Опубликовано 21.02.2013 в рубрике  Новости Митрополии
 

Гарин-Михайловский: Благотворитель на защите русской деревни

20 февраля в 1852 году родился Николай Гарин-Михайловский, инженер, писатель, один из основателей Новониколаевска.
Редакция портала публикует доклад «Общественная и благотворительная деятельность Н.Г. Гарина-Михайловского», (впервые опубликовано на "Православие и мир").

Автор доклада — Галина Нефедова (Москва, МГПУ, Окружной методический центр Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы).
 
Благотворительность в дореволюционной России

Благотворительность как форма поддержки малоимущих, проявление сострадания к нуждающимся, имеет в дореволюционной России особую традицию, сложившуюся благодаря особенностям национального самосознания, государственной политике и господству христианского мировоззрения. Забота об убогих, бедных, страждущих всегда была первейшим делом Православной Церкви. Призывы к милосердию отражены в священных книгах, житиях святых. Они звучали в воскресных проповедях и находили отклик в душах верующих, составлявших большую часть населения страны.

Итогом реформ второй половины XIX стало издание в России ряда законов и установление круга неписаных нравственных обычаев, правил, определивших развитие государственной социальной политики и формирование системы общественной и частной благотворительной деятельности.

Отдельным направлением взаимодействия государства и Церкви становится работа по пропаганде благотворительной деятельности и обеспечению доверия к меценатам со стороны общественности. Престиж благотворительного дела поддерживается в печати: по вопросам социальной поддержки малоимущих в дореволюционный период было опубликовано более трехсот работ, не считая периодических изданий.

Однако высокие порывы и усилия жертвователей и меценатов не всегда были понятны современникам. Так, например, Павел Третьяков в своем завещании просит брата понять идею устроения в Москве художественной галереи, «вникнуть» и «не осмеять». Не всегда понятная представителям интеллигенции идея жертвы во благо своей отчизны зачастую оказывалась абсолютно недоступной здравому смыслу простых людей.

Примером истинного служения отечеству, своему народу, потомкам и высоким гуманистическим идеалам можно считать жизненный путь талантливого инженера и писателя Н.Г. Гарина-Михайловского, о незаурядности личности которого можно судить по воспоминаниям близких ему людей и литературным портретам, созданным М. Горьким , А.И. Куприным , К.И. Чуковским.

Гарин-Михайловский: Благотворитель на защите русской деревни
Уникальным случаем в отечественной и мировой литературе можно считать то, что писатель стал основателем города. Возникший благодаря бескорыстным трудам Гарина-Михайловского Новосибирск (до 1926 года Новониколаевск) ныне является третьим по численности населения городом в РФ, административным центром Новосибирской области и Сибирского федерального округа, научным, культурным, промышленным, транспортным, торговым и деловым центром огромной Сибири.

Талантливый изыскатель, Михайловский нашел оптимальную и по сегодняшним меркам трассу для «электрической чудо-дороги» в Крыму. Инженерной деятельности Н.Г. Михайловского, его революционным проектам постройки мостов и дорог, идеям экономического характера посвящены статьи Н. Зезинова и А. Никулькова.

Гарин-Михайловский: чудак и профессионал

Начав свой творческий путь на поприще строительства железных дорог, Гарин-Михайловский почти сразу завоевал славу чудака: вопреки устоявшейся традиции организации труда, он доплачивал рабочим из собственного кармана за добросовестный труд.

На протяжении всей жизни Михайловский оставался честным с подчиненными, коллегами, начальством и своей совестью. Верный нравственному закону, но сознающий невозможность противостояния бюрократической машине и оборотливым дельцам-коллегам, он оставляет на два года службу, а потом возвращается и проводит в жизнь те же принципы щепетильной порядочности.

Несговорчивость и высочайший профессионализм отметят орденами, производством в чины. А несколько лет спустя Гарин-Михайловский будет уволен «по третьему пункту» (без права на реабилитацию) за нелицеприятное изображение в печати министерских чиновников и через два года восстановлен на государственной службе министром путей сообщения. Его представят императорской семье как выдающегося инженера, а затем лишат права селиться в столице и поместят под негласный полицейский надзор.

Покинув Петербург, Гарин-Михайловский вернется к инженерному делу и будет вновь награжден орденами.

На протяжении всей жизни Гарин-Михайловский искал путь процветания России. Активная гражданская позиция и трезвый критический взгляд философа «живого дела» отразились в сотрудничестве с народниками-либералами и уходе от них, поддержке марксистов, социал-демократов, большевиков и глубокими сомнениями в правильности этого пути – осознании себя «кучером в колеснице дьявола».

Отдельного внимания заслуживают сельскохозяйственные опыты Гарина-Михайловского и его деятельность по реформированию деревни. Первый опыт ведения хозяйства в глухой самарской деревне Гундуровка (1883 – 1886) оказался неудачным, что развеяло народнические иллюзии помещика-либерала, но не подорвало веру в прогресс.

По-прежнему осознавая свой долг трудиться на благо народа России, Гарин-Михайловский изливает душу в «своей тетрадке», которая через несколько лет принесет автору признание в литературных кругах.

Судьба защитника русской деревни

В 1890 году в «Отечественных записках» появится исполненный драматического пафоса разочарования и искренней грусти очерк «Несколько лет в деревне», созданный на автобиографическом материале и повествующий о неудачной попытке помещика реформирования деревни с целью улучшения жизни крестьян.

Полемизируя с беллетристами-народниками (П.В. Засодимским, Н.Н. Златовратским), Гарин-Михайловский показал в традициях прозы Г.И. Успенского полную несостоятельность теории «активных героев и пассивной толпы» применительно к экономическому укладу деревни тех лет. «Деревенские» очерки писателя говорили об исторически обусловленном «вековом антагонизме» помещиков и крестьян.

Тяжело переживая неудачу, Гарин-Михайловский постарается на время забыть о сельском хозяйстве и вернется на службу. В течение последующих тринадцати лет Гарин-Михайловский успеет удивительно много. Он ведет изыскания в Томской губернии (в результате которых и возникнет Новониколаевск), финансирует журнал «Русское богатство», сотрудничает с «Русской мыслью», поддерживает марксистов, оказывает материальную помощь издательству «Самарского вестника», предпринимает кругосветное путешествие, строит мосты и дороги в Корее и Маньчжурии, где помимо этого ведет научные наблюдения и собирает фольклор.

В те же годы Гарин-Михайловский заканчивает третью часть автобиографической тетралогии и создает большую часть своего литературного наследия, которое составляют очерки о жизни русской глубинки и просвещенной интеллигенции, путевые заметки, статьи по вопросам экономики и железнодорожного строительства.

А в 1899 году он возвращается к сельскому хозяйству, но его снова ждут неудачи на этом поприще – в 1902 году имение продается с торгов. Анализируя деятельность Гарина-Михайловского по реформированию деревни, достаточно сказать, что на улучшение жизни крестьян (их образование, лечение, создание элеваторов, внедрение новых способов возделывания сельскохозяйственных культур, разведение племенного скота, обработку древесины и т.д.) им было истрачено несколько миллионных состояний, как унаследованных его семьей, так и заработанных на изысканиях и постройке дорог.

Огромные суммы денег были пожертвованы на поддержку передовой печати и развитие теорий социальных преобразований. Незадолго до внезапной смерти от паралича сердца Гарин-Михайловский, избранный в Харбинский социал-демократический комитет Маньчжурской армии, передает все имевшиеся у него сбережения большевикам, и семье приходится хоронить писателя по подписке.

Анализируя поступки и события жизни этого «разносторонне, по-русски даровитого» человека, нельзя не удивиться его подлинному бескорыстию, неистощимой любви к ближнему и вере в человека.

Однако письма Гарина-Михайловского служат доказательством того, насколько тернист и сложен был для самого писателя путь постижения и приятия мира. Ответом на сформулированный некогда Достоевским вопрос о принципиальной возможности любви человека к ближнему может служить письмо-исповедь Гарина-Михайловского от 7 июня 1879 года.

Писатель признается, что «всегда любил людей, немножко идеально смотрел на все», старался делать зависящее от него добро и «только к себе был недоверчив». Его любовь к людям происходила из твердой уверенности, «что люди стоят, ценят и понимают делаемое им». Но постепенно его вера в людей стала угасать, хотя он и продолжал делать добро, потому что зла делать не мог: «…мне жаль становилось этих жалких людишек, пошлость которых и негодный эгоизм – главные причины их страданий. Одним словом, я переставал любить людей, а вместе с тем и самого себя».

Гарин-Михайловский сетует на то, что, даже разуверившись в людях, не мог причинить им зла или отомстить, а напротив – продолжал помогать окружающим и превратился в собственных глазах в «бесхарактерного», «бессознательного» и «глупого» человека, «сознающего одно и продолжающего делать другое». Но любовь к будущей супруге помогла писателю преодолеть этот душевный надлом и примирила его с окружающими: «Теперь я хочу… трудиться, делать добро и приносить пользу людям, любя их и жалея…» .

На пути к спасению

Самоотверженный труд и неустанный поиск идеала, равно как помощь ближнему обогащают душу человека, даруют ему путь к спасению. Эта идея наиболее ярко отражена в рассказе «Сочельник в русской деревне», созданном на основе путевых зарисовок.

Завязку произведения составляют размышления спешащего в канун Рождества к своей семье автобиографического героя-повествователя о том, что в русской деревне, к сожалению, сочельник празднуется куда скромнее, чем в Малороссии. Сетуя на неспешность пути, герой сообщает ямщику о своем желании пожертвовать нуждающимся ради великого праздника и попадает в гибнущую от голода деревушку: рассказчик оказывается в ситуации, «когда вручить помощь некому», поскольку, изможденные голодом, люди «лежат колобами», и нет того, «кто ходит» .

Обойдя избы, герой находит «старца», «недужного, а умственного», способного «распорядиться», и одинокую старуху, оставшуюся с малолетним сиротой-внуком. Не о хлебе земном для малютки пекутся старики, перед лицом смерти помнят они о душе ребенка. Вдохновенные речи старухи о спешащем на землю Царе Небесном, что «сияет, как звездочки те», рождают в сердце внука самую искреннюю и непосредственную веру, во много раз превосходящую надежду взрослого на спасение. Божьим промыслом приведенный в этот забытый людьми угол герой-повествователь и страстно верующая старуха не могут сдержать рыданий, потрясенные готовностью малыша встретить Христа, сходящего в эту великую ночь на землю: «»Идет, идет…» – метнулся мальчик и судорожно протянул руку к серебряному следу летевшей и рассыпавшейся миллионами искр звезды».

В эту Рождественскую ночь возглас ребенка в темной избе пробуждает «могучую силу» в душе героя-повествователя и заставляет его «жить одним чувством с необъятной русской деревней» и всем миром.

В заключение хочется отметить, что литературная, общественная и благотворительная деятельность Гарина-Михайловского как неотъемлемые составляющие его жизни, жертвенное служение людям служат доказательством священных слов о том, что «не оскудеет рука дающего». Добро порождает добро, и даже несмотря на то, что корень всех неудач Гарина-Михайловского в реформировании сельского хозяйства таился в недоверии крестьян к «чудаку»-помещику, непонимании высоких замыслов, годы труда и «непротивления злу насилием» изменили отношение деревни к «барину».

Жена писателя-инженера расскажет в своих воспоминаниях о том, что перед октябрьской революцией крестьяне-переселенцы, воспитанные теми, с молчаливого согласия которых когда-то погибли в пожарах труды ее мужа, назовут новый поселок Михайловкой, в память «о доброте и сердечности» Николая Георгиевича. А после 1917 года крестьяне преподнесут в дар Надежде Валериевне Михайловской разросшийся фруктовый сад, посаженный некогда ее мужем и приносящий теперь немалый доход, способный пожизненно обеспечить ее и детей. Верная идеалам мужа, вдова откажется от подарка, объяснив, что ей достаточно «сердечного отношения… к памяти Николая Георгиевича» .

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 5195


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


22 февраля
22 февраля состоится открытие выставки «История русской святости»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Январь 2023 (53)
Декабрь 2022 (83)
Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)
Август 2022 (43)

«    Январь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031