Опубликовано 31.10.2015 в рубрике  Социальное служение и благотворительность
 

Александр Гезалов. Почему старшие сироты не хотят в семью и что с этим делать


В государственной базе данных детей-сирот, нуждающихся в семейном устройстве, есть несколько «сложных» категорий — детей, которые могут мелькать в этой базе годами практически без шансов на усыновление. Одна из таких категорий — подростки. Неподготовленные усыновители действительно не очень-то стремятся связываться со взрослыми детьми. Однако есть и другая важная проблема — семейной жизни не ищут и сами старшие воспитанники детских домов.
 
Александр Гезалов. Почему старшие сироты не хотят в семью и что с этим делатьМеня довольно часто спрашивают, почему старшие подростки детских домов не хотят идти в семью. Почему они хотят остаться в детском доме, хотя многие имеют опыт семейной жизни. На мой взгляд, детдом в полной мере реализует все пубертатные «хочу» ребенка-сироты, которые в нормальной семье были бы невозможны. Ведь главное, чего хочет ребенок во время пубертата – добиться независимости от своих родителей.

Пубертат — это опытка оборвать привязанность, выказать самостоятельность, наличие собственного мнения. Ну и самое главное – попробовать быть взрослым, в поступках, выражениях. Оставаясь по сути ребенком, имея лишь внешние признаки полового созревания.

Если ребёнок воспитывается в семье, у него в загашнике всегда есть то, что ему успели заложить родители. Он постоянно получает информацию — через тактильный контакт, постоянное общение в семье, по дороге, на даче и так далее. Даже если контакт с родителями неважный, то хотя бы эмпирическим путём ребёнок усваивает культуру поведения, принятую в обществе. Поэтому даже самый острый конфликт с родителями в пубертатном возрасте далеко не всегда заканчивается разрывом с семьёй. За пеленой гормональных перестроений внутри домашнего ребёнка проглядывают так или иначе оставленные следы семейного воспитания, которые корректируют его поведение, некоторые поступки. И уже когда пубертат преодолен, он опять начинает нуждаться в семейных связях.

У воспитанника детдома другая история. В закрытом государственном учреждении опыт семейной жизни очень быстро выветривается из головы ребёнка-сироты. Частично он впитывает нормы социальной жизни в учреждении (отсутствие собственной воли, иждивенчество, необходимость постоянно мимикрировать для выживания и др.), а частично сам изобретает правила и мотивы.

Сирота входит в тяжёлый пубертатный период без необходимого багажа, — без ценного опыта семейной жизни. Переживания есть, а возможности справиться с ними — практически нет. Ребёнок часто замещает недостающий опыт алкоголем и эпатажем.

И самое страшное, что когда пубертат завершается, он не знает, как ему вернутся к нормальной жизни. Кто может опять оказывать на него теперь влияние, когда былые авторитеты с грохотом обрушились? Как вернутся к сотрудничеству во взрослыми людьми, — проводниками информации, которая потом сработает в процессе адаптации?

Это опять станет для ребёнка-сироты проблемой, так как в самые важные моменты жизни, когда гормоны сильнее всего остального, он не получает ответы на вопросы о своих внутренних и внешних конфликтах. Некому оценить и поправить эти проблемы. В закрытой системе детдомов нет людей, способных отвечать на внутренние вызовы ребёнка. Психолог не может это сделать по определению, так как «слух» у ребенка в пубертатный период попросту отсутствует. Только кто-то очень знакомый и родной может пробиться через пелену переживаний и даже страданий. И это только родные родители. Только они имеют высокий потенциал влияния на ребенка в это время, даже если кажется, что никакого влияния нет. Есть память отношений.

И вдруг, в самый разгар битвы с самим собой и со всем миром, подростку предлагают пойти неизвестно куда — в новую семью. Как он должен и может реагировать на такое предложение, когда вокруг нет никого, кто поможет принять правильное решение? Если нет вообще никакой поддержки? Естественно, оно вызывает агрессию и даже ярость. Ребёнок не может оценить предложение, он не может понять, что семья для него — благо.

Если мы хотим, чтобы старшие сироты хотели пойти в семью, необходимо с ними индивидуально работать с того самого момента, как они попадают в систему детского дома. Должны быть постоянные супервизии его состояний и переходов, фиксирование получаемого опыта и недостатков в поддерживающих процессах. Нельзя оставлять подростка один на один с его переживаниями и страданиями. Нужно подтягивать ресурс родственников и друзей, которым ребёнок доверяет, если родители вне доступа. Потому что если произойдет обрыв этих связей, коммуникаций, ребёнок встанет в стойку и уже потом будет бороться с тем, что можно было бы предупредить. Только кто в детском доме это будет делать?

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1985

Ключевые слова: сироты, приемные семьи

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Июнь 2024 (17)
Май 2024 (32)
Апрель 2024 (52)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)

«    Июнь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930