидели это шествие. Люди шли быть может на верную смерть. Как-то само собой полилась песнь: "Под твою милость прибегаем, Богородица Дево"..., а затем: "Спаси, Господи, люди твоя". Почти у всех на глазах были слезы.
В 10 часов началось пленарное заседание, главным предметом обсуждения на котором была забота о Кремлевских Святынях. Оказалось, что юнкеров  осадили большевики в Кремле, куда и направили жерла орудий. Около 12 ч.  заседание было прервано приездом депутации, бывшей у большевиков. Митрополит Платон начал докладывать о результатах путешествия. Его доклад, а также и других членов постараюсь изложить, приближаясь к оригиналу.
Свящ. Шарин.
6-го ноября.
 
Томские Епархиальные ведомости №23, с. 389
http://sun.tsu.ru/mminfo/000349391/

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 4    
  Версия для печати        Просмотров: 1261


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (50)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930