Опубликовано 27.08.2012 в рубрике  Новостная лента » Церковные праздники
 

Как жили древнерусские монахи под руководством преподобного Феодосия


27 августа церковь вспоминает одного из основателей Киево-Печерского монастыря – преподобного Феодосия Печерского. Его житие и летописные источники дают нам возможность проследить за первыми шагами русского монашества и посмотреть, как был устроен иноческий быт.
 
Как жили древнерусские монахи под руководством преподобного Феодосия

О жизни преподобного и первых годах существования прославленной обители мы узнаем, как минимум, из двух достоверных источников – Житии Феодосия Печерского (далее Житие), написанного Нестором до 1088 года, и из нескольких статей Повести временных лет (далее ПВЛ). В начале XIII века составителям Киево-Печерского патерика было известно еще древнее житие Антония Печерского, но его первоначальный текст был утрачен, а известное нам житие Антония Печерского появляется лишь в XVII веке в составе одного из самых поздних редакций Печерского патерика.

Несмотря на то, что оставшиеся два источника (Житие и ПВЛ) находятся между собой в сложных отношениях, а иногда в деталях и противоречат друг другу, мы имеем счастливую возможность проследить за первыми шагами русского монашества и посмотреть, как был устроен иноческий быт. Мы также можем понять, какими правилами руководствовался игумен обители - преподобный Феодосий, превративший монастырь из пещерки в культурный и духовный центр Киевской Руси.

Все началось с маленькой пещерки на высоком берегу Днепра, которую облюбовал для себя «пресвитер Ларион», - будущий первый митрополит Киевский. Летописная статья под 1051 годом рассказывает о том, что пришедший с Афона преподобный Антоний находит эту пещерку и начинает там жить. Постепенно вокруг него собирается небольшой круг учеников, самыми известными из которых были преподобный Никон Печерский, умерший в 1088 году, преподобный Феодосий, и еще один игумен Печерской обители – сын знатного боярина по имени Варлаам. Под тем же годом ПВЛ говорит об увеличении братии до 12 человек. Антоний расширяет пещерку, устраивая в ней «церковь и кельи», ставит игуменом Варлаама, а сам удаляется в затвор.

Перед тем, как говорить о роли преподобного Феодосия в развитии маленькой обители, заметим, что средневековый хронист часто под одним годом группировал материал тематически, и в статью под 1051 годом могли войти события, произошедшие позже. Связано это было с тем, что хронисты выполняли свою работу через несколько десятков лет после произошедших событий. Над составлением летописи трудилось несколько человек, живших в разное время, которые использовали разные источники – монастырские записи или сведения, полученные на княжеском дворе.

Что же касается, Жития, то Нестор датирует события не датами, а упоминаниями о постах или двунадесятых праздниках или использует неопределенную временную или тематическую связку. Кроме того, в средневековых памятниках числа часто имеют не хронологическое, а символическое значение, так что и прямые указания на время не всегда помогают. Так, например, в древнейшем списке Жития говорится о том, что юный Феодосий «12 лет или более» пёк в Курске просфоры для церкви в соседнем городе, что не могло быть правдой, поскольку в момент принятия монашества он был еще очень молодым человеком. В результате мы не ни точную дату рождения Феодосия Печерского, ни времени его пострижения, ни его мирского имени. Достоверно нам известна лишь дата его кончины – 3 мая 1074 года.

Вскоре после того, как преподобный Антоний ушел в затвор, число иноков вновь возросло, и им уже сложно было находиться под землей. ПВЛ под 1051 годом говорит о том, что преподобный Антоний просит киевского князя Изяслава дать ему землю над пещеркой, и на этом месте строит первую церковь. Житие же приписывает строительство этого храма уже преподобному Феодосию. Здесь мы сталкиваемся с противостоянием двух традиций, которые ученые называют русской и греческой. Не дошедшее до нас житие Антония Печерского, под влиянием которого были составлены статьи об обители в ПВЛ, усиливало роль греков и преподобного Антония в создании монастыря, Нестор же отстаивает национальное русское значение обители, и отдает лавры строителя преподобному Феодосию. В этой детали отражается борьба Русской Церкви за независимость от Византии, и попытки киевского митрополита-грека усилить роль Византии. Очевидно одно, Печерский монастырь был подземным не больше 10 лет своего существования, а затем знаменитые ныне пещеры использовались как место для уединения отдельных иноков и как место их погребения.

После увеличения числа отшельников новому игумену Феодосию пришлось решать очень непростые задачи – необходимо было упорядочить жизнь обители и обеспечить ее экономически. Задача эта была непростой. Житие описывает нам множество подвигов святого, который помогал изготовлять материалы для книг, сам носил дрова и воду, а братия работала на огородах. Львиную долю основной части памятника, рассказывающей об игуменстве Феодосия, составляют рассказы о чудесном появлении закончившихся припасов: муки, масла для лампад или воска для свечей.

Частая нехватка самого необходимого в монастыре была напрямую связана с его статусом. В домонгольской Руси обитель могла быть княжеской или поддерживаться митрополитом. В обоих случаях иноки получали защиту и постоянное финансирование, в виде пожертвований на помин души или земельных вкладов. К началу игуменства преподобного Феодосия у Печерской обители не было ни княжеской, ни митрополичьей поддержки. Напротив, после пострижения Варлаама против воли его отца – знатного киевского боярина, на обитель обрушились гонения, и иноки на какое-то время покинули пещеру.

Отношения с митрополией тоже были очень непростыми. Митрополиту-греку очень не нравилась обитель, в которой по предположению М. Д. Приселкова под именем Никона скрывался бывший митрополит Киевский Иларион, отправленный в «отставку» после смерти Ярослава Мудрого. Лишь при преподобном Феодосии в нее постепенно стали поступать регулярные вклады от князей и бояр, что позволило святому расширить территорию и приступить к строительству храма. При этом игумен обители был фигурой выборной, и братья могла не согласиться с теми иными его деяниями или кандидатурой преемника. В Житии и ПВЛ описывается конфликт в обители, возникший сразу же после смерти святого, связанный с изгнанием нового настоятеля. Выборность игумена – одна из самых древних практик. Настоятеля обители могли выбирать простым большинством с помощью всей братии, советом, состоящим из авторитетных в монастыре старцев или единогласно.

К числу заслуг преподобного Феодосия и Житие и ПВЛ относят принятие Студийского устава и введение строгого общежительства. Святой лично обходил келии иноков, и смотрел, чтобы в них не появлялось лишних вещей, и монахи не могли есть вне трапезной. Лишь старым, больным и отшельникам разрешалось есть в себя в келии. Столь жесткие принципы киновии не могли сохраняться долго, и вскоре после смерти основателей обители между братией начались ссоры и разделение по имущественному признаку. Бедняки и больные часто оставались в пренебрежении, что описывают многие новеллы Киево-Печерского патерика.

Но при жизни преподобного Феодосия в обители не было больших конфликтов, напротив, игумен находил подход даже к нерадивым инокам, сбегавшим из обители и возвращавшимся в нее снова. При этом святой игумен ввел строгие правила первоначального искуса. Желающий стать монахом, должен был некоторое время ходить в мирской одежде, затем ему давали подрясник, затем постригали в рясофор и лишь после значительного испытательного срока человек становился настоящим монахом.

Житие Феодосия Печерского и летопись не дают нам представления о размерах денежных вкладах в обитель, ограничиваясь лишь упоминанием о земельных пожертвованиях, но постепенно Киево-Печерский монастырь стал одной из богатейших обителей, несмотря на то, что в 90-е годы XI столетия его разграбили половцы, а в 1240 году Киев был практически уничтожен нашествием Батыя. Житие напрямую связывает расцвет монастыря с молитвами преподобных Антония и Феодосия. ПВЛ рассказывает о том, что в 1091 году были обретены мощи преподобного Феодосия, а в 1108 году произошла канонизация этого подвижника.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 3126


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (52)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930