Опубликовано 10.12.2015 в рубрике  Социальное служение и благотворительность
 

Как влияют программы адаптации на успешность сирот


Фонд «Дети наши» почти десять лет занимается социальной адаптацией детей-сирот. Многие из тех, кто когда-то участвовал в различных занятиях, организованных фондом, уже выросли и покинули стены детских домов. В фонде решили выяснить, насколько его деятельность оказалась полезной для ребят. Для этого было проведено исследование среди выпускников 2008–2014 гг. двух подшефных интернатов – Сафоновской школы-интерната и Шаталовского детского дома. О результатах и выводах рассказала Варвара Пензова, директор фонда «Дети наши».
 
Исследований, посвященных оценке эффективности социальных проектов очень мало – это дело весьма непростое. Почему вы решились такое исследование провести?

— Мы работаем в двух интернатах, ведем там пять разных проектов. Начинали в Сафоново с поддержки работы развивающих и профессиональных кружков и мастерских в 2007 году, эта работа продолжается до сих пор. В 2009 году мы стали работать и в Шаталово, а со временем в программу «В большой мир» добавилось еще четыре направления: «Социальная адаптация», «Образование» и «Здоровый образ жизни». Оценить их эффективность довольно сложно. Вот мы и думали все это время… С одной стороны – вроде надо бы (и люди спрашивают, и самим хочется понимать – есть ли результат). Мы всё работаем, поддерживаем, закупаем, оплачиваем, организуем, конца-краю не видно, а результат тоже непонятен. Но  с другой стороны — как это оценить? Я, например, в детстве занималась в кружке космонавтики. И какую роль эти занятия сыграли в моей жизни? Было ли это полезно? Могу сказать, что полезно. Интересно – да. Но вот какую роль это сыграло? Не знаю. И здесь мы тоже задавались вопросами. Решили для начала собрать данные – и дальше уже разбираться.

То есть, это был пробный шар?

— Ну, совсем пробный у нас был в прошлом году. Тогда мы только в Сафоново провели кабинетное исследование и своими силами собрали данные через социальные сети. И опираясь на то, что собрали, в этом году мы исследование уже дополнили и формализовали. Кроме «кабинетной» части сделали структурированную анкету и изучили ситуацию уже в двух учреждениях. Уже после первого исследования мы сразу увидели, что многим выпускникам нужна помощь. Когда мы с ребятами связались, некоторые сами попросили нас о помощи. И мы помогли: кому-то получить квартиру — давно обещанную и по всем судам выигранную, кого-то смогли материально поддержать – маму, например, с маленьким ребенком. Стали решать индивидуальные проблемы ребят.

Это, конечно, важный результат – узнали, как выпускники живут и смогли помочь им. А еще были какие-то результаты?

— Получив данные о том, что большой процент ребят у нас исчезает после выпуска, мы разработали проект «Наставничество». Стало ясно, что именно наставничество может стать таким инструментом, который поможет предотвратить их исчезновение и дать поддержку тем, кому она особенно нужна, и кто не хочет обращаться за ней ни к кому из знакомых по интернату. Этот проект уже стартовал в Смоленской области и первые волонтеры уже прошли обучение и собирают документы, чтобы сделать следующий шаг – познакомиться с подростком из детского дома.

Выход за пределы учреждения – самая сложная история. Много трагических поворотов…

— Не столько даже сразу на выходе, сколько уже после учебы. Они сначала, в основном, в училища поступают, потом еще куда-нибудь. Но отучившись максимально возможный срок, оказываются в сложной ситуации. В 24 года прекращаются выплаты и льготы, и у многих возникают сложности: нужно не только устроиться на работу, но и задержаться там. И вообще – туда ходить все время… Это тоже отдельная тема.

Среди тех, кто активно участвовал в ваших программах, меньший процент тех, кто потом потерялся?

— Да, группа «В», выделенная в нашем исследовании — с которой нет контакта — самая малочисленная среди активных участников наших программ. Те, кто активно участвовал, в основном, остаются на связи.

С 2008 по 2014 год выпустилось 242 человека. Из активных участников всего 13% потерялось, по сравнению с другими группами (участвовавших пассивно или не участвовавших вовсе), где эта доля гораздо больше 40%. И очень важно для нас, что самые активные участники наших программ – наиболее благополучные. Благополучные – те, кто работает, учится, воспитывают детей в полной семье, у которых материальное положение нормальное или хорошее. Неблагополучные — те, кто не работают и не учатся, сидят в тюрьме, матери-одиночки, бедствуют, просят о помощи. И отдельно мы выделили тех, с кем нет контакта или информация обрывочна. Мы увидели, что есть связь между участием в наших проектах и адаптивностью.

Вопрос несколько провокационный: нельзя ли объяснить ваши данные тем, что характерологически более контактные и активные дети участвовали в ваших проектах просто в силу своей характерологии и они же лучше адаптировались к взрослой жизни, опять-таки – благодаря своему характеру и особенностям?

— Да, это вполне вероятно. И мы полагаем, что наши кружки, возможно, им дали ответ на их потребности. Очевидно, что какая-то связка есть.

Когда проводишь первые исследования, сложно делать далеко идущие выводы. В любом случае, мы будем смотреть, что получится через год — как всё будет меняться, в какую сторону поедут цифры. И с каждым годом статистическая точность будет возрастать. Поэтому пока мы не делаем  далеко идущих выводов, а просто делимся наблюдениями.

Еще одна интересная связка, которую тоже надо в будущем отслеживать, — это «активное участие»/«взаимоотношения с родственниками». Неожиданная, с одной стороны, а с другой, если подумать, — вполне логично. У детей, которые имели мотив и возможность общаться  с привычными и родными людьми – меньше стресса, больше возможностей для самореализации, больше энергии для участия в проектах.

Тех, у кого совсем нет родственников – меньшинство. То есть существует большое поле для такой работы.

— Да, мы два года назад начали работу, направленную на восстановление кровных связей. Сейчас очевидно, что эта работа востребована. И она отражается на будущем ребят.

Как вы думаете дальше развивать исследование?

— У нас возникло сомнение по поводу того, как ребята отвечают на вопрос об использовании льгот. Мы подумали, что нужно не просто этот вопрос задавать, а разворачивать варианты ответов. Потому что не все даже понимают, что имеется в виду под «льготами».

Еще один момент, который мы хотим изменить: сроки сбора данных решили перенести на весну. Возможно, это отразится на количестве ребят, до которых мы сможем достучаться — раньше это было летом, а в это время не у всех есть постоянный доступ в сеть.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Как влияют программы адаптации на успешность сирот Как влияют программы адаптации на успешность сирот Как влияют программы адаптации на успешность сирот Как влияют программы адаптации на успешность сирот Как влияют программы адаптации на успешность сирот Как влияют программы адаптации на успешность сирот
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1496

Ключевые слова: сироты, реабилитация

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (52)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031