Опубликовано 15.11.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Протоиерей Георгий Коваленко. Просвещение - это одно из тех служений, к которому церковь призвана

Может ли священник быть политиком и бизнесменом? Каков собирательный образ украинского священника? Как УПЦ МП помогает мирянам? Обо всем этом и о многом другом Полемике рассказал глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий Коваленко.

 

Протоиерей Георгий Коваленко. Просвещение - это одно из тех служений, к которому церковь призвана

 


- Отец Георгий, как церковь помогает обществу?

- Украинская православная церковь - это самая большая религиозная организация в Украине. Следовательно, количество проектов, самых разнообразных, и благотворительных, и культурных, и просветительских, огромное количество, как на приходском и епархиальном, так и на общецерковном уровне. Из наиболее заметных проектов можно назвать, например, кинофестиваль «Покров», который проходит уже в одиннадцатый раз. Это и Фестиваль СМИ православных, который уже в восьмой раз проходит. Это и богословский международный форум «Успенские чтения», уже тринадцатые по счету, это и многочисленные конференции, выставки, культурные и просветительские акции. Например, этот год – это год 1025-летия крещения Киевской Руси, и в течение всего года по всей Украине на уровне епархий и приходов проходят и конференции, и концерты, и выставки, и другие просветительские, культурные и благотворительные программы. Благотворительная деятельность и социальное служение координируются Синодальным отделом по делам благотворительности. Но точно так же практически каждый приход и каждый монастырь занимается и благотворительной деятельностью, и социальным служением. Я, например, бывал в таком хосписе в Одесском Свято-Михайловском монастыре. Хосписом занимается матушка Серафима, которая возглавляет Синодальный отдел «Церковь и культура». У нее при монастыре есть и большой музей «Православная Украина», есть образовательное (регентское) отделение для девочек, и есть хоспис для пожилых людей, за которыми ухаживают как раз эти молодые девушки и насельницы монастыря. Есть и под Киевом дом престарелых, есть семейные детские дома, есть очень знаковый проект - это Черновицкая область, Банченский мужской монастырь, где трудится епископ Лонгин и где живут более 400 детей усыновленных им детей, среди которых дети и с особыми потребностями, и больные СПИДом. Этот монастырь известен не только на всю Украину, но и за ее пределами, а сам владыка Лонгин даже стал героем Украины. - Какую образовательную работу проводит церковь, и насколько охотно откликаются на нее люди? - Просвещение - это одно из тех служений, к которому церковь призвана, ведь сам Господь, посылая апостолов, сказал: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их всему, что Я заповедовал вам». Поэтому церковь и возрождает собственную образовательную систему, и сотрудничает с государством в деле образования, воспитания и просвещения.  Отделение церкви от государства, согласно мировому стандарту, не рассматривается как полная невозможность взаимодействия. Церковь и государство могут сотрудничать в сфере повышения уровня морали общества, в вопросах благотворительности, социального служения, воспитания подрастающего поколения. В вопросах образования мы только- только начинаем отходить от советского атеистического стандарта, но уже есть определенные успехи в деле преподавания в школах основ христианской этики, основ православной культуры, так предмет называется в Крыму, например. Это факультативный предмет. По нему пишутся учебники, делаются программы. Практически при каждом храме существует воскресная школа. Возродилось духовное образование - более двадцати высших учебных заведений в Украинской Православной церкви. Но, к сожалению, до сих пор богословское образование не признается нашим государством, и выпускники духовных школ, их дипломы и научные степени, не признаются государством, ну а студенты фактически лишены всех тех льгот, которые имеют студенты светских вузов. Процесс признания богословского образования как равноправного светскому идет уже более двадцати лет. Есть определенные подвижки. Окончательно вопрос о признании дипломов выпускников духовных школ не решен, но начинает продвигаться вопрос о признании богословия как дисциплины, начался процесс создания богословских факультетов при тех или иных вузах, кафедр богословия. Вот, например, в Киевском национальном педагогическом университете имени Драгоманова, есть институт, который как раз занимается проблемами, в том числе и богословского стандарта в светском образовании. Тут есть определенные подвижки, но я думаю, что мы в самом начале пути.

- А где может работать богослов?

- Я могу только теоретически предположить. Естественно, это преподавание богословских и религиозно-философских дисциплин, это все-таки не такая прикладная профессия, как каменщик или доктор. Но человек, получающий богословское образование - это человек с гуманитарным образованием, он может работать в области культуры, в области воспитания, просвещения, в СМИ. Думаю, что человек, имеющий классическое образование - а богословие относится к классическому образованию вместе с философией, филологией и математикой - имеет очень широкий спектр для применения своих знаний.

- Бывали ли такие случаи, когда церкви приходилось защищать своих служителей от властей?

- Мне кажется, что церковь не ставит задачу кого-то от кого-то защищать. Есть какие-то вопросы, которые решаются, это вопросы и юридические, и человеческие очень часто бывают. Церковь не является некоей структурой, настроенной на конфликт или на какое-то противостояние, но в принципиальных вопросах она пытается свою позицию защищать всеми разрешенными нашим законодательством и не противоречащими христианской этике и морали способами.

- Насколько серьезно тяготение и отношение к религии у украинских политиков и бизнесменов? Есть ли среди них люди, которые действительно осознали себя христианами и всерьез к этому подходят?

- Церковь не делит людей по социальному признаку, по материальному признаку, по образовательному признаку. Верующие и воцерковленные люди есть во всех слоях общества. У нас нет специального датчика, чтобы проверить искренность того или иного человека, того или иного чиновника, который в свободное от работы время приходит в храм. Мне кажется, что чиновники – такая же часть общества, просто они больше на виду, и очень часто на них можно видеть проблемы общества в целом. Поэтому я бы не выделял чиновников и политиков в какую-то особую категорию - они такие же люди, такие же христиане, такие же верующие, как и большинство нашего народа.

- Может ли священник быть бизнесменом и политиком, и какие есть опасности в таком выборе жизненного пути?

- Священник не должен быть ни бизнесменом, ни политиком. Он идет на служение Богу, и главная цель служения – проповедь и богослужение. Что же касается политики, то церковь официально заявила и отмежевалась от так называемого политического православия и призвала верующих и духовенство оставлять политику за церковной оградой. Более того, политическая пропаганда запрещена даже законом Украины о свободе совести и религиозных организациях, поэтому политики в церкви быть не должно. С другой стороны, церковь призвала общественные и политические организации не использовать религиозную символику и религиозную риторику для достижения земных политических целей. Хотя каждый священнослужитель имеет право на политическую позицию. Мое глубокое убеждение, что священник должен свою политическую позицию, высказывать, выражать только в кабинке для тайного голосования. Потому что мы живем в заполитизированном обществе, и политика очень часто разделяет людей. А церковь должна объединять людей независимо от их политических взглядов и приоритетов. Что касается экономики, то есть определенная хозяйственная деятельность церкви по поддержанию храма в надлежащем состоянии, по обеспечению всего необходимого в богослужении. В этом смысле, наверное, вряд ли это можно рассматривать как бизнес. Хотя, например, мне известны случаи, когда священнослужитель брал в аренду землю, ее обрабатывал и на заработанные деньги строил храм. В этом смысле ничего зазорного в том, что священник трудится, нету, и апостолы плели корзины своими руками и на заработок от этого жили, но такая хозяйственная деятельность ни в коем случае не должна препятствовать основному служению, потому что священник посвящен в своем служении Богу, и любая его деятельность должна быть со всех точек зрения законной и в обществе приемлемой. Это может быть сельское хозяйство, преподавательская деятельность, просветительская деятельность, связанная с информационной работой в СМИ, но тут тоже есть свои нюансы, потому что, к сожалению, формат нынешних СМИ не всегда соответствует христианским нормам этики и морали.

- Кстати, о политике. Почему же все-таки УПЦ МП поддержала евроинтеграцию Украины?

- Я уже говорил об этом. Мне кажется, что наши политики преувеличивают значение вопроса геополитической интеграции. Для церкви вопрос возможного подписания Соглашения об ассоциации с ЕС – ни Страстная Пятница с ее страданиями, ни Пасха с ее радостью. Это вопрос не церковный и не религиозный. И этот вопрос не должен будоражить и разделять церковь изнутри. Человек приходит в церковь не для того, чтобы спрашивать о евроинтеграции. В церковь человек приходит, чтобы спросить о душе. И священник в церкви должен проповедовать Евангелие, а не Европейский или Таможенный Союз. Это моя точка зрения. Церковь не будет требовать политического единомыслия ни от духовенства, ни, тем более, от верующих, среди которых есть и политики всех политических лагерей. Кто хочет высказаться, пусть высказывается, но помнит об ответственности перед Богом. Если кто-то решает промолчать, имеет полное право. Политические вопросы нас к Богу не приближают, и не удаляют от Него. Это второстепенные вопросы, и к ним нужно так и относиться. Единственное, что меня смущает, это отсутствие любви во время дискуссий на политические темы даже среди верующих. А ведь Господь говорил, что «по тому узнают, что вы мои ученики, да любите друг друга». Христианин не может ненавидеть даже врага своего, а тем паче политического оппонента. Политические взгляды могут измениться, главное, чтобы не менялись взгляды религиозные и не искажались под воздействием политики.

- Часто ли СМИ обращаются с желанием диалога? Есть ли негативная тенденция в отношении СМИ к УПЦ?

- Мне кажется, что по отношению к СМИ для нас все сказано апостолом Павлом, который говорит христианам «будьте готовы каждому, кто будет спрашивать о вашем уповании, дать ответ с кротостью и смирением». В этом смысле любое обращение к нам со стороны СМИ - это повод для проповеди, для разговора о вечном. Священнослужитель должен всегда помнить, что даже когда его спрашивают о политике, об экономике или о государственном управлении - он не чиновник, не бизнесмен и не политик, но священник, поэтому любая беседа – это повод говорить о Евангелии. Нужно воздерживаться от политических, экономических или иных комментариев, а всегда помнить о том, для чего священнику необходима трибуна или экран. В этом смысле мы стараемся работать со всеми СМИ, давать комментарии, отвечать на вопросы. К сожалению, очень часто СМИ не замечают всей той деятельности, которую делает церковь, а акцентируют внимание на каких-то исключениях и пытаются из них выводить правила. Но церковь будет терпеливо продолжать говорить о главном.

- Кстати, об исключениях. Растиражированный образ попа на «Мерседесе» глубоко укоренился в определенных слоях нашего общества. Действительно ли настолько часто встречается среди священников стяжательство, и как такие священники наказываются внутри церкви?

- Мне кажется, что действительный образ священника - это образ священника сельского. 90% духовенства служит в селах, в которых закрываются больницы, школы, но открываются храмы. Эти священники в большинстве своем живут своим приусадебным хозяйством и содержат еще большие многодетные семьи. Поэтому священник-стяжатель - это скорее исключение, это где-то городской взгляд, в городе намного больше разных атрибутов роскошной жизни, чем в селе. Священнику нужно всегда помнить, что он на виду, что он представляет церковь, он должен помнить слова апостола: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовеки». Нужно помнить, что есть еще такой грех у людей, как зависть. Кроме того, тут все в глазах смотрящего. Те люди, которые знают священников, не обращают внимания на внешние атрибуты. Более того, внешние атрибуты могут быть иногда как раз свидетельством уважения к священнослужителю со стороны того или иного человека с теми или иными возможностями. Поэтому обычно это не воздействует на приход, на прихожан, это скорее обсуждается в кругах людей, которые в церкви бывают раз в год и очень далеки от церковной жизни. Но, еще раз повторюсь, если такая проблема существует, то священнослужителям надо быть скромнее.

- Часто люди говорят, что священник - это посредник между Богом и человеком, и такой посредник не нужен, каждый человек может напрямую обращаться к Богу. В чем заключается ошибочность такой точки зрения?

- Человек может общаться с Богом сам, и общается, но Господь установил и Церковь. Церковь - это институция, установленная Христом и апостолами, и она существует от апостольских времен и до наших дней. Существование Церкви никак не противоречит возможности самостоятельно молиться или прославлять Бога другим способом, чем общая молитва. Но Господь, устанавливая таинство Евхаристии, устанавливая божественную литургию, которая совершается в храмах, заповедовал христианам собираться, и в Его воспоминание совершать это таинство. И как раз место священника в общине как раз от Его места за вот этим заповеданным богослужением.

- В чем заключается подвиг священника и подвиг мирянина?

- Слово «подвиг» мне не очень нравится, хотя нас Господь призывает всех к подвигу, но это не мы должны оценивать. Господь призывает к жизни во Христе. Господь нам оставил заповеди, и каждый христианин, независимо от того, священник он или мирянин, он должен эти заповеди знать и пытаться воплощать в своей жизни. И Господь эти десять старозаветных заповедей объединил в две: заповедь любви к Богу и к ближнему. Любовь к Богу проявляется в нашей молитве, в богослужении, а любовь к ближнему, которая неотделима от любви к Богу, проявляется в добрых делах, в христианском образе жизни, потому что самое главное для христианина не казаться христианином, не называться христианином, а быть христианином. Как любит повторять наш Блаженнейший митрополит, вера не доказывается, вера показывается. То есть христианин - это тот, кто живет по-христиански, кто своей жизнью подтверждает реальность своей веры.

- Принято говорить, что христианство сейчас переживает кризис. Насколько справедливо это мнение, и были ли подобные кризисы веры ранее?

 - Я не думаю, что христианство переживает кризис. Во-первых, Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Христианство будет существовать всегда, и кризиса как такового быть в Церкви не может. Кризис может быть в обществе, которое удаляется от Христа, кризис может быть у людей, которые забыли заповеди или грех считают нормой. В этом смысле кризис - это результат грехопадения, результат ухода человека от веры, от Бога, это результат желания построить рай на земле. Мы уже пережили в XX веке несколько экспериментов: националистический эксперимент Гитлера с его газовыми камерами и уничтожением целых народов и большевистский атеистический эксперимент с его лагерями и желанием всех строем загнать в счастливое будущее. К сожалению, история ничему не учит, и мы сейчас переживаем новый эксперимент по созданию секулярного общества всеобщего потребления. Новую попытку построить Вавилонскую башню и рай на земле без Бога, без заповедей, без веры, без Церкви… Но Господь сказал Церкви: «Не бойся, малое стадо!».

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1792

Ключевые слова: интервью, мнение

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Февраль 2024 (61)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)
Сентябрь 2023 (84)

«    Февраль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829