|
||||||||||||||
Путь к Дому Милосердия«При таком богатом разнообразии сил нашего общества, при такой его талантливости, при таком множестве людей и образованных, и дельных, и искусных, и с состоянием, хотя и не громадным, было бы и пред Богом грешно и перед людьми стыдно оставлять такое множество наших членов (разумею наших нищих мещан) оторванными, изолированными от общественного тела и от его благосостояния. Отчего не связать их с общественным организмом, соорудив для них помещение и дав каждому из них дело и, тем более, что многие из них способны к разным мастерствам, — и с делом дав им хлеб и все нужное?»
Второе воззвание отца Иоанна Кронштадтского к жителям Кронштадта. Опубликовано в «Кронштадтском Вестнике» № 18 за 1872 год
Проблема бездомности, бродяжничества и нищенства не нова, сколько бы человек не жил на земле, сколько бы, не улучшал, не строил, не производил — все равно найдутся ненужные и неспособные люди, которые окажутся, в конце концов, побочным продуктом в развитом и цивилизованном обществе. Разумеется, все умными и успешными быть не могут, как не могут все быть одинаково трудоспособными и ответственными. Так уж заложено в нас, что всегда найдутся и хитрее и ленивее, и те, кто желает за счет умных и трудоспособных поживиться. Человеческое общество — сложный организм. Этот организм чрезвычайно искусно исполнен Создателем и, чем больше в этом организме взаимопонимания и солидарности, тем меньше в нем побочных продуктов и ненужных людей. Солидарность, в этическом понимании, несет в себе две особые нравственные нагрузки: ответственность и милосердие. Как смешно выглядит сегодня последнее! Можно сказать, даже нелепо в современном мире говорить о милосердии, как о культурной ценности индивида и общества в целом. Когда общество рвется к потребительским ценностям, дифференцируя само себя на тех, кто способен и тех, кто не нужен. Последним в таком обществе надеяться больше не на что и не на кого! Когда милосердие на грани исчезновения, как явление, ни о какой солидарности не может быть и речи. Какова конечная точка такого общества? Можно сказать точно — эта точка будет безвозвратно конечной. Современный этап радикальных экономических и политических реформ в России, сопровождающийся кардинальными преобразованиями всей социальной структуры российского общества, произвел на свет новое «творение», новейшую социальную группу, которую можно назвать — «люди, которых нет». Сегодня в Новосибирской области постоянно проживают по разным подсчетам от 5 до 15 тысяч людей, лишенных крова и возможности к социализации. Однако это число возрастает в геометрической прогрессии тогда, когда в данную проблему включаются не фактические маркеры, характеризующие некий показатель — «человек без определенного места жительства», ассоциативно воспринимаемый нами, как «бомж», а человек, реально столкнувшийся с проблемой отсутствия жилья и документов, удостоверяющих личность. Ежедневно на телефон горячей линии Епархиального комплексного центра поступает до 50 звонков, которые можно охарактеризовать простым словом — «помогите». Помогите: мы лишились жилья, потеряли документы, не можем уехать в связи с кражей денег и прочее, прочее. Можно посчитать, сколько реально людей могут стать представителями той социальной группы, от которой наше общество и государство пытается отмежеваться. Цифры просто пугают..., а армия бездомных пополняется новыми «рекрутами». Жизнь без социального фундамента (семья, работа, жилье) — это постоянная борьба за существование, тем более, в сложных условиях, на улице. Поэтому от того, насколько человек смог приспособиться к экстремальной ситуации, зависит его выживание. Самая первая преграда к социализации — это отсутствие жилья, питания и санобработки, т.е. спец. распределителей (соц. гостиниц) с санпропускником (в Новосибирске есть только один дезинфекционный пункт на 10 тыс. среднего числа бездомных, расположенный по ул. Чаплыгина, 3 и один специализированный амбулаторный центр «Областной центр срочной социальной помощи», расположенный по адресу Владимировский спуск, 6, а также одна государственная «ночлежка», рассчитанная на 50 мест, расположенная по адресу ул. Весенняя, 10б). Для сравнения: одна обработка группы из пяти человек длится около часа, поэтому, в среднем, можно посчитать, сколько этот пункт может пропустить человек в день. И это учитывая, что данный пункт принимает бездомных только по направлениям Областного центра срочной социальной помощи. Без направления — никакой помощи. Поэтому людям, живущим, например, в Октябрьском или Дзержинском районе пешком придется преодолевать до 10 км, чтобы только помыться, а «первомайским» или «советским» бездомным мыться и обрабатываться предусмотрено только в реке Иня. Вторая проблема — это отсутствие у бездомных (до 70% из общего числа) паспорта. А без паспорта бездомный не может получить ни медицинскую (кроме экстренной) помощь, ни социальную. Без паспорта невозможно попасть во многие здания, его необходимо предъявлять в поликлинике, в больнице, в отделе социальной защиты и т.д. Паспорт нужен, чтобы оформить инвалидность и пенсию, зарегистрировать в загсе брак/развод, рождение ребенка, трудоустроиться, снять квартиру, купить билет на поезд, поселиться в гостинице, подать заявление в суд, заключить договор с оператором мобильной связи и во множестве других ситуаций. Следующей, после отсутствия крыши над головой и документов, сами бездомные называют проблему отсутствия работы. Без паспорта и регистрации по месту пребывания не берут на работу, не работая, невозможно зарегистрироваться — замкнутый круг, который для многих бездомных представляется невозможным разорвать. Но, что немаловажно, переставая регулярно трудиться, бездомный зачастую утрачивает и само желание работать. Представитель данной категории, живущий только собирательством и за счет средств других, как правило, утрачивает мотивацию к труду, а также утрачивает приемлемые этические нормы и культуру. Два года тому назад, по благословению тогда Архиепископа, а ныне Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, при непосредственном участии протоиерея Александра Новопашина, в городе Новосибирске стартовал первый целенаправленный проект по работе с бездомными людьми, носящий звучное название: «Сотвори Милость». Идеей, или же миссией, проекта стало простое и понятное действие — помощь ближнему. Помощь же сводилась к простому, и также вполне понятному действию, — подаче горячего питания, то есть пищи для жизни. Увы, в наше цивилизованное время, в частности в городе Новосибирске, как бы не пытались мы себя убеждать в обратном, нищих и голодных столько, что если их собрать всех вместе, можно организовать целую дивизию. По некоторой печальной иронии, в недалеком прошлом, в 2004 году, некие борцы за права человека, выступили с требованием упразднить и вывести из правового обихода уничижающую человеческое достоинство аббревиатуру «БОМЖ». И получилось истинно по-чеховски, или по-гоголевски, или просто по-русски: упразднив аббревиатуру, наше правительство и общество упразднило и людей, которые, в свою очередь, совсем не протестовали и не пытались отстоять свои права. И после 2004 года жизнь наших «бомжей» резко изменилась, и совсем не к лучшему. Обретя права человека, эти люди потеряли права граждан РФ, т.к. отныне они стали «никто». Со временем из правового механизма исчезло все, что могло бы напоминать слово БОМЖ, убрали комиссии, профилактические осмотры, статистику и вскоре, через 5 лет, бомжей больше не стало. Чиновники с гордостью заявляли, что на улицах Новосибирска бомжей нет, а те которые грязные и пьяные, сидящие у храмов на папертях, те, непременно, люди «церковные», ими пусть и занимаются «церковники». Так «церковники» стали в ответе за тех, кого невольно приютили. Констатация факта состоит в том, что, зачастую, людям, которые оказались на социальном дне, кроме Церкви помочь никто не может. Хотя, парадоксальным является то, что помощь людям без определенного места жительства и работы, согласно федеральному законодательству, гарантирована. Почему этого нет на деле? Неизвестно. Хотя понятно, что причина не в законе, а в нашей ментальности, просто удобно не замечать этих людей и не помогать им. Так проще... Еще два года тому назад в Новосибирской Епархии просто попытались кормить бездомных, оказывать им помощь в виде социального патроната, а сегодня при Новосибирской Епархии создана целая отдельная служба — Учреждение «Комплексный центр социального облуживания граждан оставшихся без жилья» (ЕКЦ — Епархиальный комплексный центр). Он включает в себя: социальную гостиницу общей площадью 613 кв. м. с прилегающей территорией и подсобными помещениями. В здании расположен круглосуточный стационар для обеспечения социального обслуживания людей, оставшихся без жилья, рассчитанный на 50 койко-мест. В помещении стационара расположены: столовая, медицинский кабинет, санпропускник, часовня, офисное помещение, библиотека, палаты-общежития. В настоящее время в центре проживают 60 человек. Из них 30 человек пожилого возраста и инвалидов. С 20 декабря 2011 года на территории ЕКЦ действует Пункт срочной социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оставшимся без жилья в зимние и холодные сезонные периоды. Пункт представляет собой утепленные палатки (для мужчин и для женщин) армейского образца — 3 палатки общей площадью 100 кв.м. В настоящее время в пункте ежедневно пребывают 22 человека, из них 13 человек пожилого возраста и инвалидов. 14 мая 2012 года Департаментом земельных и имущественных отношений города Новосибирска в безвозмездное пользование Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви было передано здание общей площадью 993,70 кв.м. под организацию Богадельни для людей пожилого возраста и инвалидов. В настоящее время, в помещении проживают 70 человек, из них 45 человек пожилого возраста и инвалидов. В декабре 2012 года начала работать служба координации, статистики и информационного сопровождения «Епархиальный гуманитарный центр», которая функционирует ежедневно с понедельника по пятницу с 11.00 до 17.00. Главная задача гуманитарного центра — сбор информации по всей Епархии о социальных возможностях наших храмов. Любой обратившийся человек сможет получить информацию о том, где ему могут помочь и какие службы существуют в Православной Церкви нашей Епархии. Сегодня в процессе реализации находится новый проект: «Автобус Спасения», целью которого станет создание мобильной службы обогрева, питания и первой доврачебной помощи на базе переоборудованного автобуса КАвЗ для людей, оказавшихся в экстремальных жизненных обстоятельствах в зимний период. Всю эту большую работу ведут два десятка добровольцев и три кадровых сотрудника. Активно ведется работа по созданию хозяйственного общества (ООО «Дом Трудолюбия») при ЕКЦ для обеспечения клиентов учреждения трудовыми местами и ведения трудовой ре-социализации. Также в настоящее время разрабатывается проект санитарного пропускника на территории соц. гостиницы. В работу санпропускника будет включена первичная санитарно-гигиеническая обработка людей, дезинфекция одежды и прочее. За прошедший год, в рамках целевой программы помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Сотвори Милость» было освоено около 15 млн. рублей, которые пошли на помощь бездомным. В настоящее время на попечении Новосибирской Епархии (в учреждениях, о которых мы говорили выше) находятся 150 человек, из них 40 человек пожилого возраста и 30 человек, утративших способность к самообслуживанию, т.е. инвалидов. Через созданную структуру за прошедший год прошло около 1000 человек. Было оказано свыше 70 000 услуг, соответствующих Государственному стандарту социального обслуживания населения Новосибирской области (предоставление койко-места, питание, обеспечение гуманитарной помощью, средствами гигиены и одеждой, мягким инвентарем; помощь в оказании правовых услуг, услуг по трудоустройству, транспортных услуг и пр.).
Образование и Православие / Вениамин ДЕМЕНКО, руководитель епархиального комплексного центра |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 9 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3143 |