Опубликовано 26.08.2016 в рубрике  Публикации по истории Церкви
 

Осмысление истории Церкви и экклесиологии в лекциях священника Михаила (Чуба) 1953–1954 годов


В настоящей статье магистр богословия диакон Сергий Уваров обращает внимание читателей на богословские идеи, содержащиеся во вводном параграфе к курсу лекций по истории Древней Церкви священника Михаила Чуба (будущего архиепископа; 1912–1985). Исследуемый текст написан в 1953 году и до сих пор не был опубликован, а также нигде не цитировался. Он содержит ряд глубоких мыслей о предмете и цели церковной истории как богословской науки, которые и анализирует автор публикации.
 
 Настоящая статья обращает внимание читателя на богословские идеи, содержащиеся во вводном параграфе к курсу лекций по истории Древней Церкви священника Михаила Чуба (будущего архиепископа; 1912–1985). Эти мысли вызывают, по мнению автора, определённый интерес, что будет показано ниже.

Этот текст, представляющий собой авторскую рукопись (подлинный автограф) и хранящийся в Синодальной Библиотеке Русской Православной Церкви, был написан в 1953 году и до сих пор не был опубликован, а также нигде не цитировался. Он содержит ряд глубоких мыслей о предмете и цели церковной истории как богословской науки.

Если М.Э. Поснов, издавший свой монументальный труд «История христианской Церкви (до разделения Церквей в 1054 г.)» в Софии в 1937 г., пишет, что «изображению церковной истории подлежит все то, в чем выразилась и выражается жизнь общества Господня, именуемого Церковью, устрояющею вечное спасение людей»[1], то свящ. М.Чуб делает существенную оговорку: «необходимо знать и помнить, что Историю Церкви прежде всего составляет то, что отвечает её прямому назначению, а не то, что только украшается её святым именем. <…> Значительность церковных событий вовсе не должна измеряться внешним положением того или иного деятеля»[2]. Таким образом, молодой богослов призывает всматриваться в глубинный, духовный смысл истории, а не заниматься лишь составлением описания внешней канвы событий.

Далее автор статьи развивает свою мысль: «первое место в Истории Церкви принадлежит тем, которые в жизни и в учении своем соответствовали этому назначению, сами к нему стремились и достигали его, соединяя себя и других со Христом и во Христе»[3]. Заметим, что этот личностный или персоналистский подход к церковной истории был высказан впервые в русском богословии XX века, задолго до знаменитой статьи прот. Георгия Флоровского «Положение христианского историка», где, в частности, автор высказывает весьма созвучную мысль: «Цель изучения истории не в том, чтобы устанавливать объективные факты — даты, места действия, числа, имена и тому подобное. Это только необходимая подготовка. Главная же задача — встреча с живыми людьми. <…>Изучая историю, мы устанавливаем связь с людьми, с их мыслями и трудами, внутренним миром и внешними действиями. <…> История изучает не объекты,а субъектов —наших собратьев и соработников на ниве познания жизни»[4].

Свящ. М.Чуб, обосновывая свой подход к церковной истории, ставит весомый риторический вопрос: «почему умолкли столицы, но до сих пор имеют столь большое значение дела и мысли, молитвы и подвиги древних пустынников?»[5]. Говоря о первостепенном значении личного духовного совершенствования тех, кто оставил наибольший след в церковной истории, автор подчёркивает следующее: «если Антиохия или Константинополь являлись местом проповеди и подвигов Иоанна Златоуста и его учеников, мы должны знакомиться с жизнью этих столиц в соответствующую эпоху. Но если, в то же время, наибольшую ревность и наибольший успех в христианском делании сосредоточивают в Египетской пустыни, мы должны отвести этой пустынной жизни одно из первых мест в истории IV века, не смущаясь тем, что речь здесь идёт не о столице и не о богатых культурных центрах. Не их искал Христос Спаситель, а живых душ человеческих. Не того же ли должен искать и христианский историк?»[6]. Отсюда следует, что богослов, писавший в СССР в 50-е гг., предвосхитил своего американского коллегу, который писал несколькими годами позже, настаивая на той же первостепенной роли личности в церковной истории: «История — это поле действия, и за каждым событием стоят действующие лица — даже если они потеряли свободу и следуют каким-то образцам и шаблонам или обуреваемы слепыми страстями»[7].

Созвучие с русским богословием в эмиграции на этом не заканчивается. Свящ. Михаил Чуб оказался весьма близок к рассуждениям В.Н. Лосского о Священном Предании, которые увидели свет в 1944 г., когда вышла книга «Смысл икон» в соавторстве с Л.А. Успенским. Там в качестве введения помещалась статья «Предание и предания». В ней В.Н. Лосский, в частности, пишет, что Священное Предание в самом целостном и глубинном смысле «не навязывает человеческой совести формальных гарантий истин веры, но раскрывает их внутреннюю достоверность. Оно не содержание Откровения, но свет, его пронизывающий: оно не слово, но живое дуновение, дающее слышание слов одновременно со слушанием молчания, из которого слово исходит, оно не есть Истина, но сообщение Духа Истины, вне Которого нельзя познать Истину»; «быть в Предании – это хранить живую Истину в свете Духа Святого, или, вернее, быть сохраненным в Истине животворной силой Предания. Сила же эта сохраняет в непрестанном обновлении, как и все, что исходит от Духа»; «В каждый конкретный момент истории Церковь дает своим членам способность познавать Истину в той полноте, которую не может вместить мир»[8]. Эту же идею о непрерывном действии Святого Духа в Теле Христовом – Церкви развивает и свящ. М.Чуб: «дело обожения, очищения, соединения с Богом, не зная перерыва, переходило из поколения в поколение в недрах Церкви. В нем, в этом великом непрерывном христианском деле заключается смысл бытия Церкви, объяснение и корень исторических событий церковной жизни»[9].

Уже упоминавшийся выше историк М.Э. Поснов проводит чёткое разграничение между Божественным и человеческим факторами в церковной истории: «Собственно изучению церковной истории и подлежит элемент человеческий, его развитие, его изменения, под влиянием или воздействием божественного фактора. Сам же по себе божественный фактор, как вечный, неизменяемый, не подлежит истории, выходит из границ её»[10]. Свящ. М.Чуб избегает такого рационального, сугубо аналитического подхода к решению вопроса о сочетании божественного и человеческого начал в жизни Церкви и старается показать их нераздельное единство. Говоря о путях и способах к достижению полноты благодатного Богообщения, отец Михаил обобщает сказанное следующими словами: «через все это и созидается и собирается в единое целое спасаемое Богом человечество, собирается в Церковь, единое Тело Христово, Царство благодати. Вот область, в которой явно действует Божественная благодать и возрождает человечество, направляет его и руководит по угодному Богу пути… Вне этого нет подлинного христианства, нет Церкви. История Церкви – это прежде всего история того, как среди человечества создавалась и соблюдалась эта новая жизнь, тот святой огонь, который возгорелся от Христа»[11]. Несомненно, здесь преподаватель Ленинградской духовной академии рассуждает в тех же категориях и понятиях, что и парижский богослов, который рассматривал Священное Предание как жизнь и дыхание Святого Духа в Теле Церкви Христовой.

Подобно тому, как Лосский утверждал, что Церковь Христова обладает Откровением во всей полноте во все времена, также и свящ. Михаил Чуб подчёркивает, что эта жизнь во Христе никогда не угасала и не прерывалась. При этом «не следует смущаться разницей в настроениях и, так сказать, количественных показателях разных эпох. <…> Эпохи относительного духовного упадка для историка не менее важны, чем эпохи духовного процветания. Они научают, как среди преследований, среди непонимания и равнодушия, благодать Божия находила способы и людей, умевших (в обстоятельствах иногда, по-человечески, отчаянных) сохранять свет истины и огонь жизни христианской»[12].

В 1954 году свящ. Михаил Чуб читал и лекции по экклесиологии. Сохранились тезисы на тему «Понятие и значение Церкви». Из них мы узнаём, что автор предпочитал прочим определениям Церкви то определение, которое сформулировал А.С. Хомяков в трактате «Церковь одна», но отец Михаил несколько видоизменил его: «Церковь – это единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, подчиняющих свою волю Божественным законам»[13] (у Хомякова: «…покоряющихся благодати»). Но здесь же автор лекций сформулировал собственное определение Церкви, которое гласит: «Церковь – это общество людей, вставших на путь обожения и вечной жизни для восстановления в первоначальном цельном образе Божием»[14]. По мнению автора этих строк, освящающая благодать Божия имеет первостепенное значение для членов Церкви, в этом заключается её главная миссия в мире, отсюда и выводится такое свойство Церкви, как святость.

Интересно, что свящ. М.Чуб проводил различие между терминами «кафоличность» и «соборность», которые в его представлении соотносятся друг с другом как идея и её воплощение в жизнь: «"соборность”, как одно из важнейших определений Церкви, является практическим исполнением термина "кафоличность” (от греч. "вообще, в целом”)»[15]. Именно из соборности Церкви православный мыслитель выводит «тот характерный для православия синтез духовного авторитета и духовной свободы в объединяющей любви»[16].

Отец Михаил связывает непогрешимость Церкви, являемую её иерархией на Вселенских соборах, с Апостольским характером и происхождением Церкви, а также с непрерывностью апостольского преемства в среде епископата. Когда он пишет, что «Христос завещал и передал Истину Своим Апостолам, Апостолы – Церкви, а Церковь хранит эту истину в непрерывном преемстве своих епископов»[17], то, возможно, здесь имеет место аллюзия к расхожей цитате из творений свт. Василия Великого: «так Господь научил, Апостолы проповедали, отцы соблюли, мученики утвердили»[18].

Таким образом, на основании проанализированных отрывков из лекций священника Михаила Чуба, преподававшего в Ленинградской духовной академии и семинарии в 1948–1955 гг., в его авторе – будущем архиепископе – можно видеть самостоятельного мыслителя и самобытного богослова второй половины XX века.

[1] Поснов М.Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей в 1054 г.) [Электронный ресурс]. URL:http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-razdelenija-tserkvej-1054-g/1_1 (дата обращения 01.07.2016).
[2] Синодальная Библиотека Русской Православной Церкви (далее – СБ РПЦ). Ф.1. Оп.1. Д.94. Л.2.
[3] СБ РПЦ. Ф.1. Оп.1. Д.94.Л.2об.
[4] FlorovskiyG., prot. The Predicament of the Christian Historian. // Religion and Culture: Essays in Honor of Paul Tillich / Ed. W. Leibrecht. N. Y., 1959, p.146.
[5] СБ РПЦ. Ф.1. Оп.1. Д.94. Л.3.
[6] СБ РПЦ. Ф.1. Оп.1. Д.94. Л.3об-4.
[7] Florovskiy G., prot. The Predicament of the Christian Historian. // Religion and Culture: Essays in Honor of Paul Tillich / Ed. W. Leibrecht. N. Y., 1959, p.149.
[8] Цит. по: Лосский В.Н. По образу и подобию [Электронный ресурс]. URL:http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/po-obrazu-i-podobiyu/8 (дата обращения 01.07.2016)
[9] СБ РПЦ. Ф.1. Оп.1. Д.94. Л.4об.
[10] Поснов М.Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей в 1054 г.) [Электронный ресурс]. URL:http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-razdelenija-tserkvej-1054-g/1_1 (дата обращения 01.07.2016)
[11] СБ РПЦ. Ф.1. Оп.1. Д.94. Л.5-5об.
[12] СБ РПЦ. Ф.1. Оп.1. Д.94. Л.6-6об.
[13] Там же. Д.97. Л.1.
[14] Там же.
[15] СБ РПЦ. Ф.1. Оп.1. Д.97. Л.2.
[16] Там же.
[17] Там же.
[18] Василий Великий, святитель. Беседа 24. Против савеллиан, Ария и аномеев // Семинарская и святоотеческая библиотеки [Электронный ресурс]. URL:http://otechnik.narod.ru/vasiliy_velyki_beseda24.htm

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Богослов.Ru 

Читайте также:

20.09.2016 - Закон и любовь в жизни равноапостольных правителей

15.06.2016 - Опыт историографического исследования темы церковных гонений в 1930-е годы ...

06.08.2015 - Цивилизационный подход к истории народов. Влияние цивилизационного выбора к ...

26.11.2014 - Церковные расколы в русской церкви 20-х и 30-х годов XX столетия. Митрополи ...

03.10.2014 - В катакомбах. Православное подполье в СССР. Конспект по истории Истинно-Пра ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 1980

Ключевые слова: Экклезиология, История Русской Православной Церкви

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (48)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930