Опубликовано 15.05.2017 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Царскосельская железная дорога: построена под руководством фон Герстнера


К началу царствования Николая I Россия была крупнейшей мировой державой, в которой при этом отсутствовали надежные пути сообщения.

 
Памятник Францу Герстнеру на Витебском вокзале Санкт-Петербурга, скульптор Салават Щербаков


О необходимости развития дорог в стране, говорил опубликованный еще в 1809 году манифест, где, в частности, говорилось: «Распространение земледелия и промышленности, возрастающее население столицы и движение внутренней и внешней торговли превосходят уже меру прежних путей сообщения». 

В том же году в Змеиногорске под руководством горного инженера Петра Фролова была построена первая рельсовая дорога на конной тяге протяженностью около двух километров, соединявшая рудник с сереброплавильным заводом. 

Однако царское правительство с недоверием относилось к русским изобретателям. Изобретение Ефима и Мирона Черепановых, построивших в 1834 году рельсовую дорогу и паровоз для подвоза медной руды с рудника на фабрику, также осталось не замеченным. 

В это же году, когда Черепановы запустили свою дорогу, в Петербург прибыл инженер Франц Антон фон Герстнер, создатель первой железной дороги в Европе. Предложенный им план предусматривал строительство крупнейшей в мире железной дороги Санкт-Петербург — Москва с продолжением линии на юг, до Одессы или Таганрога, и строительство ветки Москва — Коломна. Однако Николай I дозволил лишь строительство магистрали Петербург — Царское Село — Павловск. 

1 (13) мая 1836 года под руководством фон Герстнера началось строительство «царской ветки», оно велось на привлеченные средства частных инвесторов. Под руководством 17 инженеров дорогу строили порядка двух тысяч рабочих и 1400 солдат.

Уже осенью состоялись пробные поездки, а 30 октября (11 ноября) 1837 года было торжественно открыто движение по маршруту Петербург — Царское Село. За рубежом закупили семь локомотивов и различные экипажи для поездов. Стоимость билетов за проезд в вагоне 1-го класса от столицы до Царского Села составляла 75 копеек серебром, а в вагоне 4-го — 20 копеек. 

Один из очевидцев первых рейсов так описывал происходящее: «Не можем изобразить, как величественно сей грозный исполин, пыша пламенем, дымом и кипящими брызгами, двинулся вперед: стоявшие по сторонам дороги зрители изумлялись, видя величественное, ровное, легкое, притом скорое движение машины».

В 1837–1841 годах было перевезено 2,5 миллиона пассажиров. За этот период «царская ветка» дала казне 360 тысяч рублей чистого дохода. Однако серьезного экономического значения она не имела, играя роль придворной увеселительной дороги. 

Столь нужный России проект Герстнера осуществлялся крайне медленно: в царствование Николая I построили только линию Петербург — Москва. Отсутствие железнодорожного пути на юг стало одной из причин поражения России в Восточной войне.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1256


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (52)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930