Математики нашли три «революции» в истории современной музыки
Группа ученых из Великобритании в сотрудничестве с веб-сервисом
Last.FM проанализировали эволюцию популярной музыки с 1960 по 2010 годы в
США. В качестве основных параметров композиций авторы рассматривали
смену аккордов в гармонии, а также тембральный окрас. По данным анализа
оказалось, что многие "музыкальные революции", о которых говорят
историки музыки, на деле не были столь революционными, а современная
популярная музыка не столь однообразна, как это утверждают критики.
Работа опубликована в Royal Society Open Science.
The Beatles после получения Grammy в 1965 годуWikimedia Commons
В качестве выборки популярной музыки за каждый год ученые
использовали данные хит-парада "Billboard Hot 100", который еженедельно
публикуется в американском журнале Billboard с 1955 года. За 50
лет в нем было представлено около 17000 композиций. Из каждой из них
авторы брали фрагмент длительностью 30 секунд, по которому и проводился
анализ. Фрагменты были предоставлены сервисом Last.FM.
Схема параметризации музыкального произведенияM. Mauch et al./ Royal Society Open Science
Для того, чтобы параметризовать каждую композицию, в работе использовали два набора характеристик: "
H-лексикон" (от слова
harmony - гармония) и "
T-лексикон" (от слова
timbre - тембр).
"Буквами" H-лексикона были смены аккордов, то есть изменение гармонии. Ученые рассматривали четыре основных аккорда: мажорное (M) и минорное (m) трезвучия, доминант-септаккорд (7) и минорный септаккорд (m7).
С учетом того, что каждый аккорд может иметь одну из 12 тоник (До,
До-диез, Ре и так далее), рассматривались 48 возможных комбинаций. Далее
авторы отобрали 192 наиболее характерных последовательности из двух
аккордов, и они в итоге составили H-лексикон.
T-лексикон строился на основе двенадцати первых
мел-кепстральных коэффициентов (MPCC), которые отражают характерный
тембр той или иной композиции. Эти коэффициенты получают с помощью
Фурье-преобразования аудиозаписи, которое нормализуют по "мел-шкале", то
есть шкале чувствительности человеческого уха к звукам разной частоты.
Этот метод широко известен и рутинно применяется для распознования речи.


1/2
Эволюция восьми параметров H-лексиконаM. Mauch et al./ Royal Society Open Science
Каждую 30-секундную запись из начальной выборки "раскладывали" на "буквы"
H- и
T-лексиконов,
таким образом создавая характерный "портрет" данной композиции. После
этого ученые усредняли те или иные параметры в лексиконе по годам и
анализировали эволюцию полученных музыкальных портретов во времени.
Также ученые использовали кластеризацию методом главных компонент,
чтобы разбить всю выборку на жанры, которых в итоге оказалось
тринадцать. Сопоставив каждый из них с тегами на Last.FM, авторы
получили набор меток для каждого кластера, например "hip hop/rap/gangsta rap/old school" или "funk/blues/jazz/soul".
Рассмотрев революцию каждого из жанров во времени, ученые проследили
несколько характерных трендов. Так, например, оказалось, что джаз и блюз
планомерно теряли популярность с самых 60-х, а хип-хоп, наоборот,
скачком вышел вперед в начале 90-х.
Развитие популярности 13 разных жанровM. Mauch et al./ Royal Society Open Science
Важно
отметить, что речь идет не о жанрах в представлении критиков или
слушателей, а о жанрах как наборах характерных музыкальных черт. Так,
при анализе тембральных характеристик, в начале 90-х наблюдается резкий
скачок в использовании речитатива, что авторы ассоциируют с расцветом
хип-хопа.
В то же время с 60-х годов виден плавный спад в применении
доминант-септаккордов, что коррелирует с уменьшением популярности джаза и
блюза.
В середине 70-х авторы отмечают скачок в использовании минорных
септаккордов, характерных для фанка и соула, а с 1978 по 1985 сильно
увеличивается частота использования сразу нескольких аккордных
сочетаний, характерных для "стадионных" рок-групп.
В итоге за весь период авторы отмечают три "музыкальных революции",
которые характеризуются резкими изменениями в наиболее используемых H- и T-комнонентах.
Первая "революция" наступила в 1963-64 годах, о ней также часто
говорят историки музыки как о "Британском вторжении". Ее связывают с
выходом сингла The Beatles "I want to hold your hand" 26 декабря 1963.
Согласно новым данным, в самом деле крупные изменения имели место,
однако эта тенденция уже началась до появления The Beatles и The Rolling
Stones, они стали лишь последней каплей, то есть о "Британской" природе
революции авторы советуют говорить с осторожностью.
Вторая "революция" произошла около 1983 года, она связана с ростом кластеров, отмеченных жанрами new wave, disco, hard rock и снижением активности soft rock, country и soul.
Последняя и самая крупная революция приходится на 1991 год, и связана
она с резким и масштабным ростом характеристик, связанных с развитием
жанров rap, hip hop и их производных. По мнению авторов, именно это
событие стало решающим в эволюции американской музыки 1990-х и 2000-х.
Изменение разнообразия музыки во времени (четыре разных метода оценки)M. Mauch et al./ Royal Society Open Science
Отдельно
ученые изучили степень однообразия музыки, то есть количество
сосуществующих жанров и особенностей, представленных в каждый год.
Вопреки расхожему мнению о единообразии современной музыки, данные
утверждают, что разнообразие не только не снизилось, но и оно до сих пор
существенно выше, чем, например, в 80-е и 90-е годы.
В заключении ученые отмечают, что их база данных может стать важным
недостающим звеном в истории музыки, так как она построена на "сухих"
фактах, а не на предположениях критиков и историков. Также авторы
планируют продолжить работу в сфере более ранних музыкальных этапов, так
как в этом случае анализу не будут мешать устоявшиеся жанровые рамки и
присвоенные теги, что позволит проследить "естественную" эволюцию и
жанровое разбиение в музыке.
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|