|
||||||||||||||
Концепция воспитательной системы "Воспитать личность"Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 (МОУ СОШ №16) 155800 Ивановская обл. г. Кинешма ул. Ивана Виноградова д.18 тел. 8 (49331)5-73-78 5-72-01 Пояснительная записка
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача педагога – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни. Естественно, ни окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не помогут в полной мере адекватно активизировать процесс социализированности наших подростков. Школа же благодаря своему воспитательному потенциалу способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Этот потенциал школы может быть реализован при соответствующих условиях, важнейшим из которых является умение педагогов управлять процессом воспитания учащихся и «строить» из каждого обучающего личность социально активную, гражданственную, способную взаимодействовать с окружающим социумом. Концепция воспитательной работы подразумевает, что школа создает условия для самореализации и самоутверждения учащихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ведь ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но исоциально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания. Разрабатывая концепцию воспитательной работы школы, педагогический коллектив использовал собственный немалый опыт воспитательной работы, что помогло не отойти от школьных традиций в воспитании учащихся. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.
Сущность концепции и основные подходы.
Педагогический процесс в школе должен строится на идеях гуманистического воспитания. В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет основания и сегодня отказываться от нее как от сверхцели»
Методической целью разработанной концепции является «Формирование у педагогического коллектива школы системного видения процесса воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с обучающимися в условиях модернизации образования». Основная цель концепции: «Создание в школе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность». Указанная цель требует решения ряда задач: 1) создание условий развития и воспитания творческой индивидуальной личности ребенка; 2) содействие учащимся в освоении культурных ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в них; 3) содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития; 4)предоставление учащимся возможностей выбора творческой деятельности и способов ее реализации; 5) усиление культурной, духовной, гражданской направленности общего образования в целях повышения адаптивных возможностей школьников.
Теоретическая основа: перестройка отношений между детьми и взрослыми - от отношений субординации к отношениям сотрудничества.
Ученик - не средство, не материал, он - цель. Он - это то, что в нем заложено, его индивидуальные возможности, способности, его силы в процессе жизненного определения.
Образовательный процесс в школе должен стать благоприятной средой для развития личности ученика.
Исходя из этого, наиболее актуальными следует считать следующие подходы:
·гуманистического воспитания;
·личностный;
·деятельностный;
·целостный;
·комплексный.
Принципы воспитательной работы.
Одна из ведущих задач педагогического коллектива школы – это создание культурной среды развития ребенка и оказания ему помощи в самоопределении.Педагоги школы понимают и принимают, что социально развитая личность– это свободная развитая личность. Воспитание такой личности требует исключения из воспитательной практики любых методов принуждения. Именно поэтому система воспитательной работы школы базируется на следующих принципах: ·Принцип гуманистической направленности воспитания - предполагает отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, стратегию взаимодействия, основанную на субъективных отношениях. ·Принцип природосообразности - предполагает, что образование должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части; развивать у неё" ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы в целом и самого себя. ·Принцип культуросообразности - заключается в том, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры. ·Принцип эффективности социального взаимодействия - предполагает воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирует навыки социальной адаптации, самореализации. ·Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции - предполагает, что стратегия воспитания должна быть направлена на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном окружении. ·Принцип системности - утверждает, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы - взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему. ·Принцип адаптивности. Каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-школе. ·Принцип психологической комфортности. Этот принцип заключается в снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой ребёнок раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели. ·Принцип творческой самодеятельности. ·Принцип обратной связи. ·Принцип здравого смысла. ·Демократизм. ·Дисциплина и порядок. ·Стимулирование и вознаграждение.
Содержание воспитательного процесса.
Исходя из системного подхода, можно выделить 3 слоя воспитательного взаимодействия с личностью ученика.
Первый слой - это воспитательная система всей школы, в рамках которой педагогический коллектив будет стремиться упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся.
Второй слой - это воспитательное пространство класса, где и происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.
Третий слой - это система педагогического обеспечения индивидуального развития ребенка.
Отсюда одновременная работа по созданию системы индивидуального развития каждого ребенка, который включен в воспитательные пространства класса, которое, в свою очередь, включено в воспитательную систему школы.
Результат:
1) Формирование воспитательной системы, где каждый ребенок открывает себя в сотрудничестве с другими и с самим собой.
2) Создание органов самоуправления
3) Организация планирования, которое охватит все структуры школы.
4) Развитие дополнительного образования.
5) Разработка нормативно-правовой базы.
6) Создание условий для повышения профессионального уровня педагогов.
7) Совершенствование работы с родителями: педагогический лекторий, совместные конкурсы, выставки.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Наша концепция воспитания предлагает свое понимание содержания параметров социально активной личности.
1. Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек. Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у учащихся освоения различных способов жизнедеятельности (основной из которых – здоровьесберегающий и который для нашей школы является одним из приоритетных), развитие практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения. 2.Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания социально активной личностисвязываются также с образом гражданина – патриота своей страны. 3.Социально – активная личность – личность творческая. Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой школьной среды. 4.Социально-активная личность – гуманная личность. Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.
Подходы к управлению воспитательной системой.
Управление воспитательной системой, находящейся в режиме функционирования, определяется системным подходом, когда система и объект управления имеет определённую организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали.
Управление развитием воспитательной системы осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, реализацию проектов.
Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор школы.
Тактическое руководство осуществляют заместители директора. Они же являются координаторами проектов.
Руководители МО осуществляют методическую помощь и выявляют состояние программного обеспечения.
Психолого-педагогическое диагностирование педагогов и учащихся осуществляет учитель, ответственный за работу психолога.
Старшая вожатая осуществляет различную совместную деятельность учащихся.
Педагоги являются консультантами в работе органов самоуправления.
Руководители кружков, секций осуществляют оперативное управление, т. е. действия в имеющихся условиях.
Учащиеся осуществляют самоуправление.
Родители являются соучастниками образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение.
Развитие воспитательной системы требует финансовых ресурсов на приобретение различного оборудования.
Основным источником финансирования являются средства районного бюджета и внебюджетные средства. Объем финансирования ежегодно может уточняться исходя из возможностей бюджетов.
Так же решить проблему финансирования можно через реализацию проектов, а также используя спонсорскую помощь родителей, организаций.
Научно-методическое обеспечение.
Реализация идеи по развитию воспитательной системы непрерывно связано с научно-методическим обеспечением и проведением комплекса мероприятий, направленных на активизацию образовательной деятельности:
расширение связей с научными учреждениями;
развитие информационного обеспечения с целью повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
формирование современного учебно-методического обеспечения школы;
внедрение современных педагогических технологий для проектирования и управления процессом образования;
Деятельность ·диагностическая, ·учебно-познавательная, ·трудовая, ·общественно-полезная, ·эстетическая, ·художественно-творческая, ·ценностно-ориентировочная, ·спортивно-оздоровительная, ·коррекционная.
Технологии ·инновационные технологии, ·передовой педагогический опыт, ·методика коллективной творческой деятельности.
Этапы реализации концепции
1 Этап – Этап становления.
Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.
Задачи:
1. Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.
2. Введение инноваций в школьную жизнь.
3. Создание модели выпускника.
4. Формирование связей с внешней средой.
Ожидаемый результат:
Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.
2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы.
Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.
Задачи:
1. Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.
2. Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.
3. Развивать самоуправление.
4. Развивать взаимодействие школы с внешней средой.
5. Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы.
Ожидаемый результат: Программа развития воспитания как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.
3 Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована.
Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Задачи:
1. Содружество детей и взрослых.
2. Реализация личностного подхода.
3. Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.
4. Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.
Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.
4 этап – Этап обновления и перестройки.
Цель: Рост социальных потребностей коллектива.
Задачи:
1. Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.
2. Разнообразие содержания.
3. Усложнение организационных и управленческих процессов.
Ожидаемый результат: Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.
Успешной реализации концепции воспитания способствует разработанная Программа развития воспитания, где отражены цели, задачи, направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы; скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и учащихся. В качестве подпрограмм в школе разработаны и действуют:
- Программа «Одаренные дети»
- Программа воспитания здорового образа жизни «Здоровье»
- Программа гражданского воспитания учащихся «Отечество»
- Программа профилактики безнадзорности и правонарушений.
- Программа профилактики наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних
- Программа дополнительного образования.
- Программа летней занятости учащихся «Лето».
Концепция воспитательной системы образовательного учреждения строится на основе концепций В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Сухомлинского В.А., Караковского В.А., Ушинского К.Д., Иванова И.П., Щурковой Н.Е. и развивается в соответствии с законом РФ «Об образовании», письмом Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», Конвенцией о правах ребенка, федеральных законов в сфере образования, Устава МОУ СОШ №16.
2013г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3796 |