|
||||||||||||||
Опыт работы по православному краеведениюРоссия,Самарская область, Кошкинский район, село Новая Кармала, ГБОУ СОШ с.Новая Кармала муниципального района Кошкинский
Утина Любовь Ивановна
Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное. Это – и любовь к своему городу, к своей местности, памятникам культуры, гордость своей историей, верой. Д.С.Лихачев
Православие играет важную роль в осмыслении простых норм нравственности и правил воспитания. Считаю, что мощным источником духовно-нравственного воспитания в современной школе является православное краеведение. Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить. «Дух школы, её направленность, её цель должны быть обдуманны и созданы нами сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характера, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности осваивали его предки», - писал выдающийся педагог К.Д.Ушинский. На мой взгляд, сегодня школа в селе является не только образовательным учреждением, но и центром культурной жизни. Сотрудничество с органами власти, учреждениями культуры, религиозными организациями может обеспечить моральное развитие детей и взрослых односельчан. Это сотрудничество у нас оформлено в форме православного краеведения. В нашей школе уделяется большое внимание развитию православного краеведения. Для достижения поставленных целей и задач мы используем разные формы работы:
Православное краеведение является действенным фактором духовно-нравственного воспитания школьников. Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Русское православное искусство развивает душу, дает возможность формировать в целом нравственность человека, его духовно-нравственные качества. Таким образом, обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры - реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения. Меня привлекает в этой работе возможность беспрепятственно говорить одуховной стороне жизни, еенравственных категориях, убеждать ребят втом, что исполнение заповедей Божиих— единственный для православного человека путь ксчастливой игармоничной жизни, доступной каждому. Кроме того, используя богатейший краеведческий материал, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь спрошлым иответственность забудущее. На уроке «Святыня нашего села» разговор шел обистории церкви вчесть святого благоверного князя Александра Невского, отех людях, которые спасали ивосстанавливали разрушенную святыню. Многие подробности явились для детей настоящим открытием. Урок пробудил вних желание узнать имена священников церкви, имена жителей села, которые не дали разрушить Дом Божий. Собранные ребятами материалы приумножили «богатство» нашего музея. Краеведы нашей школы по крупицам восстановили историю церкви, фамилии настоятелей храма, начиная с XIX столетия. Кто, как не учителя и их ученики, могут эту работу сделать кропотливо и вдумчиво, в творческом союзе взрослого опыта и детской энергии и любознательности. Нам нужно знать имена и дела наших дедов и отцов, которые спасали храмы, трудились в них, были гонимы за веру и страдали В школьном музее хранятся старинные иконы, церковные книги, которым более 150-и лет; церковная утварь, которую пожертвовал для музея игумен Филарет (Еремеев). Навеки в нашей памяти останутся те люди, которые оказали помощь в сборе материалов для музея и пополнили фонд бесценными экспонатами. Их имена останутся в памяти наших воспитанников, и хочется верить, что дети наши будут благодарными потомками. Учащиеся нашей школы шефствуют над памятником погибшим, оказывают помощь ветеранам войны и труда. Наиболее «размягчает» сердце благотворительная деятельность, дела милосердия. Ребёнок, соприкоснувшись с чужой болью, с чужой бедой (конечно, если это взаимодействие правильно педагогически «подано» и «интерпретировано») становится другим, он пересматривает свое отношением с миром, как правило, он него происходит переоценка ценностей. Мы принимаем самое активное участие в уборке территории церкви, благоустройстве. Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в проведении праздников «Рождество Христово», «Пасха». Народный праздник является по своей сути большой, яркой, глубоко содержательной игрой. И педагог, целенаправленно воздействуя на эмоциональную сферу детей, оставляет в их памяти глубокий след. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Огромным воспитательным эффектом является чтение православной литературы. Именно жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и школе. В этих произведениях школьники могут увидеть примеры жизни святых, под их воздействием у детей формируются понятия о добре и зле, о нравственном идеале. Частый гость на этих занятиях – игумен Филарет. Так на уроках православного краеведения школьники узнают, что в архитектуре и убранстве православных храмов нет ничего случайного, любая деталь имеет символический смысл. Многие ребята занимаются проектной деятельностью с использованием местного православного материала. Православное краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своём селе, участвовать в его развитии и культурном обновлении. Таким образом, школа вместе с социумом занимается духовно-нравственным воспитанием сельских школьников, формирует у них гражданско-патриотические качества и национальное самосознание, помня, что без прошлого нет ни будущего, ни настоящего. Переживая столкновение с жизненными трудностями, наши ученики, возможно, вспомнят «благую мысль». И не совершит человек чего-то непоправимого, удержится от скверного, злого, вспомнит уроки добра и выберет верный путь. Единственное, о чем не должен забывать учитель при работе с краеведческим материалом это:
И, конечно же, личная большая любовь к малой родине. Толька такая работа может стать бесценным вкладом в процесс формирования и воспитания у подрастающего поколения чувства сопричастности к своим истокам. Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Таким образом, православное краеведение является одним из эффективных средств духовно- нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности. На педагоге лежит огромная ответственность за душу ребенка. Ежедневно он входит в особый детский мир с благими намерениями научить растущего человека жить на Земле, жить в обществе, стремиться к самосовершенствованию, быть грамотным и духовно богатым. «Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» - писал академик Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека…
Образование и Православие / nsportal.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4496 |