Опубликовано 24.11.2023 в рубрике  Интернет-журнал
 

Архимандрит Иларион (Форкавец): Студенты во все времена искали духовного окормления

На этой неделе отмечает 70-летний юбилей один из ключевых людей в Московской духовной академии — её многолетний духовник архимандрит Иларион (Форкавец). Портал «Богослов.Ru» поговорил с юбиляром о том, что значит его должность, каковы традиции академического духовничества, что может стать для студента препятствием к рукоположению и каков был путь самого отца Илариона в духовные школы.  

Мысль, что все должны мне исповедоваться, давно прошла

Отец Иларион, Вы много лет несете послушание духовника МДА. Кто такой духовник академии? Означает ли Ваша должность, что все преподаватели и студенты должны окормляться только у Вас? 

Я несу послушание духовника академии, но исповедуются у меня те, кто сам желает. А ставленники перед принятием сана диакона, священника — в обязательном порядке. Поначалу, конечно, у меня было немножко ревностное отношение к тому, что все должны мне исповедоваться, но это уже давно прошло. Студенты, которые регулярно исповедуются у другого священника в Лавре или на своём приходе, могут спокойно это делать.

Есть ли в духовных школах план относительно духовного возрастания воспитанников? Или это полностью оставлено на усмотрение учащихся? 

Наша духовная школа на первое место ставит дело возрастания и воспитания, нужное для будущего пастыря. На это направлено много сил. Вся система академической жизни направлена на духовное воспитание и духовное развитие. 

Все ли учащиеся имеют духовника? Контролируется ли это?

Контролируется, но не строго. Предполагается, что все студенты должны иметь духовника — академического или своего личного. У нас заведен такой порядок: Великим постом на первой седмице и на Страстной и один раз в другие посты проходит общая исповедь для всех. Она не обязательная, но организованная. Официального учета, подошел или не подошел кто-то на исповедь, не ведётся — это остается на совести студента. Помню, у нас учился студент, который за четыре года ни разу не исповедовался. На собеседовании с духовником Лавры перед поступлением в академию выяснилось, что он очень редко приступает к Таинству Причастия, и ему было отказано в поступлении. 

На ваш взгляд, нынешнее студенчество больше или меньше заинтересовано в поиске духовника? 

На мой взгляд, разницы нет. Всегда были поиски, особенно когда человек только поступает на обучение. Мое предпочтение — лаврские духовники. Рекомендую нынешним студентам, которые начинают учиться здесь, ходить в Лавру.

Лаврские духовники сейчас наставляют в молитве Иисусовой, в аскетическом делании?

Молитва Иисусова всегда рекомендовалась при постриге на уровне правила. Правило монашеское — три канона: Спасителю, Матери Божией, Ангелу Хранителю; акафист; Священное Писание — глава Евангелия; две главы Апостола; кафизма из Псалтири; двести молитв Иисусовых. Это необходимо, чтобы ум не рассеивался, не блуждал. Святые отцы, в частности святитель Игнатий, епископ Кавказский, учили, что в молитве Иисусовой нужно акцентировать внимание не на внешних проявлениях и действиях, а на покаянном чувстве, на сокрушении и смирении.

А кто был духовниками МДА до вас? Есть ли в академии своя традиция духовничества?

О какой-то особой традиции не могу говорить: я руководствуюсь церковным уставом и общецерковными традициями. В академии я знал только отца схиархимандрита Иоанна (Маслова), который славился как старец: у него было много духовных чад. Он преподавал литургику в третьем классе и нес послушание ризничего, но официально духовником академии не числился. Перед ним был ещё схиархимандрит Пантелеимон (Агриков), который пользовался авторитетом. Когда я поступил, многие его духовные чада были живы, приходили, рассказывали о нём.

Для меня тоже очень остро стоял вопрос о духовнике. Один старшеклассник обратил на меня внимание, направил меня в Лавру и дал наставление, как искать духовника. И я нашел — нынешнего наместника Данилова монастыря епископа Алексия (Поликарпова). Практически всю учебу к нему обращался, вплоть до принятия монашества. Отец Алексий много потрудился, чтобы утвердить меня в вере.

Во время пострига моим восприемником был отец Кирилл (Павлов), и я стал ходить к нему. Как-то ректор владыка Александр сказал: «Почаще ходи к отцу Кириллу, впитывай его опыт, его дух». Я себя никогда не заставлял идти к батюшке — потребность была…

Общение с ним было искренним. Я приходил, исповедовался, если при этом были вопросы, а вопросы были всегда, я их ему излагал. Батюшка несколько раз говорил: «А ты как сам думаешь?» Говорю: так и так. «Хорошо». И пока я исповедовался, вопросы переставали быть такими острыми. Его молитвами все разрешалось! Иногда говорят, что отец Кирилл был мягким, хотя я бы так не сказал. Он был очень требовательным, но свою строгость мог выразить так, что человеку не было больно.

Между строгостью и милостью

Вы уже упомянули, что необходимое условие для рукоположения в священный сан — ставленническая исповедь. Насколько строго сейчас соблюдаются канонические требования, или епископское благословение допускает снисхождение?

Важна и строгость, и милость. Духовник, который дает справку о прохождении ставленнической исповеди, — это последняя инстанция. Наши учащиеся прошли большую проверку предшествующими духовниками, которые им давали рекомендации, благословляли их на поступление. Не учитывать эти вещи будет неправильно. Мы же одно целое: начальник — Господь, а мы — Его служители.

Духовник, который знает свое духовное чадо больше, чем я, благословил его: «Иди учись». Не могу же я сказать: «Не подходишь»! Если, например, оказалось, что ставленник женат второй раз или замешан в каком-то позоре, — тут нет вопросов: каноническое препятствие. Но у многих в молодости были грехи, из-за которых, вроде бы, нельзя допускать до рукоположения, однако с тех пор человек уже много раз изменился! Как блудный сын из Евангелия подошел к отцу, и отец принял его без оглядки на то, что было в дальней стороне. 

Как правило, если у человека есть препятствия к рукоположению, он сам не дерзает подавать прошение о хиротонии. Люди же у нас верующие! К сожалению, я не обладаю даром прозорливости, поэтому исхожу из слов ставленников и верю им. А если возникают проблемы с препятствиями, говорю: «Иди к владыке, пусть он решает».

То есть Вы как духовник верите, что человек может покаянием исправить ошибки прошлого?

Несомненно. Человек или растет, или деградирует. Я смотрю — до хиротонии человек один, а после хиротонии выглядит по-другому! Приобретается не внешнее, а внутренне. Особенно когда начинают прикасаться к церковной жизни, к исповеди, проповеди. Видишь, что человек обладает способностями — и учительством, и руководством. Господь его призвал.

Но случается и так, что выпускник духовной школы женится, становится священником, а потом его семья распадается. Как этого избежать? 

Мне трудно ответить: я человек неженатый. Когда приходят ребята и решают, какой путь избрать, я говорю: «Ты смотри не только на свою избранницу, но и чтобы была воля Божия на то, что ты избираешь. Тогда никаких дурных последствий не будет. Во всех трудностях ты будешь возвращаться к той мысли, что это Господь тебе дал». 

Сейчас в духовные школы поступают довольно молодые люди, выпускники средних школ. Это проблема или, наоборот, преимущество?

Здесь я могу только свое мнение высказать. Церковный канонический возраст мы знаем: 20 лет для иподиакона, 25 лет для диакона, 30 лет для священника. Рукополагать моложе этого порога, к сожалению, вынуждает церковная действительность.

Когда молодой человек поступает в академию сразу после школы, он еще плохо ориентируется в жизни; случается, что закончил семинарию и понимает, что священником не будет. Другое дело, когда поступает человек после армии — он уже серьезней относится к жизни, избирает то, чего действительно хочет.

Среди преподавателей довольно много светских лиц. Когда их принимают на работу, с ними проводится беседа духовника?

Практически нет. Решение о том, брать человека на работу или нет, принимает руководство. Я вспоминаю наших профессоров: недавно почившего Константина Ефимовича Скурата, Константина Михайловича Комарова, Ивана Васильевича Воробьёва. Они всегда заходили в алтарь: службу отстоят, помянут живых и почивших родственников, утром причащаются после исповеди. К сожалению, сейчас такого почти нет. 

Был рад, что не поступил в первый раз

Батюшка, Вы упомянули своих духовных наставников, а кто был первым Вашим духовником? 

В детстве духовником был приходской священник. Тогда не было принято каких-то особых вопросов и разговоров со священником — мы только на исповедь ходили. 

Кто же наставил Вас в вере — семья?

Да. Папа, Царство ему Небесное, верующим был, из очень церковной семьи. Мама моя была тоже верующая, церковная, но не настолько, как отец. У бабушки по отцовской линии было семь сыновей, она их очень строго держала, и один из них стал священником. Священником был и брат дедушки по отцовской линии — папа нас к нему часто отправлял.

Вы выросли в сельской местности? 

Да, в Закарпатской области, на Западной Украине. Это был хутор, не село, до ближайшего храма — километров десять.

С детства мне нравилось богослужение. Помню, мы с братом ехали в одно святое место. Доехали на автобусе, а оттуда вышли на железнодорожную колею, идем и служим. Он: «Миром Господу помолимся». Я: «Господи, помилуй». Идем, поем, что знаем… Брат мой тоже стал священником.

В семинарию вас тоже благословили родители? 

Папа настраивал меня на семинарию еще до армии. Я поучился немножко в светском учебном заведении, потом служил в армии. Папа тогда работал в Латвии и, когда уезжал, сказал маме: «Иван (так меня звали в миру), когда вернется из армии, месяц пусть будет дома, а потом приезжает в Латвию и возьмет с собой все документы, нужные для поступления». Я ни к чему не готовился, но сделал так, как сказал папа: взял справку и приехал к нему, а папа договорился в Риге со священником, чтобы тот написал мне рекомендацию. Оттуда я послал документы в Ленинградскую семинарию. Думал, что меня вызовут на вступительные экзамены, а вызова нет. Я приехал тогда в Питер, там уже народ получил результаты экзаменов: «А мне что делать? Мне вызов не пришел». Говорят: «Идите к ректору». Я иду, а навстречу мне ректор — нынешний Святейший Патриарх Кирилл, тогда еще архимандрит, молодой, радостный: «Не переживай. На следующий год». Я был даже рад, что не поступил. 

Во второй раз настрой уже был посерьезнее. В то время очень не любили, чтобы молодые люди поступали в духовную школу, и если подаешь документы, тут же приходит повестка в военкомат и забирают на сборы на три месяца. Это я знал, поэтому поехал к дяде в Москву и поступал оттуда. 

Какой это был год?

1976-й. Сюда, в Лавру, меня больше тянуло: здесь и дядя учился, и дедушкин брат. У меня не было претензий к Ленинградской академии, но так уж Бог распорядился. В 1983 году принял монашество, в 1984-м окончил академию, и тогда же владыка ректор назначил меня духовником.

Что Вы хотели бы пожелать будущим священникам?

Самое важное — держаться веры православной крепко-накрепко. И не только держаться, а дорожить, любить. Любовь — она все преодолеет.

Желаю, чтобы наши молодые избранники были достойными пастырями, чтобы меньше было разводов в священнических семьях. Чтобы меньше было соблазнов от нас, служителей Церкви Христовой, чтобы быть ревностными, ответственными, добрыми пастырями!

Беседовал священник Димитрий Артёмкин

Фото Александра Карасёва

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 188


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


01.03 2024
13 марта в Новосибирске состоится церковно-краеведческая конференция «Церковь и общество...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (5)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031