Опубликовано 30.03.2010 в рубрике  Новостная лента
 

Что мы знаем о Турции? Часть 2: Претендент на роль лидера


Во второй части статьи мы постараемся узнать еще больше о Турции. Правда ли, что Турция претендует на роль лидера всего прогрессивного мусульманского мира. Существуют ли к этому реальные основания? С какими инициативами выступает она на мировой арене? И как будет выглядеть мир, если ей удастся реализовать свои амбиции?
 
Стержневое исламское государство

Вступление в Европейский союз, конечно, добавит Турции политического веса. Однако уже сейчас можно говорить о том, что республика вышла на лидирующие позиции в ближневосточном регионе наряду с Ираном, Саудовской Аравией и Израилем. Очевидно, Турция будет стремиться стать стержневым исламским государством не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире.

В начале марта Израиль согласился на посредничество Турции в мирных переговорах с Сирией. В Средиземном море появилось турецкое миротворческое морское соединение. До этого в средиземноморском бассейне располагалась только одна эскадра с миротворческими функциями - американская. Возможно, Турция попытается создать миротворческие исламские силы, основной функцией которых будет урегулирование конфликтов в мусульманских странах.

Ранее с такой инициативой попыталась выступить Индонезия. В 2007 году она, будучи временным членом Совета безопасности ООН, выступила с предложениями по урегулированию палестинского вопроса. В том же индонезийское руководство году на Международном форуме парламентариев мусульманских стран заявило о готовности стать посредником в конфликте между палестинскими партиями ФАТХ и ХАМАС. «Впоследствии эту инициативу у Индонезии перехватила Саудовская Аравия», - пишет сотрудник ИВ РАН Михаил Гусев. Кроме Палестины индонезийцы пытались стать посредниками в иранском и иракском вопросе. По мнению Гусева, США действительно делали ставку на Индонезию, как на «окно в мусульманский мир» Однако массовые протесты исламских организаций внутри страны во время визита президента Буша в Джакарту многие инициативы сорвались.

Основной смысл индонезийских предложений сводился к тому, чтобы мусульмане сами решали конфликты в исламском мире, без вмешательства Запада, но под его контролем. Турция, похоже, задумала перехватить все эти инициативы и подчинить своим интересам. Она достаточно близка Западу (к тому же входит в НАТО), у нее уже есть хорошо налаженные отношения с некоторыми ключевыми странами мусульманского мира, такими как Египет или Пакистан. И если для мусульман-шиитов центром останется все-таки Иран, то среди мусульман-суннитов Турция сможет побороться за ведущие позиции с Саудовской Аравией. Главными проблемами, которые встанут перед кабинетом Эрдогана будут: палестино-израильский конфликт, иранская ядерная программа, иракский и афганский вопросы. Можно ожидать, что в этих направлениях будут предприняты серьезные шаги.

Межцивилизационные инициативы

Наконец, еще одной миротворческой инициативой Турции является ее участие в проекте «Альянс цивилизаций». «В феврале 2005 года испанский премьер-министр Хосе Луис Родригес Сапатеро и турецкий лидер Реджэп Эрдоган совместно призвали мировое сообщество завязать диалог между преимущественно христианской Европой и исламским миром», – пишет директор Центра иберийских исследований ИЛА РАН Петр Яковлев. После первого же съезда «Альянс» был оформлен в качестве политической инициативы ООН.

«Альянс цивилизаций» по своей задумке пересекается с форумом «Диалог цивилизаций» , который появился в 2001 году с подачи общественных сил России, Индии и Греции. Совпадение интересов двух организаций вызывает их конкуренцию в области предоставления посреднических функций. С одной стороны главными посредниками выступают представители западного и исламского сообществ, с другой – православного и индийского, тем более, что православный компонент в «Диалоге» обозначен очень явно. Одним из сопредседателей форума является глава Фонда апостола Андрея Первозванного Владимир Якунин, а представители Русской Православной Церкви всегда активно участвуют в его работе.

На сегодняшний день ближайшей точкой пересечения в вопросе посреднических и миротворческих функций России (в том числе и представителями РПЦ) и Турции является Нагорный Карабах. Турция последовательно выступает главным союзником Азербайджана, но при этом налаживает отношения с Арменией (лишь инцидент с Конгрессом США притормозил процесс сближения). Россия пытается удерживать нейтралитет между конфликтующими сторонами, однако Армения является стратегическим военно-политическим партнером России по ОДКБ, а Азербайджан нет, что делает первую несколько ближе.

Русская Православная Церковь тоже давно участвует в азербайджано-армянских переговорах. В этом году Патриарх Кирилл в ноябре прошлого года уже приезжал в Азербайджан, где встретился с представителями мусульманского духовенства. А на текущей неделе он посетил Армению. В апреле он снова планирует быть в Азербайджане. Очаг напряженности в Закавказье никому не нужен.

Будущее Турции

А какой Турция видит себя в будущем? Очевидно, что миротворческие и посреднические инициативы направлены на то, чтобы стать доминирующей и в политическом, и в экономическом смысле страной Западной Азии. Но для этого туркам надо добиться стабильности в регионе. Внутри страны главным дестабилизирующим фактором является деятельность курдских сепаратистов, стремящихся к созданию независимого государства. Турция традиционно действует против них силовыми методами. И, несмотря на то, что под давлением Запада премьер Эрдоган принял программу по интеграции курдов в турецкое общество, методы воздействия вряд ли изменятся. Эксперты отмечают, что программа плохо работает. Возможно, что к решению курдского вопроса Турция привлечет Иран, ведь там похожие проблемы.

Отношения с Арменией, скорее всего, будут развиваться на взаимовыгодных началах. Армянская экономика нуждается в турецком рынке, и это позволяет туркам закрывать глаза на нападки мирового сообщества по вопросу геноцида армян. В скором времени армяно-турецкая граница будет открыта. Причем это произойдет помимо решения карабахского вопроса, который как раз вряд ли разрешится в ближайшее время. Учитывая это, Турция будет стремиться заморозить конфликт.

В ближайшее время Турция усилит экономические контакты с Египтом. Наиболее вероятно, что он станет крупным рынком сбыта турецких товаров. Уже сейчас Египет становится крупнейшим поставщиком рабочей силы для страны. Подобно тому, как сами турки едут в Германию, египтяне стремятся в Турцию.

Стабильность в регионе нужна туркам еще и для того, чтобы развивать экономические связи и в первую очередь транспортные сети. Вопросом ближайшего времени будет строительство крупных газопроводов, которые пустят прикаспийский газ в Европу. В более долгосрочной перспективе возможен и более амбициозный проект – строительство нового «Шелкового пути» - транспортной магистрали, которая бы соединила Европу с Индией и Китаем. Но для этого надо добиться стабильности в Афганистане и Пакистане. Однако их можно обойти через дружественные Турции тюркские страны Средней Азии (Киргизия, Узбекистан, Туркмения).

Не исключено, что Турция будет играть важную роль регулятора исламской диаспоры в Европе. Как известно, турки составляют значительную часть мусульманской иммиграции, особенно в Германии. Также возможно привлечение турецкой армии для урегулирования конфликта в Косово.

Турки прагматики. Они могут протестовать против агрессии Израиля в Палестине и участвовать в сирийско-израильском переговорном процессе, конфликтовать с США по поводу признания геноцида армян и при этом оставаться их верным союзником по НАТО. Поддерживать Азербайджан и налаживать отношения с Арменией. Бороться за демократизацию, отстраняя от власти армию, и применять насилие в курдском вопросе. Подобная гибкость повышает шансы на успех всех инициатив. А сочетание европейских достижений и исламской составляющей делает Турцию привлекательной в качестве претендента на роль лидера модернизации исламского мира.

Остается вопрос: как нам относиться к усилению Турции на международной арене? С одной стороны, в Турции сильны идеи пантюркизма (единого тюркского мира). А в России живет немало тюркоязычных народов, исповедующих ислам. Их представители активно сочувствуют Турции, что может грозить территориальной целостности нашей страны. С другой – турецкий исламизм находится под сильным влиянием традиции, восходящей еще к Мустафе Кемалю, а он ориентировался в первую очередь на западные ценности. В этом смысле влияние турецкого ислама может быть гораздо благотворнее, чем арабского и тем более афганского. В любом случае игнорировать турецкий фактор в глобальных международных процессах уже нельзя.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 3203


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


02.10 2024
Расписание выставки Покровская Осень 10 – 16 октября 2024 г....
23.09 2024
23 сентября в Новосибирске состоится церковно-краеведческая конференция «Краеведение и...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2024 (3)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)
Май 2024 (32)

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031