По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 08.09.2014 в рубрике  Новости Митрополии, Основы православной культуры в школе
 

Любовь Талышева. Духовные скрепы в российском образовании

Выступление Любови Пантелеймоновны Талышевой,  директора православной гимназии во имя Пребодобного Сергия Радонежского, на пленарном заседании XIV съезда работников образования Новосибирской области 22 августа 2014 г.

 

Замечательный русский поэт Василий Андреевич Жуковский написал однажды в дневнике: «Образование — это воспитание для доброделания», т.е. для добрых дел. В этих словах отразилась его педагогическая концепция.

К великому сожалению, сегодня образование недостаточные усилия направляет на нравственное формирование личности ребенка.

Интеллектуальное развитие, конечно, необходимо и важно, но — само по себе — оно не предохраняет детей от трагедий, от жестоких и мучительных неудач, от безрадостности и даже — бессмысленности жизни.

Значимость и ценность знания обретают лишь тогда, когда ими руководит высокое нравственное чувство. Нельзя считать образование полноценным, гармоничным, если оно не охватывает всего человека — его ум, волю и чувства.

На самом деле, на протяжении многих веков педагогика решала и образовательную, и воспитательную задачи. Пропорция, в которой они сочетались в разных воспитательных системах, могла быть разной, но никогда не ставился под сомнение главный принцип: высшей целью педагогического процесса является нравственное образование личности.
И все классики отечественной и мировой педагогики на обучение смотрели «только как на средство к нравственному возвышению человека и нравственность ставили выше учености».

Надо отдать должное, мы постепенно начинаем осознавать необходимость духовно-нравственного воспитания.

Вот абзац из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».


Возникает вопрос. Укоренены ли наши дети, а если посмотреть глубже, укоренены ли мы сами в наших духовных и культурных традициях?


Вряд ли можно ответить на этот вопрос положительно, особенно если иметь в виду определение, данное Д.С.Лихачевым: «Культура это святыни народа, святыни нации».

Воспитывает, вообще говоря, среда, а точнее, те идеалы, образцы для подражания, которые выдвигаются этой средой.

Сегодня нередко образцами у нашего молодого поколения — увы! — становятся или герои криминальных хроник, сериалов, рекламы, или преуспевающие бизнесмены, живущие по принципу: где хорошо, там и родина.

Мы встревожены тем, что происходит с современной молодежью, но реально исправить ситуацию не можем. Почему?

Ответ можно найти в Священном Писании: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер. 31, 29).

Трудно оспаривать этот тезис. А раз так, то нужно исправлять свои ошибки. Каким образом?

Не так давно, 12 декабря прошлого года, наконец, прозвучали слова, которые призывают нас посмотреть в корень проблем воспитания. Думаю, что многие помнят слова о духовных скрепах, которые были сказаны Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в его Послании Федеральному Собранию.

«Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее».

Указывая перспективу преодоления этого дефицита, Президент прежде всего призвал всех нас «всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение».
И ещё несколько слов из того же Послания Президента.

«Надо признать… влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ… Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции».

Итак, обновление содержания образования, опирающееся на отечественные духовно-нравственные традиции.

Русская православная педагогическая традиция всегда имела своей целью идеал святости. Стремление к этому идеалу было главной задачей воспитания.
Из опыта мы знаем, что достичь этого только путем увещеваний, нравоучительных бесед, наказаний и даже путем принятия законов — невозможно.
Но школа может помочь детям открыть для себя те вершины, те высочайшие нравственные достижения, которые прославили Святую Русь.
В родной истории, в родной культуре имеется множество ярких примеров, которые убедительно свидетельствуют о красоте добродетели, о красоте души. Знакомство с памятными событиями, с литературными и художественными шедеврами, в которых провозглашаются идеалы святости, может стать поворотным моментом в жизни ребенка.

И конечно, именно на знакомство детей с идеалами святости нацелен учебный курс «Основы православной культуры».

Важное значение в формировании целостного мировоззрения ребенка имеетвнеурочная воспитательная среда.

Но заботясь о передаче детям истинных ценностей, мы должны четко осознавать: восприятие ценностей происходит лишь тогда, когда ребенок или подросток соприкасается с настоящим и когда он ставится в ответственную позицию.

И еще одно непреложное условие, без которого трудно надеяться на положительный результат в воспитании, — высокий нравственный облик самого учителя. Юность и молодость не переносят фальши, грубости и лицемерия, отзываясь на них протестом.

Пытаясь научить чему-либо детей, мы должны делать это с уважением и любовью.

Далеко не каждый из нас на такое способен, но, как говорится, скудостию посеешь — скудостию и пожнешь.

Один из примеров, где все эти требования сходятся воедино, мне хотелось бы привести.

12 лет назад в Академгородке районным отделом образования, при поддержке Новосибирского медицинского колледжа, были открыты курсы «Основы медицинских знаний» для учащихся старших классов с целью духовно-нравственного воспитания подростков через медицинское просвещение и социально-благотворительную деятельность.

Более 30 врачей высшей квалификации (хирурги, анестезиологи, педиатры…), доктора и кандидаты наук из разных клиник Академгородка изъявили готовность преподавать на этих курсах. И вот уже 12 лет они делают это благотворительно.

На занятия врачи приходят порой после ночного дежурства или какой-либо экстренной операции и еще несут в себе печать боли и сопереживания тем, кому они помогали. Дети не могут этого не видеть и не чувствовать.

Это тот случай, когда они соприкасаются с настоящим, и их не нужно ни в чем убеждать. Они видят людей, которые не на словах, а на деле желают им добра, заботятся о совершенствовании их кругозора. Они видят пример, образец жертвенности, и у них, может быть неосознанно, возникает потребность подражать этому примеру.

Вот один лишь эпизод. На лекцию хирурга-травматолога собралось 200 подростков из разных школ. Врач задерживается, — оказывается, в травму привезли человека, попавшего в тяжелую автомобильную катастрофу, и ему делают операцию. У школьников спрашивают: «будем ждать, когда закончится операция, или отменить лекцию?» Хор голосов: подождем. Через два часа появляется хирург, молодой, красивый, уставший. Дети встают и приветствуют его аплодисментами.

Уже более 1000 школьников получили свидетельства медицинского колледжа. Дети знакомятся с факторами риска основных заболеваний цивилизации, и мы надеемся, что они будут стараться их избегать и будут вести здоровый образ жизни.

Формы вовлечения учащихся в активную внеурочную деятельность, способствующую становлению нравственного стержня, могут быть самыми разными. Перечислю лишь некоторые.

1. Организация и проведение конкурсов детского творчества в области изобразительного искусства «Красота Божьего мира» и литературного «Души прекрасные порывы».

Участие детей в этих конкурсах через соприкосновение с прекрасным не только воспитывает хороший вкус, но и формирует в их сознании нравственный идеал. И конечно, невозможно переоценить научно – познавательную значимость конкурсов.

В прошлом году они были посвящены 1150-летию создания славянской азбуки и 1025-летию со времени Крещения Руси. А в нынешнем— Году культуры и 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.

2. Вводить детей в систему российских ценностей можно с дошкольного возраста, например, через их участие в выставках творческих работ, посвященных различным памятным датам российского календаря.

3. Концерты, посвященные Дню Победы. Они необходимы не только зрителям и слушателям, но и самим детям, которые, исполняя песни военных лет, открывают для себя духовную высоту подвига солдат, защищавших наше Отечество, а также красоту самих произведений, воспевающих этот подвиг.

4. Областные научно-педагогические конференции, проведенные Министерством образования.(Их темы: «Источниковедение и проблемы преподавания истории в школе» и «Культурно-историческое наследие России».) Они ориентированы прежде всего на педагогов. Ведь педагоги тоже нуждаются в просвещении.

5. Наконец, событие поистине исторического значения, позволившее детям обратиться к истокам нашей письменности и пережить чувство гордости за родное Отечество — торжественные шествия, посвященные Дню славянской письменности и культуры и проведенные по рекомендации Министерства в ряде районов области.

17 мая Праздник Букв был проведен в Академгородке. За колоннами школьников наблюдали не только жители Академгородка, но и специальное жюри, которое оценивало школы с точки зрения оригинальности и содержательности оформления колонн. Шесть школ были отмечены дипломами и ценными подарками.

Нынешний 2014 год указом Президента Российской Федерации объявлен годом празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня многим известно, что преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и основал монастырь, который в наши дни известен как Троице-Сергиева лавра.

Однако мало кто знает, что этот великий русский святой внес огромный личный вклад в собирание разрозненной Руси вокруг Московского княжества, четко понимая, что только так можно будет избавиться от монголо-татарского ига и сделать Русь великой как духовно, так и экономически. Он исходил пешком всю тогдашнюю Русь, примиряя враждовавших князей и уговаривая их объединиться под началом Московского князя. Лишь после этого стала возможной и победа на поле Куликовом, и последовавшее за этим освобождение, рост и укрепление единого государства Российского.

Сергий Радонежский всегда учил единству. По его благословению преподобный Андрей Рублев написал самую дивную икону «Троица», «дабы взиранием на Святую Троицу препобеждалась ненавистная рознь мира».

Наше обращение к личности и духовному наследию Преподобного Сергия очень важно и актуально именно сегодня, когда нам необходимо сохранить единство страны, единство народа.

Министерство образования и науки Российской Федерации обратилось к педагогической общественности с рекомендательным письмом по проведению в школах тематических уроков, посвященных преподобному Сергию Радонежскому (Методические материалы подготовлены).
В.О.Ключевский писал: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу.
Таково имя Сергия Радонежского, который из исторического деятеля превратился в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом».

Образование и Православие /

Отдел образования и просвещения Новосибирской митрополии

Читайте также:

25.04.2016 - Круглый стол «Наши заботы о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

05.03.2011 - Протоиерей Борис Пивоваров. «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» и «Основы Православной Культуры»

04.03.2011 - Приветственное слово благочинного Юго-Восточного округа иерея Игоря Затолокина участникам I конференции «Духовно-нравственное воспитание детей - общая задача школы и Церкви» ...

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 6    
  Версия для печати        Просмотров: 1688


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 

Самое новое:     все >>>


Объявления:   все >>>

29 июля
29 июля 2017 года от храма Рождества Христова п. Горный Тогучинского района до источника...
31 июля
31 июля состоится традиционный Серафимо-Турнаевский крестный ход...
до 20 сентября
Конкурс детского творчества «100-летие Патриаршей интронизации святителя Московского...
с 15 мая
Региональный грантовый конкурс «Православная инициатива в Новосибирской митрополии»...
Срочно!
Марии срочно нужна помощь! Поможем девочке спасти жизнь!...

Нравится Друзья


Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Июль 2017 (122)
Июнь 2017 (113)
Май 2017 (171)
Апрель 2017 (162)
Март 2017 (111)
Февраль 2017 (85)

«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

Яндекс.Метрика