|
||||||||||||||
История храма во имя Святых преподобных Савватия и Зосимы села Никоново Маслянинского районаКсения ЗЕВАХИНА, ученица искитимской средней школы № 3 Научный руководитель — Л.И. ШВЕДОВА, руководитель народной студии «Родник» Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека, — Залог величия его. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва: Без них наш тесный мир — пустыня, Душа — алтарь без Божества. А.С. Пушкин. 1830 г. Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа или нации. Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей из просто населения — народом, нацией. Культура — это святыня народа, святыня нации. Стремление к прекрасному — наиболее характерная черта православной культуры России. Эта культура связывает не только целые века отечественной, но и тысячелетия всемирной истории и культуры. В 1997 году был принят Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях», который признает особую роль Православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры. Многовековая православная культура остается ценнейшим достоянием всех граждан нашего Отечества: не зная ее, мы утрачиваем существенную связь своего духовного наследия и живую связь с родной историей. Лето — долгожданная пора. Уходя на каникулы, каждый из нас мечтает провести это лето так, чтобы оно надолго запомнилось. Кто-то уезжает в лагерь, к бабушке, на море. А я этим летом побывала в фольклорно-этнографической экспедиции по селам Маслянинского и Искитимского районов. Мы сплавлялись по реке Бердь. Сколько интересных и запоминающихся встреч состоялось! Незнакомые люди встречали нас радушно. Сколько интересного мы узнали, записали много старинных песен, услышали интересные рассказы о селах и людях. Об одной такой встрече хочется рассказать подробнее. В селе Никоново Маслянинского района, проходя по улице, мы увидели крест, огороженный забором, и попросили рассказать об этом Марину Григорьевну Кирьянову, учителя местной школы, которая вместе со своими учениками занимается изучением истории села. И вот что мы узнали... В XVIII веке, во времена Елизаветы, калужские крестьяне приехали в Сибирь. Один из них, Никон, основал село в месте слияния трех речек — Берди, Укропа и Талицы. Умели русские крестьяне выбирать на необозримых просторах Сибири места для жизни, чтобы было где обрабатывать землю, заниматься рыболовством, собирательством, охотой. Так в 1781 году появилось село, назвали его Никоново (большинство сибирских деревень в то время получало свои названия от имен крестьян, которые первыми там селились). С каждым годом переселенцев становилось все больше и больше. Они принесли с собой культуру и религию. В конце XVIII века появилась необходимость строительства храма. Его возводили всем миром — на пожертвования жителей близлежащих поселений, каждый внес свой вклад в строительство. Со временем храм, прослуживший более 100 лет, пришел в ветхость. И в 1903 году жители приняли решение заменить его новым. Церковь в селе Никоново была построена в 1903 году и освящена во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Меня заинтересовало, почему так назвали церковь? Кто такие Зосима и Савватий? С этим вопросом я обратилась к отцу Виктору Гукову, настоятелю храма в честь иконы Божией Матери «Владимирской». Он любезно предоставил книги, из которых я узнала о житии этих святых. Орождении и молодости святого Савватия ничего не известно. Он долгое время жил простым монахом в Кирилло-Белозерском монастыре. Строгой и добродетельной жизнью инок Савватий заслужил уважение настоятеля и рядовых монахов. Однако жизнь в монастыре показалась ему слишком легкой, тогда как основной признак монашества — трудом и молитвой в суровых бытовых условиях победить свое тело и подчинить его духу. Савватий, испросив разрешения у собратьев по монастырю, перешел в Валаамский монастырь, расположенный на островах в Ладожском озере, где условия были еще более суровые. Прожив там несколько лет, он стал искать еще более уединенное место. Однажды он узнал, что на далеком севере, в море, есть необитаемый, но пригодный для жизни остров, и Савватий пожелал отправиться туда, к берегам Белого моря. На побережье у реки Выги была выстроена часовня (храмов там почти не было, и священники издалека приезжали в часовню крестить людей). Савватий встретил жившего при часовне монаха Германа, который был прежде на Соловецких островах. Узнав от него подробно об островах, Савватий подал ему мысль идти вдвоем на отшельнический подвиг. Старцы приготовили припасов и на лодке отправились на острова. Погода благоприятствовала им, и через два дня плавания по морю они достигли Большого Соловецкого острова. Пройдя версту от берега, они нашли на острове пресноводное озеро, воздвигли на его берегу крест и построили хижину. Было это в 1429 году. До этого времени острова были необитаемы, но, узнав о монахах, поселившихся там, две семьи поморов решили обосноваться рядом с отшельниками близ озера. Однако Господь пожелал оставить остров только для монашеской жизни. Однажды преподобный Савватий вышел из кельи покадить крест, воздвигнутый по прибытии на остров, и услышал плач. Преподобный Герман, выйдя вслед за ним, нашел неподалеку жену одного из рыбаков, которая в испуге рассказала о том, что два ангела явились ей и приказали покинуть остров, грозя в противном случае наказанием. «Вам нельзя здесь жить, здесь устроится жилище иноческому чину и соберется множество монахов во имя Божие», — говорили ангелы. С тех пор никто из мирских людей не осмеливался обосноваться на острове. Почти шесть лет подвижники прожили на пустынном острове. Хозяйственные необходимости заставляли их иногда посещать материк. Однажды, когда Герман отбыл с острова, преподобный Савватий почувствовал приближение кончины и перед смертью пожелал исповедаться и причаститься. На лодке старец отправился по морю к реке Выге, к той часовне, у которой некогда встретил он Германа. Как раз в это время в часовне был священник, направляющийся причастить больного. Игумен причастил и исповедовал его, после чего 27 сентября (10 октября по новому стилю) 1435 года преподобный Савватий скончался. Соловецкий подвижник был погребен священником у стен часовни. Герман не нашел в себе силы одному жить на острове и перешел на новое место. Не прошло и года, как к Герману пришел новый подвижник. Это был Зосима. Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, был уроженцем села Толвуя Новгородской епархии. С ранних лет отличался кротостью и смирением, изучал Священное Писание. Целомудренный юноша решил отказаться от брака и всю жизнь посвятить Богу, удалился из дома и поселился в молитвенном уединении. Там он встретился со старцем Германом, который рассказал о Соловецком острове. Вместе они переправились на Соловки, построили хижину. Утром Зосима был удивлен видением: над его головой возвышался храм, сверкавший белизной и поражавший своей красотой. Это чудесное знамение было воспринято как благословение Божие их замыслу основать здесь обитель. Вскоре они построили келии, устроили огород, в котором много трудились. Однажды блаженный Герман отправился через море на лодке, чтобы пополнить запасы хлеба. Непогода не позволила ему вернуться на остров до самой весны. Оставшемуся в одиночестве преподобному Зосиме грозила голодная смерть. Господь не оставил своего угодника и послал ему двух ангелов в облике незнакомцев, которые принесли с собой пищу. Ее хватило до самой весны. Той же весной они построили небольшой деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца. В 1465 году преподобный Зосима совершил перенесение честных мощей Савватия с Карельского берега на Соловецкий остров. Когда вскрыли гроб, в котором тело старца пролежало 30 лет, нашли мощи нетленными (даже одежда оказалась неповрежденной) и в воздухе разлилось необычайное благоухание. В 1478 году преподобный Зосима преставился, прожив 42 года на Соловецком острове. После кончины преподобного Зосимы по его молитвам стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления. Много чудес было засвидетельствовано, когда преподобный Зосима и Савватий являлись гибнувшим в морской пучине рыбакам. Преподобный Зосима также покровитель пчеловодства и хранитель пчел. К преподобному Зосиме часто прибегают и в болезнях. Множество больничных храмов, посвященных ему, свидетельствуют о великой целительной силе его молитв пред Богом. На основании многочисленных чудес и глубокого народного почитания Московский Собор 1547 года прославил в лике святых Соловецких подвижников Зосиму и Савватия. В настоящее время Соловецкий монастырь — один из известнейших в России. Тысячи паломников и туристов ежегодно посещают острова, чтобы познакомиться с духовной жизнью Соловецких подвижников, поклониться святым Зосиме и Савватию, познакомиться с огромным пластом отечественной истории, посмотреть образцы древнего каменного зодчества. Прекрасная природа, белоснежные храмы, величественные монастырские стены, красота православного богослужения, — все это влечет сюда как ценителей искусства, так и искателей духовной жизни. Соловецкий монастырь сыграл огромную роль в истории Отечества. В его стенах воспитывались духовные лидеры, которые могли своим примером, советом и молитвой помочь тем, кто к ним обращался. Монастырь был не только духовной твердыней. Неоднократно враги Отечества покушались захватить остров, находящийся в выгодном стратегическом положении, но всегда русские воины вместе с монахами защищали свою святыню. Был в истории монастыря и печально известный этап, когда в 20-е годы XX столетия монастырь превратился в концлагерь особого назначения (СЛОН). Мощи святых Зосимы и Савватия были осквернены и вывезены на материк. Последним местом их нахождения в советское время был Государственный музей истории религии, располагавшийся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В 1990 году мощи были переданы Русской Православной Церкви и в течение двух лет находились в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В августе 1992 года с участием Святейшего Патриарха Алексия II совершилось перенесение мощей Соловецких первооснователей в возрожденный Соловецкий монастырь. В истории нашей страны монастыри всегда занимали важное место. Часто первыми людьми, заселявшими необитаемые земли, были православные монахи, искавшие уединения. Во многие уголки нашей страны именно монахи принесли православную веру, знания, да и поселения русских первопроходцев возникли вокруг монастырей. Наверное, поэтому русские люди, пришедшие селиться на реку Бердь, осваивать новые неизвестные земли, выбрали своими покровителями святых Зосиму и Савватия и поставили в своем селе в их честь православный храм. О православных священниках, служивших в Никоновском храме, мы узнали немного: с 1910 года служил здесь отец Сергий Краснов. Есть также в дореволюционных источниках имя Александра Ненарокова. Прислуживал в храме псаломщик Филипп Иванович Лоза. При храме действовала церковно-приходская школа, в которой, кроме общеобразовательных предметов (грамота, история, арифметика), священники вели уроки нравственности — «Закон Божий». Приход был большой. На великие православные праздники, в воскресенье лился людской поток из близлежащих сел и деревень на службу в храм. Народу было столько, что церковь не вмещала всех желающих, иногда прихожане стояли на крыльце, слушая службу. В конце 30-х годов ХХ века храм был закрыт. Из воспоминаний жителей села: «Из храма во двор были вынесены книги, журналы. Все сваливалось в одну кучу. Затем заполыхал большой костер — горели иконы. Был сброшен колокол (куда его увезли - не известно). В селе стояла зловещая тишина. Но, несмотря на страх, многие женщины под полами своих жакетов вынесли и спрятали иконы, некоторые книги». Так сохранилась икона апостола Иоанна Богослова с иконостасного ряда. История обнаружения этой иконы, надо сказать, удивительна. Мама Евгении Ивановны Тимоховой во времена еще действующего храма пела в церковном хоре. Она вынесла эту икону из храма и спрятала ее у себя на чердаке дома. Икона пролежала там почти 70 лет. Перед разбором дома, ночью, как говорили очевидцы, над домом так пели птицы, что их переливы были слышны очень далеко. Верующие люди говорили, что это пели ангелы. А утром, когда дом начали разбирать, нашли икону и принесли Евгении Ивановне. У нее она хранится и до сих пор. К сожалению, нам не удалось побывать в этом доме и увидеть эту икону, так как хозяйка уехала в гости к сыну в р. п. Линево. Из воспоминаний Любови Петровны Кирилловой: «С 30-х годов в помещении церкви хранили зерно, конскую упряжь. Большие иконы приспособили под столешницы. В 1953 году здание отдали под сельский клуб. Молодежь села с большим энтузиазмом стала ремонтировать здание. На месте алтаря сделали сцену». Из воспоминаний Прасковьи Андреевны Люляковой: «Стену с ликом Иисуса Христа не раз забеливали, но лик все время проявлялся. Затем по великому блату из района была завезена масляная краска. Лик вновь и вновь закрашивали, но он снова проявлялся. Потом было принято решение ободрать стену до бревен и вновь заштукатурить. Так и сделали. На 2 этаже сделали библиотеку». Клуб несколько раз горел. В 90-х годах прошлого столетия это здание все-таки сгорело. Загорелось оно рано утром (накануне здесь велись ремонтные работы — ремонтировали отопление). Храм горел тихо, как свеча, оставив на своем месте немного пепла. Многие люди молились, смотря на горящий храм. Долгие годы это место зарастало крапивой. «В 2006 году, — рассказывала Марина Григорьевна Кирьянова, — в селе Никоново работала православная церковно-историческая экспедиция, целью которой был сбор информации о храме, о служивших в нем дореволюционных священниках. Многие сельчане с радостью восприняли приезд молодых людей из города Новосибирска, интересующихся церковной историей. Было принято решение обязательно в этом году поставить здесь хотя бы поклонный крест и освятить это место. И так совпало, что 10 октября была годовщина преподобного Савватия. Решили в память о преподобных святых в этот день и установить Поклонный крест. С середины сентября начались работы по очистке места. Многие жители села приняли в этом участие. Участок очистили, вывезли весь мусор. Место, где был алтарь, огородили и с большим нетерпением стали ждать праздника. Погода стояла скверная, и жители переживали, что и канун праздника будет не лучше. 9 октября (праздник перенесли на выходные) тучи над селом рассеялись, выглянуло солнышко, и только холодный ветер напоминал всем, что уже поздняя осень. На праздник приехал священник Андрей Ромашко из Новосибирска, церковный хор Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института и отец Виктор Павлов из р. п. Маслянино. Привезли красивый крест, обитый жестью. Всех пригласили войти на место бывшего храма, и начался молебен. Было такое чувство, что народ стоял не на месте бывшего храма, а в самом храме. Так красиво шла служба, пел хор, и на лицах людей можно было прочесть надежду, что наш храм будет восстановлен или хотя бы построена часовня. Затем было освящено место и установлен поклонный крест. Многие пожилые люди подходили и говорили, что именно здесь, в храме, их крестили или венчали, здесь отпевали их родных». Вот такая история Никоновского храма. Мы обязаны знать и чтить своих предков и ту культуру, которую они нам оставили. Для них село начиналось с православного храма. Наша страна совершила одну ошибку в своей истории, разрушив храмы и отправив православных священников в концлагеря и тюрьмы. Теперь надо эту ошибку исправить, хотя бы восстановив в памяти их имена и названия храмов. Именно поэтому на месте каждого разрушенного храма должен стоять православный крест. Живоносный источник № 1 (1) 2009 год
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 11 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 8889 |