Опубликовано 05.06.2015 в рубрике  Архив
 
заявки до 20 июня

Литературно-историческая школа Богословского факультета ПСТГУ для старшекласников


К участию в ней приглашаются учащихся 9 -10 классов и средних специальных учебных заведений. Школа пройдет 5-8 ноября, в ней примут участие известные филологи, богословы и историки, а также старшеклассники и студенты.
 
Литературно-историческая школа Богословского факультета ПСТГУ для старшекласниковУчастие предваряется конкурсом творческих работ, лучшие авторы которых получат возможность принять участие в школе, где в течение этих 4 дней смогут стать слушателями интересных лекций, творческих заданий, экскурсий по Москве.

Проезд, проживание и питание участников будет оплачено университетом. Каждый участник школы получит сертификат участника.

Первая литературно-историческая школа БФ ПСТГУ была посвящена религиозным мотивам в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Слушателями школы стали учащиеся младших курсов Свято-Тихоновского университета и студенты-теологи Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. На протяжении трех дней участники знакомились с разными аспектами наследия двух великих писателей, обсуждая предложенные к работе на семинарах и круглых столах проблемные тексты, выполняя творческие задания, общаясь с лекторами – специалистами в области литературоведения, церковной истории, философии и богословия (А.Г. Гачевой, прот. П. Хондзинским, К.М. Антоновым, П.Б. Михайловым). Немаловажной частью мероприятия стало неформальное общение участников по вечерам и в перерывах между занятиями.

Вторая литературно-историческая школа будет проходить 5-8 ноября 2015 года на богословском факультете Свято-Тихоновского университета. Проведению школы предшествует отборочный конкурс творческих работ, к участию в котором приглашаются учащиеся 9-10 классов средних школ и средних специальных учебных заведений. Авторы двадцати лучших работ смогут стать участниками школы. Проезд, проживание и питание участников (без сопровождающих) оплачивается Свято-Тихоновским университетом.

Участие в литературно-исторической школе позволит старшеклассникам познакомиться с ведущими учеными-исследователями, пообщаться с единомышленниками, на несколько дней погрузиться в атмосферу университетской жизни. Лучшие конкурсные работы будут опубликованы в сборнике материалов школы.

Примерная тематика конкурсных работ

I. Литература.

1. Смысл жизни и бессмыслица существования в русской классике (на примере 1 или 2 произведений).

2. «Мертвые души» Гоголя — карикатура или Россия как она есть.

3. Тема бессмертия в стихотворении Пушкина «Памятник».

4. «Гений и злодейство две вещи несовместные…». Добро и зло в «Моцарте и Сальери» Пушкина («Маленькие трагедии»).

5. «Печальный Демон, дух изгнанья, летал над грешною землей…». Земля и космос глазами падшего духа (поэма Лермонтова «Демон»).

6. Почему Достоевский назвал Пушкина родоначальником реализма в литературе?

7. Похож ли старец Зосима на «настоящего» святого?

8. Что означают слова старца Зосимы «мимоидущий лик земной и вечная истина соприкоснулись тут вместе» в «Братьях Карамазовых»?

9. Кого сумел спасти и кого погубил князь Мышкин в романе «Идиот»?

10. Мотив исцеления героя: потерял ли себя Раскольников, отказавшись от своей мечты?

11. Как творчество Достоевского доказывает правоту слов Вяч. Иванова: «Вера и неверие не два различных объяснения мира или два различных руководительства в жизни, но два разноприродных бытия»?

12. «Мне отмщение, Аз воздам»: за что Л. Н. Толстой убил Анну Каренину?

13. Есть ли Воскресение в романе Льва Толстого «Воскресение»?

14. Толстой-Ерошка и Толстой-Неклюдов: кто победил в финале жизни писателя?

15. Вера и надежда в прозе Чехова.

16. Тема храма в поэзии Блока (поэма «Возмездие», «Девушка пела в церковном хоре» и др.).

17. Христианские мотивы в ранней лирике Маяковского.

18. Внешнее и внутреннее зло: «страшный мир» в произведениях Гоголя, Булгакова, Набокова.

II. История.

1. Война 1812 г. в духовной жизни России.

2. Какую Россию мы потеряли?

3. Возрождение патриаршества в Русской Церкви (конец 19 века – 1917 г.).

4. Русская история в русской поэзии (А.К. Толстой, А. Блок и др.).

5. Евангелие на войне (по произведениям Л. Толстого, М. Пришвина и др.).

6. Творчество мира во время войны (по произведениям Л. Толстого, М. Пришвина и др.).

7. Роман «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского как исторический источник.

8. Место и значение личности в человеческой истории по роману «Преступление и наказание».

III. Культура.

1. Была ли Пушкинская речь Достоевского пророчеством?

2. Маргинальные течения русской религиозной жизни (мистицизм, сектантство): особенности и типология.

3. Русское масонство в изображении Л. Н. Толстого.

4. Диалог Церкви и русского общества: антиклерикальные тенденции в русской жизни второй половины 19 века.

5. Быт русского дворянства в литературе XIX  века (С.Т. Аксаков, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев).

6. Живое и мертвое: образ внешнего мира в глазах героев романа «Преступление и наказание».

Требования к написанию конкурсного сочинения.

Конкурсное сочинение представляет собой самостоятельный связный текст объемом от 10 до 20 тысяч знаков (включая пробелы). Сочинение может быть написано на одну из представленных примерных тем (тема может быть уточнена самостоятельно), или на свободную тему в рамках общей тематики русской культуры XIX – начала XX веков.

Для успешного написания конкурсного сочинения необходимо соблюдение следующих условий:

Условие первое: текст должен строго соответствовать заявленной теме, раскрывая ее с максимально возможной полнотой и в то же время не содержа ничего лишнего: избыточных по отношению к раскрываемой теме фактический сведений, посторонних сюжетов.

Условие второе: текст должен быть аналитичным и творческим, пересказ произведения или учебника не может быть признан удовлетворительной работой. Автор должен продемонстрировать самостоятельность и последовательность мышления, способность к анализу литературных произведений и явлений культуры, владение теоретико-литературным понятийным аппаратом в рамках школьной программы, знание соответствующих теме исторических реалий. Знание специальной литературы по теме (литературная критика, литературоведение, история русской культуры и проч.) приветствуется, но не является обязательным. Демонстрация эрудиции не должна подменять наличие собственной мысли, постановки проблемы, аргументации.

Условие третье: сочинению должны быть присущи стройность композиции, логика и последовательность развития мысли.

Условие четвертое: сочинение должно строго основываться на аутентичном источнике (источниках), то есть на тексте базового литературного произведения, а не на его пересказах (в том числе кратких). Это, в частности, означает, что все цитаты на текст произведения даются по какому-то его изданию, а не по вторичным источникам.

Условие пятое: организаторы приветствуют обращение к исследовательской литературе и любым опубликованным источникам, однако всякая цитата, вставленная в текст, должна быть оформлена должным образом – то есть заключена в кавычки и снабжена ссылкой, в которой указывается источник цитирования и номер страницы.

Критерии оценки работы суть следующие:

1. Четкость композиции: отсутствие повторов (одна мысль выражается один раз); избранная автором последовательность рассуждения (от общего к частному или от частного к общему) не должна нарушаться; каждое значимое утверждение должно сопровождаться анализом текста; если цитата или отсылка к тексту не комментируется, остается неясной ее функция; желательно наличие краткого вступления (введение в тему, постановка проблемы) и заключения (которое может строиться как перечисление главных тезисов основной части, выводов).

2. Соответствие теме: все, о чем говорится в работе, должно быть непосредственно связано с темой.

3. Логика: одни утверждения автора не должны противоречить другим.

4. Стиль и культура письменной речи: следует 1) избегать употребления незнакомых слов, тавтологических сочетаний («патриот Родины»), постоянных повторений одних и тех же слов; 2) следить за согласованием (время, род, число, падеж); 3) продумать порядок слов в каждом предложении; 4) избегать пунктуационных и орфографических ошибок.

Работы следует высылать в электронном виде (желательно в формате doc) на адрес bf-junior@yandex.ru. В теме письма нужно указать: «Литературная школа: конкурс работ». В тексте письма просим указать:

— фамилию, имя, отчество и год рождения автора;

— адрес и номер школы, класс;

— Ф.И.О. преподавателя, курировавшего подготовку работы (не обязательно).

Крайний срок приема работ – 20 июня 2015 года.

Объявление результатов конкурса – 15 июля 2015 года.

Подробная информация – на сайте bf-junior.pstbi.ru (раздел «литературно-историческая школа»).

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1987


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (38)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930