Опубликовано 04.03.2011 в рубрике  Новости Митрополии
 

Приветственное слово благочинного Юго-Восточного округа иерея Игоря Затолокина участникам I конференции «Духовно-нравственное воспитание детей - общая задача школы и Церкви» в г. Искитим Новосибирской области


2 марта 2011 года

Уважаемые участники конференции, отцы, братья и сестры!


 
Рад приветствовать, от лица Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, всех кто принимает участие в нынешнем форуме, посвященном обсуждению вопросов соработничества Церкви и школы в решении общих задач. И передать его благословение на работу нашей конференции.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в семье и общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения «патриотизма преданности идеям социалистической Родины». И весь учебно-воспитательный процесс в начальной школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность.

Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. К сожалению, их реже слышишь сейчас. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Не стало доверия друг к другу.

А ведь только … – «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук.6:45).

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были такие понятия как - святость, духовность и любовь к Родине.

Многие видят выход из создавшегося положения именно в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям Православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа. В переломный исторический момент, когда рухнула советская государственная система, когда в умах многих наших сограждан поселились недоумение и страх за свою жизнь и судьбу детей, обращение к духовным истокам, к Богу спасало от отчаяния, давало силы строить собственную жизнь и возрождать Отечество.

Ключевым вопросом церковно-государственных отношений в сфере образования является преподавание основ религиозной культуры в средней школе. Прошедший 2010 год останется памятным для нас как Год учителя, а также как год, когда в школах России началось преподавание предмета «Основы православной культуры», проходящее в рамках апробации нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». По предложению лидеров традиционных религий Президентом России в 2009 году было принято решение о проведении федерального эксперимента преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ряде регионов страны с последующим распространением его на всю территорию государства с 2012 года.

«Главная цель проекта — посредством общеобразовательной школы обеспечить возвращение в наше общество знаний о глубинных корнях культуры российского народа. Впервые после печально знаменитого декрета Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» учителя получили возможность открыто говорить с учениками о таких фундаментальных основах человеческого бытия, как вера, религиозная традиция и культура, духовная жизнь и нравственность.

Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих.

Верующие люди — такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса». (Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на XIX Международных Рождественских образовательных чтений.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Веками именно на семейный уклад оказывает воздействие религия. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. В основе различных педагогических направлений, как правило, лежит поиск источника духовно-нравственного роста, этого идеала. В период атеизма мы формой, лишающей педагогическое мышление вдохновения и низводящей его до уровня элементарной причинности, – с натурализмом. Натурализм осуществляет поиск движущих сил роста личности в природе, причем природу человека трактует в категориях сочетания биологических и социальных механизмов. Натурализм абсолютизирует роль научного знания в педагогике, низводя все проявления духовной жизни к психологизму. Натуралистический подход ограничивает горизонт возможностей человека интеллектуальным развитием, направляя его на трансформацию внешней природы, собственной биологической природы и социальных условий.

С точки зрения православной традиции такой горизонт слишком узок. Человек свободно призван выйти за пределы самого себя. Идеал совершенствования состоит в приобретении человеком иного качества – Богочеловеческого. В православной традиции этот источник – Бог, создавший мир, человека, даровав ему свободу. Самовольное (анархическое, не принимавшее к исполнению заповедь послушания божественной воле) распоряжение свободой породило в человеке грех и смерть. Но в Боговоплощении человеческая природа усыновляется Богу – источником духовно-нравственного становления человека становится энергия Богоусыновления, Божественная благодать. В таком понимании духовно-нравственное становление в православной традиции приобретает характер уникальности. В стремлении к Святости. «Церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая гражданина Отечества Небесного, совершенного Божиего человека, на всякое дело благое уготованного (ср. 2 Тим. 3:17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан, способных устроять ко благу жизнь Отечества земного».

Современный национальный воспитательный идеал и школы и, и Церкви – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни.

Надеюсь, что нынешний форум будет способствовать сотрудничеству Церкви и школы в развитии отечественного образования —
в воспитании высоконравственного гражданина России.
 
в воспитании высоконравственного гражданина России.
Благодарю за внимание.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / 2 марта 2011 года

Читайте также:

28.01.2012 - Современное позиционирование педагога в реализации программ духовно-нравств ...

16.01.2012 - Приветственное слово игумена Луки (Волчкова) к участникам образовательных Р ...

04.03.2011 - Доклад "Совместная деятельность учреждений образования и русской православ ...

01.03.2011 - Программа проведения I конференции «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ...

01.03.2011 - Положение о проведении конференции «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 6    
  Версия для печати        Просмотров: 5433

Ключевые слова: воспитание детей, Церковь, школа, протоиерей Игорь Затолокин

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


08.10 2024
16 октября в Доме культуры и творчества им. В.П. Чкалова г. Новосибирска состоится...
02.10 2024
Расписание выставки Покровская Осень 10 – 16 октября 2024 г....
23.09 2024
23 сентября в Новосибирске состоится церковно-краеведческая конференция «Краеведение и...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2024 (5)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)
Май 2024 (32)

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031