Опубликовано 15.11.2012 в рубрике  Новостная лента
 

Об отвращении, или почему верят сплетням и злым словам?


Что побуждает людей копаться в чужом в грязном белье, верить сплетням и искать везде подвох? Почему речь некоторых борцов за красивые идеалы пестрит упоминаниями физиологических отправлений и сексуальных извращений? Какое отношение к морали и нравственности имеет отвращение?
 
Об отвращении, или почему верят сплетням и злым словам?
Недавно я наткнулся на фразу «Психологические эксперименты показали, что источником моральных чувств является эмоция отвращения, которую люди испытывают по отношению к испорченной пище, тараканам и экскрементам… разумные доводы в пользу того или иного морального суждения — это всегда вторичная рационализация». Сначала меня поразила ее нелепость; затем — я подумал, что в ней определённо что-то есть. Подмена моральных чувств отвращением и гадливостью — реальность, которую можно видеть довольно часто. Только это именно подмена.

Но начну с того, почему меня не убеждают такие эксперименты. Собственно во всех околонаучных рассуждениях подобного рода присутствует «парадокс британского учёного», аналогичный известному «парадоксу лжеца» — «если критянин говорит, что все критяне лжецы, правду он говорит или лжет?». Если наши интеллектуальные и моральные суждения есть результат рационализации наших внеинтеллектуальных и внеморальных импульсов, то почему мы должны делать исключение для суждений самого британского учёного?

Если все, что есть человеческого в человеке — рациональность, нравственное чувство, стремление к истине, личностность — есть иллюзия, порождённая бессмысленной игрой внерациональных, вненравственных и внеличностных природных сил, то рациональность британских учёных также иллюзорна, а суждения их так же бессмысленны, как и суждения их оппонентов. В последовательно материалистической вселенной нет не только Бога — там нет и людей.

Поэтому эксперименты, направленные на то, чтобы показать, что люди (и, неизбежно, сам экспериментатор) не могут иметь осмысленных, рационально обоснованных (в данном случае моральных) суждений, вызывают у меня такой же скептицизм, как горячие уверения критянина что все критяне постоянно лгут. Человек, который выдвигает рациональные аргументы, чтобы убедить меня в полной неубедительности рациональных аргументов, создаёт забавный парадокс — чтобы поверить ему, я должен принять его аргументы, то есть не поверить ему!

Но сама по себе связь морали и отвращения — интересный вопрос. Интуитивно понятно, что тут что-то не то. У многих людей мораль никак не ассоциируется с отвращением. Она ассоциируется с хорошими людьми — в моем личном опыте с теми, кто помог мне в трудную минуту, кто ободрил меня, когда я унывал, кто терпеливо сносил мои недостатки и прощал мои грехи и ошибки. «Мораль» ассоциируется с теми примерами доброты, терпения и мудрости, о которых я слышу от других людей. Это что-то явно положительное, моральный человек — этот тот, кто делает добро.

Но в ассоциации с тараканами, гнильём и прочим есть некое верное наблюдение — потому что она говорит об одной фундаментальной подмене, которую стоит заметить. Речь идёт о подмене морали отвращением к аморальности. В нашем обществе с моралью дело обстоит неважно, зато с отвращением к аморальности все очень хорошо. Это совсем разные вещи, они отличаются, как жития святых от скандальной хроники. Человек, который читает о хороших людях, чтобы подражать им, и человек, который читает о плохих людях, чтобы испытывать к ним отвращение, движимы разными побуждениями.

Мне долго казалось странным настойчивое упоминание экскрементов и сексуальных перверсий в гражданственной риторике, относящейся, кажется, к вопросам далёким от гигиены и медицины. Предмет критики не просто говорит неправду, а пребывает в нечистотах; не просто ищет расположения сильных мира сего, а вступил с ними с противоестественные отношения. Потом я понял, что все эти навязчивые физиологизмы должны были выразить отвращение пишущих к чьей-то (предполагаемой) аморальности, потому что в их глазах быть моральным — значило выражать отвращение к чужой аморальности в самых решительных, иногда даже явно чрезмерных выражениях.

Нравственность в этом случае воспринимается не как готовность выполнять свои обязательства, приходить на помощь нуждающимся, заботиться о тех, кто от тебя зависит, или хотя бы вовремя отдавать долги — а как демонстративная брезгливость. Неважно, как ты обращаешься с сотрудниками, домашними или соседями, важно, выражаешь ли ты должную брезгливость по отношению к Плохим Людям.

Изображение брезгливой мины составляет столь великую заслугу перед мирозданием, что полностью освобождает человека от каких-либо ещё обязательств. Уклонение от брезгливости, нормальное общение с людьми, на которых Истинно Нравственный Человек смотрит как на тараканов и грязь, приводит к отлучению от Собрания Истинно Нравственных Людей и причислению к тараканам и грязи. Церковь не может быть нравственным авторитетом в этой среде просто потому, что в этой среде не бывает позитивных нравственных авторитетов. Нравственность в принципе определяется не через подражание хорошим людям, а через брезгливость к плохим.

Обычные моральные чувства — это восхищение, признательность, желание подражать, желание общности и принадлежности. Даже когда речь идёт о такой мирской вещи, как корпорация, ее этика строится на позитивных примерах — основатели, мол, были простыми людьми вроде нас, но выказали огромное трудолюбие, преданность делу, мужество перед лицом препятствий, изобретательность и усердие — и вот, добились успеха, после чего оказали немалые благодеяния обществу. Можно смеяться над молодыми людьми, делающими жизнь со Стива Джобса, но они, по крайней мере, хоть кого-то любят, хоть кем-то восхищаются, хоть кому-то хотят подражать.

Все эти вещи вполне чужды «нравственности от отвращения» — она строится на брезгливости, гадливости, и всяческом омерзении. При этом наблюдается интересный парадокс. Люди обычно избегают того, что им отвратительно; вряд ли вы встретите арахнофоба, коллекционирующего пауков, или невротика, помешанного на чистоте, который бегает по помойкам, ища, где грязнее. С нравственным отвращением наоборот — люди тщательно ищут грязь и тараканов.


Рассказы о том, какие все кругом мерзавцы, негодяи, жулики и воры рассматриваются как самое достойное и похвальное проявление нравственности — независимо от их достоверности. В Крымске РПЦ вымогает деньги у пострадавших? Что ещё ожидать от это коммерческой структуры! Выяснилось, что это просто ложь, местные священники как раз жертвенно служили людям? Но все порядочные люди все равно знают, что они мерзавцы!

Когда я сталкиваюсь с нападками на Церковь, я обычно пытаюсь понять — а во что меня хотят обратить? В какую веру или идеологию? Хорошо, Вы мне предлагаете покинуть эту ужасную РПЦ, но ради чего? Чтобы встать в ряды «порядочных», порядочность которых проявляется только и исключительно в потоках отвращения, презрения и брезгливости, изливаемых на своих ближних?

Но самое печальное — что эту проблему нельзя считать чужой; она проявляет себя с другой стороны, внутри Церкви. Церковь совершает свое земное странствование среди определённой культуры, и идеи, которыми дышит эта культура, могут проникать и внутрь церковных стен. Идея, что нравственность состоит в ненависти и отвращении к безнравственным людям, воспринимается уже как почти христианская.

Как будто долг христианина состоит в том, чтобы разыскать, кто у нас тут безнравственный, и всячески изъявлять ему свою крайнюю враждебность. Как будто предназначение Церкви — в том, чтобы служить тем «отделом по борьбе с [нехорошими людьми]», который упоминается у Дивова.

Вокруг нас предостаточно зла и греха — но, как борьба с тьмой состоит в возжжении свечей, так и борьба со злом и грехом состоит в утверждении положительного идеала. Да, такое утверждение может включать в себя обличение греха, и обычно включает — но именно как часть провозглашения положительного послания.

Нравственность не питается отвращением — она питается верой, надеждой и любовью. В центре внимания Христианина находится Христос и Его святые, в которых отразился Его образ. Чтобы отвернуться от греха, нужно повернуться ко Христу — иначе ни от какого греха вы, на самом деле, не отвернётесь.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 2504


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


02.10 2024
Расписание выставки Покровская Осень 10 – 16 октября 2024 г....
23.09 2024
23 сентября в Новосибирске состоится церковно-краеведческая конференция «Краеведение и...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2024 (3)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)
Май 2024 (32)

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031