|
|
||||
Андрей Сегеда. Как, чем и на чем писали в Древней РусиЧто вы делаете, когда в вас просыпается литератор? Садитесь за компьютер, открываете какой-нибудь текстовый редактор, вроде «MS Word» и начинаете творить, а самые продвинутые из вас вообще включают диктофон, и наговаривают текст, который потом перегоняет в печатный вариант специальная лингвистическая программа!
Хорошо быть человеком информационной эпохи! А вот в прежние времена все было несколько сложнее… Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру.
Церы – это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпуклой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.
Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила.
С XIV века в отдаленных и небогатых районах дешевая береста заменяет дорогой пергамент в книгах. Многие сочинения северных старообрядческих общин дошли до нас именно в форме берестяных книг.
Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале – пергамене. Этот материал был изобретен во II веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергам и представлял собой особым образом выделанную телячью кожу.
Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы. Кроме того, каждая страница подлежала кропотливому художественному оформлению: вначале на ней обязательно каким-нибудь орнаментом делалась рамка, в которую потом вписывался текст; а после заполнения страницы текстом (первую букву страницы тоже затейливо вырисовывали), к ней обязательно добавлялась красивая пояснительная картинка – миниатюра. Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе. После такого вымачивания из шкуры выпадал остальной волосяной покров.
Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера. Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. В Византии и Европе существовали технологии окраски пергамена в пурпурный, ореховый, персиковый и другие цвета, а также изготовления золотых и серебряных чернил, которые использовали для особенно ценных книг. Но на Руси они не использовались. Теперь – чернила! Европейские чернила часто были весьма дорогими и сложными в изготовлении. Но на Руси чаще всего обходились довольно дешевыми и доступными рецептами. Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.
Существовали и односоставные чернила, для которых не требовалась даже камедь. Они изготавливались из некоторых растений. Из черники – фиолетовые чернила, из крушины – пурпурные, из корней спорыша или ягод бузины – синие, а из ее же листьев – зеленые. В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием, чернила разводились водой. Небольшое количество чернил наливали в специальный сосуд – чернильницу, который имел такую форму, чтобы устойчиво располагаться на столе, и было удобно макать в него перо. Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными,
так как они были наиболее прочными и долго держали заточку.
Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они
лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями
из правого крыла птицы). С кончика перьев убиралась часть бородки для
улучшения ухватистости. Потом перья обезжиривались, вывариваясь в щелочи
и закаливались в горячем песке и затачивались («чинились») ножом
(отсюда современный складной нож получил наименование «перочинный»). Для
написания заглавных букв могли К написанию книг допускались писцы с самым красивым почерком. Заглавные буквы затейливо выписывались красными киноварными чернилами (отсюда «красная строка»). Заголовки писались вязью – особым декоративным начертанием букв. Практически каждая страница книги украшалась цветным рисунком – миниатюрой. На полях часто рисовались еще более мелкие рисунки – «полевые цветы». По краям листа в виде рамки пускали орнамент. Самым распространенным из орнаментов на Руси был «старовизантийский», он же «геометрический». Готовые страницы сшивались в небольшие тетради, которые потом собирались в дощатый переплет, как правило, обтянутый кожей или бархатом, на которых мог присутствовать тесненный или вышитый рисунок или орнамент.
Так как рукописные книги сами по себе, а также услуги переписчика были исключительно дороги, то и записи в них подвергались лишь самые важные, общекультурные ценности. Бульварные романы, детективы и низкопробная фантастика отсутствовали как класс. Никаких юмористических или утопических произведений среди тогдашних книг тоже было не встретить. В первую очередь записи подвергались религиозные и мировоззренческие труды: Евангелия, послания апостолов, жития святых, Псалтири и другая духовная поэзия, чинопоследования богослужений, труды эллинистических и христианских философов и богословов и т.п. Во вторую – различные труды и сведения, имеющие большую культурную или научную значимость: рассказы и повести, поучения, народные эпосы, былины, песни, поэмы, пословицы и поговорки. Часто записывались мифы, комедии и трагедии древности, кодексы законов и соборные вероопределения, исторические хронологии событий. Существовали и научные сочинения по математике, медицине, химии, географии, астрономии, кораблевождению, домоводству, биологии и другим дисциплинам.
|
||||
|
|
Всего голосов: 11 | |||
| Версия для печати | Просмотров: 6375 | |||

Для
письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до
этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая
письменность – «черты и резы». Чтобы освоить алфавит и отработать
почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала.
Писала
представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические
стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш.
Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего
художественно украшался.
Если
бы вам, как жителю Древней Руси понадобилось написать письмо, взять с
собой на рынок список продуктов, оставить расписку в получении денег или
составить себе походный молитвослов, вы бы стали осматриваться вокруг в
поисках березы. Именно ее кору, иначе бересту, русичи использовали в
качестве дешевого писчего материала для повседневных нужд.
Если
вы хотите почувствовать себя русским писцом начала XI века, вам следует
воспользоваться вязальной спицей и нарезанными полосками бересты. Можно
также растопить свечку и залить ее воском небольшую деревянную дощечку.
Получится подобие церы.
Делались
берестяные книги довольно просто: книга писалась на заранее подобранных
по размеру берестяных страницах; потом к ним прикладывались чистые
листы обложки; затем с одной стороны в исписанных страницах шилом
пробивались отверстия, через которые пропускался кожаный шнурок и таким
образом книга скреплялась.
Почему
книги в древности стоили так дорого? Потому что для написания всего
одной книги требовалось много ценного сырья – телячьих шкур (для
изготовления Библии, близкой по формату к современному А4, требовались
150-180 шкур) и само изготовление пергамена также требовало большого
труда!
Еще
мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и мездрили
полукруглыми ножами – то есть вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую
клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой.
Черные
чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также
черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные
орешки» – болезненные наросты на листьях дуба. Добавляя в камедь бурое
железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого
цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного
купороса, красные – камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый
минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими
метаморфическими породами).
использоваться тонкие кисточки.
Часто
уголки переплета ради пущей сохранности оковывались металлом, а особо
ценные и священные книги обычно имели цельный металлический оклад и
металлические застежки, которыми края переплета жестко фиксировались
между собой, чтобы книга не теряла свою форму. Оклад мог быть сделан из
золота или серебра и богато украшен самоцветами и барельефами.
Информация
подбиралась весьма избирательно. Часто, ради нового текста, который
считали более важным, какое-либо из древних произведений выскабливалось с
пергамена, так как новых книг не хватало. Язык, отражая реалии времени,
был гораздо более емким и точным чем сейчас. Каждое слово могло нести
двойную, а то и тройную смысловую нагрузку.