|
||||||||||||||
Павел Ларионов. Политика как искусство"Здравствуйте, сейчас мы с Вами поговорим о политике", - так нередко начинаются ТВ-программы аналитического характера. И затем, по ту сторону экрана у людей, внимательно смотрящих ТВ, начинается подъем эмоций, увеличивается артериальное давление, усиливается мозговая активность. И скорее всего так происходит у немалого количества людей среднего возраста. А если такой разговор заходит на встрече, в гостях и проч. - нередко он может стать последним. Но буду оптимистом – надеюсь, не последним, однако, мнения спорящих друг с другом людей могут сыграть злую шутку в их личных отношениях друг с другом. Политика волнует, тревожит, радует, будоражит, помогает и вдохновляет. Что из этого предпочтете вы? На сегодня, в этом небольшом эссе, автор сделает выбор в пользу "вдохновляющей политики". Я твердо убежден: политика - это искусство. Почему спросите вы? Так заявила группа ученых, философов или какой-либо видный политический деятель? Я думаю, у истории есть много предположений и мыслей, но очевидно одно: какие-то признаки искусства были замечены в политике. Если взять биологию, то мы видим, что все живые существа в ней систематизированы. И если открывают неизвестное существо, то его исследуют и по характерным чертам относят к определенной систематической единице. Полагаю, так произошло и с политикой. Автор видит искусство как гармонию - цвета, формы, звука, слова, действия и т.д. А теперь посмотрите, ведь все это мы видим и в политике: красивая речь, эмоции в нужное время, особый язык телодвижений, умение договариваться - это первое, что бросается из мыслей на бумагу про политического деятеля. В государственных масштабах, к примеру, дипломатия, искусство войны, своевременное грамотное развитие, приносящее благо обществу и проч. - все это, в быстро изменяющемся мире, непредсказуемом, когда агрессия хаоса бьет ключом - и составляет искусство гармонизации мирового сообщества и природы на всей планете, от мала до велика. Можно сказать, что политика - это совокупность искусств. Вспомним Сунь Цзы и его трактат о военном искусстве - книга, в которой сконцентрированные жемчужины мудрости ожидают читателя. "Война — это путь обмана. Поэтому, даже если ты способен, показывай противнику свою неспособность. Когда должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. Когда цель близко, показывай, будто она далеко; когда же она действительно далеко, создавай впечатление, что она близко", - таковы цитаты из трактата. При таком положении вещей разве не искусство узреть этот обман противника? А теперь давайте вспомним картины некоторых художников: смотришь под одним углом и видишь одно, под другим - другое, отойдешь подальше от картины - и увидишь нечто совсем иное. Искусство? Искусство. Как и с войной. А война и есть сфера политики. Еще пример: искусство общения - договариваться, убеждать, отстаивать интересы. Говорят, около 75% проблем в мире из-за того, что люди не могут понять друг друга правильно. Политика - гораздо более сложное явление, чем просто сумма искусств. Это величайшее из искусств, где малейший огрех может стоить жизни большого количества людей. Зачастую соединить несоединимое - невозможно, всем людям прийти к одной идее - нереально, всем быть довольными - тоже. Все люди разные: у каждого свой уровень развития, свое мировоззрение и ценности. На мой взгляд, политика должна максимально гармонизировать эти особенности, тем самым проявив своими свойствами идею Творца Мира. Структура эссе, как литературного жанра, не позволяет мне более говорить. Поэтому просто скажу: политика должна быть гармоничной. И вы увидите искусство, творчество и Творца. P.S. Притчи. Смысл притчи иногда летает, словно душа, у своего забытого и брошенного тела. Уверен, эти маленькие рассказы помогут вам посмотреть на политику с разных сторон. И не только на политику, ибо простор для размышлений и возможность приложения идей притч чрезвычайно велики. Помните: в них не семь, а семьдесят семь смыслов.
Сын спросил своего отца, которого народ почитал как самого мудрого правителя среди всех известных шахов и султанов:
- Отец, откуда твоя мудрость? В каких книгах ты обрел ее? Какие учителя взрастили ее в тебе? Ибо я хочу наследовать тебе не в сане, но в мудрости.
- Сын мой, - ответил шах, - я читал те же самые книги, что и ты читаешь сейчас. И учителя мои были подобны твоим учителям. Но то, что все зовут мудростью, я получил от муравья, бабочки и змеи.
- Как это было? Поведай мне.
- Я собирался в поход на непокорных. Думы мои были тяжелы, и взор мой вперился в землю. Я не мог решить, что мне делать - избрать войну или мир. И тут я увидел муравья, который, надрываясь изо всех своих сил, пытался тащить ношу в сто раз больше и тяжелее себя. Он не мог сдвинуть ее с места, но и отойти от нее тоже не мог. Долго все это длилось. Тогда я подумал - к чему утруждать себя и народ мой походом? И не было войны. Другой раз дело было в суде. Судьи приняли решение, но все молчали и ждали моего слова. И я хотел сказать то, что казалось правильным мне. Но тут трепетанье крыльев бабочки, бившейся у окна, привлекло мое внимание. И я не сказал того, что хотел, а лишь молвил: "Я гость здесь, на этом суде. Решайте сами". И судьи решили согласно закону, а не моему желанию. И приговор был милосердным.
Третий раз убийца покушался на жизнь мою и ждал меня за кустами в дворцовом саду. Я же прогуливался один, как вдруг, черная змея проползла блестящей лентой у моих ног. Я отпрянул и позвал придворных. Они пошли искать змею, а нашли убийцу.
Истинная мудрость, сын, не в книгах. Истинная мудрость - полагаться на помощь Неба. Помощь эта всегда рядом с нами - она порхает в небесах, скользит в траве... Пусть только глаз, слух и сердце будут открыты к ней.
Два путника шли через пустыню. Один был учителем, другой — учеником. Они бежали от царского гнева и не успели взять достаточно воды и еды. Пришлось экономить каждый кусок и каждый глоток. На третий день все припасы кончились.
— Терпи, юноша, завтра мы придем в оазис. Там есть колодец полный воды, — сказал учитель.
Ученик, услышав эти слова, приободрился и двинулся вперед. На следующий день путники не увидели оазиса, но им удалось утолить жажду с помощью кактуса.
— Я не учел, что мы идем слишком медленно. Завтра мы обязательно дойдем до оазиса и до колодца с водой, — спокойно сказал учитель. Так учитель говорил в течение многих дней. Каждый раз он уверял юношу, что завтра они найдут колодец с водой. Иногда им удавалась собрать несколько капель росы с колючего кустарника или найти съедобный кактус. Но были дни, когда жажда отнимала все силы. Только слова учителя заставляли юношу идти вперед.
Наконец они увидели долгожданный оазис. Хозяин оазиса был другом учителя и принял двух путников как дорогих гостей.
— Как долго ты сюда шел? — спросил хозяин учителя.
— Десять дней, как обычно. Моему ученику было тяжело без воды.
— Как же ты смог заставить его идти? — удивился хозяин оазиса.
— Каждый день я обещал ему, что завтра мы увидим колодец с водой. Жажда терпима — если колодец не высох. Юноша первый раз попал в пустыню. Он не смог бы дойти до колодца, который находится далеко, — объяснил учитель.
Однажды праведного государя посетил его друг в тот момент, когда верховный правитель занимался государственными делами. Увидев своего друга, государь погасил горящую свечу и зажег другую. Поведение удивило друга правителя, и он воскликнул:
- О, государь, почему ты погасил одну свечу и зажег другую?
Глава государства же ответил своему другу:
- Когда ты пришел, я занимался государственными делами. И жег казенную свечу. А с тобой буду обсуждать личные дела. Не стоит государству платить за нашу беседу, поэтому я зажег свою собственную свечу. . 07.10.2015
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2313 |